ВОДОЧНЫЕ КОМПАНИИ ТЕСНЯТ ПИВОВАРОВ: ХОЛДИНГ "ЛАДОГА" ПРИСТУПАЕТ К ВЫПУСКУ ПИВА ПРЕМИУМ-КЛАССА

0:00
0

Водочные компании наконец-таки прислушались к аналитикам, утверждающим, что россияне начали менять вкусовые пристрастия, все чаще изменяя “беленькой” с легким алкоголем. Один из крупнейших российских производителей холдинг “Ладога” объявил, что в ближайшее время начнет выпуск пива премиум-класса. Мощность первой линии по производству пива составит 300 тыс. дал в год, а инвестиции в проект – около $2 млн. Пиво будет разливаться в кеги и бутылки на заводе “Ладоги” в Ивангороде под одним из чешских брэндов, который “Ладога” намерена приобрести в собственность. Начать производство планируется к концу этого года.

Эксперты газеты “Коммерсантъ” полагают, что приход непрофильного игрока на высококонкурентный пивной рынок выбран очень удачно. “Сегмент премиального пива является наиболее динамично растущим, – считает аналитик Альфа-банка Александр Свинов. – Поэтому рынку нужны новые брэнды”. В то же время производитель премиального пива Олег Тиньков считает, что пивное производство у “Ладоги” рентабельным не будет. “Продвижение новой марки требует как минимум $10 млн., – говорит господин Тиньков. – При заявленных небольших объемах производства инвестиции не окупаются”.

Однако обозреватели “Коммерсанта” Роман Овчинников, Дмитрий Добров допускают, что “Ладоге”, возможно, и не понадобится специально тратиться на продвижение продукции. “У всех водочных производителей очень хорошо налаженная дистрибуторская сеть”, – отметил аналитик UFG Алексей Кривошапко.

Наряду с пивным рынком бурное развитие переживает и производство слабоалкогольных коктейлей. “Столичная вечерняя газета” отмечает, что 2004 год обещает побить рекорды по потреблению напитков этого типа. Сообщается, что по данным Национальной алкогольной ассоциации, в 2002 году емкость рынка слабого алкоголя возросла почти на 40 процентов, а за прошлый год выпуск коктейлей увеличился еще на 37,5 процента.

Корреспондент “Столичной” Оксана Смирнова отмечает, что минимальные технические и сырьевые затраты и высокая рентабельность индустрии слабоалкогольных коктейлей привели к тому, что в этот бизнес устремились производители пива и безалкогольных напитков. Только в московских магазинах сейчас зафиксировано более 600 разновидностей коктейлей.

Финансовые аналитики считают, что на развитие этого сегмента рынка повлиял и запрет на рекламу алкоголя крепостью больше 15 градусов. Водочные короли придумали простейший способ обойти закон: они наладили выпуск девятиградусных коктейлей. Московский “Топаз” выпустил коктейли “Супер”, РВВК – коктейль “Флагман”, “Ост-Алко” приступил к выпуску коктейля “Столичная Лед”. “Такая массовая рекламная атака не могла не пробудить интереса у потребителя”, – считает Оксана Смирнова.

Сейчас интерес к перспективному рынку проявляют новые игроки. По словам гендиректора московского завода “Кристалл” Александра Романова, к лету они планируют выпустить слабоалкогольные напитки под своей маркой. Предположительно, они будут разливаться в стеклянные бутылки и позиционироваться как напитки класса premium. Не исключено, что выпуском алкогольных коктейлей займется и компания “Кока-Кола”.

Однако, как считает Ольга Курбатова, президент крупнейшего отечественного производителя слабоалкогольных коктейлей компании “Хэппилэнд”, примерно через полтора-два года стремительный рост производства на рынке закончится: “Сейчас рынок слабого алкоголя близок к насыщению. Теперь основная цель производителей не расширение ассортиментного ряда, а повышение качества напитков”.

По-другому оценивает ситуацию эксперт Business Analytica Ирина Седова. Она считает, что рынок коктейлей будет только расти: “Гибкий и рентабельный рынок легкого алкоголя может стать приоритетным для производителей. По нашим прогнозам, в этом году ожидаются самые высокие продажи слабоалкогольных коктейлей. А участники рынка прогнозируют, что скоро коктейли будут пить все, а не только молодые люди”.

“Столичная газета” приводит данные исследования рынка проведенного компанией Business Analytica. Несмотря на то, что в прошлом году практически все ведущие производители расширили свой ассортимент за счет новых марок, в десятку самых популярных слабоалкогольных коктейлей вошли в основном традиционные вкусы.

Первые три позиции принадлежат коктейлям джин-тоник производства компаний “Очаково”, “Вена” и Greenall’s, хотя совокупная доля этих трех марок за год сократилась более чем на два процента. За лидерами следуют коктейли “Трофи Фейхоа” и “Казанова” от компании “Хэппилэнд”.

О том, что водка сдает позиции, также свидетельствуют данные опроса социологической службы “РОМИР Мониторинг”, которые были опубликованы в газете “Российские вести”. Как выяснилось, лишь у 6 процентов россиян грядущее подорожание вызвало уныние, так как это будет “сильным ударом по семейному бюджету”. У 8 процентов россиян денег на спиртное всегда хватает, сколько бы оно ни стоило. 15 процентов опрошенных уверены, что они в продаже всегда смогут найти недорогую поллитровку. Кроме того, около трети россиян (37 процентов) вообще не употребляют водку, поэтому их не волнует ее подорожание. Чуть меньше участников опроса (32 процента) считают, что раз они пьют мало, неприятное подорожание мало коснется их семейного бюджета.

Однако обозреватель газеты Илья Иванов к социологическому исследованию относится скептично. Он считает, что скорее всего, опросы не учитывают бедности многих пьющих россиян, которые предпочитают покупать нелегально изготовленный самогон.

Нужно отметить, что некоторые производители водки также не склонны пессимистично оценивать ситуацию на рынке крепкого алкоголя. Подтверждением этого является намерение водочной артели “Ять” инвестировать около $10 млн. в строительство двух новых заводов. “Ведомости” со ссылкой на “Интерфакс” сообщают, что один из заводов будет введен в мае-июне 2004 г. в подмосковных Мытищах, второй – к концу этого года в московском районе Медведково. Проектная мощность обоих предприятий составляет 3,5-5 млн. бутылок (0,5 л) в месяц. Подмосковный завод будет ориентирован на производство водки, московский – слабоалкогольных напитков класса премиум под торговой маркой “Ять”.

Увеличивает мощность и компания “Диамант Алко”. В 2004-2005 гг. она планирует вложить $20-25 млн. в расширение и модернизацию производства на принадлежащем ей заводе “Традиции качества” в Московской области. Инвестиции будут направлены на строительство новой линии розлива водки мощностью 12 000 бутылок в час, строительство второй очереди купажного цеха и расширение складских помещений. В результате, как прогнозируют в компании, мощности предприятия увеличатся до 600 000 дал в месяц, что в два раза больше, чем сейчас.

Весьма перспективным аналитики считают и рынок вина. Как отмечает “Российская бизнес-газета”, по прогнозу отечественных экспертов, в год рост рынка составит 12 процентов. Французские аналитики дают более острожный прогноз: 5,3 процента. Обозреватель Андрей Яковлев отмечает, что прогноз для самых крупных винных рынков мира – США и Великобритании составляет 2,6 и 4 процента соответственно. Российский винный рынок сейчас сопоставим по динамике роста лишь с китайским (7 процентов в год). При этом подчеркивается, что если китайцы в основном пьют дешевое вино, россияне год от года потребляют все более изысканные и дорогие вина.

Абсолютными лидерами на рынке вина в России являются молдавские вина – их предпочитают 25,9 процента потребителей алкогольной продукции. Вина столичных производителей (в основном из того же молдавского сырья) выбирают 20,5 процента населения, грузинские (в большинстве случаев это подделки) – 18,2 процента, крымские (массандровские) – 14,8 процента. Элитные вина европейских производителей занимают совсем небольшую долю рынка – 7,1 процента.

Эксперты прогнозируют, что через пять лет население станет пить в пять раз больше вина, чем сейчас. Показатель среднедушевого потребления достигнет 15-17 литров в год. При этом, по мнению аналитиков, доля марок, произведенных на территории СНГ, будет стабильно расти. Этому во многом способствует и тот факт, что для европейских производителей российский рынок не является приоритетным, поэтому в России очень мало европейских вин среднего ценового сегмента, то есть стоимостью 20-40 долларов за бутылку. По всей видимости, оценив перспективы роста рынка, российские компании и решили обратить внимание на винодельческие заводы в Молдавии и Грузии. При этом российским предпринимателям приходится модернизировать предприятия, чтобы добиться более высокого качества выпускаемой приобретенными заводами продукции. Обозреватель газеты надеется, что таким способом будет решена проблема подделок.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ