РОССИЯНЕ ОБВИНЯЮТ В ГРЯДУЩЕМ ПОДОРОЖАНИИ ВОДКИ ПРАВИТЕЛЬСТВО, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И СПЕКУЛЯНТОВ

0:00
0

C Нового года принято ожидать повышения цен на алкогольную продукцию. Однако, как выяснили сотрудники Всероссийского центра изучения общественного мнения, слухи о повышении цен на водку беспокоят лишь 46 процентов опрошенных россиян. 24 процента в грядущем повышении обвиняют правительство, 21 процент – самих производителей водки, а 19 процентов – торговцев и спекулянтов. Досталось и президенту: его антиалкогольной политикой, которая приводит к росту цен на “беленькую” недовольны 3 процента россиян. Наконец, 7 процентов респондентов предъявляют счеты местным властям.

К счастью, далеко не все производители намерены порадовать публику столь неприятным сюрпризом. Как сообщает смоленская газета “Рабочий путь”, крупнейший региональный производитель алкоголя ОАО “Бахус” не собирается шокировать покупателей новыми ценами. Пресловутого повышения цен на водку в два раза не будет, уверяет руководство предприятия: увеличение акцизов приведет лишь к тому, что производитель будет платить с поллитровки не 30, а около 35 рублей налогов. Это приведет к удорожанию водки максимум на рубль-полтора.

Зато приморские производители советуют готовиться к худшему. По их подсчетам, из-за роста акцизов цена бутылки водки в среднем возрастет на 15-20 руб. Как отмечает владивостокский “Золотой Рог” ситуация тем хуже, чем дальше регион расположен от центра. Так, если центральные регионы смогут распродать весь товар перед праздником, то окраины, в том числе и Приморье, оказываются в крайне невыгодном положении. Подчеркивается, что продукция в Приморский край идет больше месяца, поэтому оптовики будут вынуждены компенсировать потери за счет потребителей, повышая цену.

Опасения местных производителей вызывает не только необходимость повышать цену на продукцию, но и бурный рост теневого сектора. Так, руководитель фирмы “Гепард” Николай Корман отметил, что с поднятием цен у легальных фирм производители “паленки” резко активизируются. “Теневикам”, по сути, дан карт-бланш, заявил Корман. Так, по некоторым подсчетам, их прибыль может составить до 300 процентов.

По мнению коммерческого директора ООО “Стимул Трейд Ко” Михаила Лоева, окончательно ситуация с крепким спиртным прояснится в крае после 15 января. Тогда будет ясно, кто из производителей понизит отпускные цены и каких брэндов это коснется. Однако обозреватель газеты считает, что не стоит ждать снижения цен на “беленькую”: “Многолетний опыт показывает, что в нашей стране водка может только дорожать. Все равно пить население меньше не будет”.

Исполнительный директор Санкт-Петербургского клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский в статье, опубликованной в газете “Петербургский Час Пик”, заявил, что цена на водку может повыситься на 20 процентов. Как отметил Черниговский, после объявления о нововведениях последовал массовый отказ многих акцизных складов приобретать алкогольную продукцию у производителей до Нового года. Эксперт заявил, что можно прогнозировать рекордно низкий объем производства водки в декабре 2003 г.

Однако владикавказская “Северная Осетия” к акцизным нововведениям относится оптимистично. Подчеркивается, что изменение механизма распределения акцизов выгодно регионам-потребителям. Так, если в прошлом году регионы получила только половину акцизных сборов, с этого года в местные бюджеты будет поступать 80 процентов акцизов. Вместе с тем, обозреватель отмечает, что ситуация позапрошлого года, когда платили половину налогов непосредственно предприятия-производители для республики была предпочтительнее. Тем не менее, по предварительным оценкам доход бюджета Осетии будет на несколько сот миллионов рублей выше, чем в прошлом году.

Что касается алкогольного рынка Москвы и Петербурга, то он в силу большей изощренности, движется в направлении большей диверсификации. Одним из маркетинговых ходов при этом является реанимация старых брэндов, которые вызывают у потребителя ностальгические ассоциации, при этом старое название не имеет никакого отношения к новому продукту. Однако бывают и исключения, когда брэнд-ветеран, сохранивший традиционное качество, продолжает удерживать стабильно высокие позиции. В качестве примера питерская “Комсомольская правда” приводит завод “Самтрест”, созданный еще в 1929 году по решению Совнаркома для реализации грузинских вин и коньяков. Сегодня единственный завод “Самтрест” сохранился в Петербурге. Виноматериалы “Самтрест” приобретает не только у традиционных поставщиков из Грузии, Молдавии и Азербайджана, но и в Аргентине, Чили и ЮАР.

Нужно отметить, что традиционный интерес к алкогольной тематике особенно возрастает в январе, когда друг друга сменяют праздники, которые россияне с удовольствием празднуют и по новому, и по старому стилю. В канун Рождества “Московский комсомолец” опубликовал настоящее эссе, посвященное истории русской водки. Обозреватель газеты Александр Добровольский напомнил, что “огненная вода” была завезена в Россию генуэзскими купцами, однако, увидев печальные результаты дегустаций, власти тут же запретили дальнейший ввоз “зелья” в страну. Так что в течение почти ста лет водку на Руси использовали лишь в качестве лекарства.

Само слово “водка” никакое не русское, оно произошло от польской “вудки”. Правда, в изначальном варианте этим термином наши прадеды называли такие горячительные напитки, которые имели цвет, то есть настойки на травах и ягодах. Бесцветная водка называлась неблагозвучным словом “горлодер”. Окончательное же превращение “хлебного вина” в “водку” состоялось лишь в позапрошлом веке.

20-е годы ХХ века запомнились появлением 38-градусной “рыковки” и полетом новаторской мысли молодых советских технологов, предложивших новый вариант сверхэкономичного безотходного производства водки из навоза. Как пишет обозреватель, двадцати килограммов коровьего “субпродукта” хватало, чтобы изготовить 3 литра вполне сносного самогона. Однако промышленного освоения данное “ноу-хау” так и не получило.

Что касается истории борьбы с пьянством, то в XIX века она стала одним из приоритетов государственной политики. В 1845 году вступило в силу “Уложение о наказаниях”, в котором были прописаны степени опьянения. Высший уровень “назюзюканности” характеризовался термином “бесчувственный”. Далее по нисходящей следовали: “растерзанный”, “дикий”, “веселый”. И, наконец, самая наилегчайшая (и самая распространенная) категория нетрезвых горожан – “желающий опохмелиться”.

Среди тех, кто хотел подстраховаться от нежелательных последствий “передозировки”, в Москве и Петербурге долгие годы пользовался популярностью особый способ “выпивать по-шуваловски”. Изобрел его один из фаворитов Екатерины Великой граф Шувалов. От природы он был “не крепок по части выпивки” и пьянел буквально от двух рюмок. Между тем бражничать приходилось много: ближайшее окружение государыни сутками не вылезало с бесконечных застолий. Вот и придумал граф способ, как укрепиться. Перед началом каждой пирушки он выпивал бокал горячего вина, куда было влито несколько ложек подсолнечного масла. Такая добавка обволакивала стены кишечника и препятствовала быстрому всасыванию алкоголя.

Подчеркивается, что в революционном XX веке был по достоинству оценен потенциал водки как стратегического ресурса. Так известно, что на выборах в Учредительное собрание “представителей электората” попросту подпаивали перед избирательными участками и потом вели захмелевших избирателей “ставить “галочку” за хорошего человека”. Подчеркивается, что подобное вовсе не считалось нарушением правовых норм.

Что касается антиалкогольных кампаний, которые начали проводиться еще Борисом Годуновым, самые парадоксальные относятся к временам правления Хрущева и Андропова. Так, в середине 1960-х годов из продажи исчезли наборы “Юный химик” за пропаганду самогоноварения. Весной 1985 года ярые борцы с “зеленым змием” из госаппарата постановили убрать из репертуаров театров все оперы и спектакли, где были сцены пиров и застолий. “Под нож” попали “Борис Годунов”, “Травиата”, “Застольная” Бетховена и “Заздравная” Дунаевского.

Пивные традиции в России не так сильны, поэтому российским пивоварам для стремительного укрепления позиций приходится инициировать рекламные акции. Лидером по прежнему остается “Балтика”, которая завершает 15 января акцию, направленную на пропаганду пива в алюминиевой упаковке под лозунгом “Алюминиевая банка сближает и интригует”. Участники акции получат 5 миллионов призов. Главный приз – пять автомобилей BMW. Один из них уже вручен 37-летнему майору милиции Михаилу Панфёрову, который “просто зашел купить пива” в один из местных супермаркетов.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ