ФСБ ПЛАНИРУЕТ МОНИТОРИНГ ВОДКИ

0:00
0

Пресловутый азиатский ген, которым якобы обусловлена уникальная способность русского человека потреблять водку в больших количествах, не помог участникам конкурса в Вологодонске “Кто выпьет больше водки”. В конкурсе, организованном местным магазином “Савелий”, приняло участие шесть человек, пять джентльменов и одна дама. Главный приз – десять бутылок водки не достался никому: победитель, выпивший около трех литров, скончался по дороге домой, пятеро остальных конкурсантов были доставлены в больницу в состоянии тяжелой интоксикации.

Как сообщает “Независимая газета”, налицо рекламный характер мероприятия. О состязании быстро узнали все любители горячительных напитков, проживающие в окрестностях. К назначенному часу у магазина собралась толпа постоянных клиентов винно-водочных отделов. Условия соревнования были простыми: используя пол-литровые пивные кружки, за определенное время выпить как можно большее количество водки, разлитой по ведрам. В качестве закуски предлагался черный хлеб с колбасой и горчица. Максимальная планка выпитого не устанавливалась.

Против организаторов конкурса возбуждено уголовное дело. Хозяин магазина “Савелий” волгодонский предприниматель Молостовцев обвиняется в убийстве по неосторожности и нарушении Закона “О рекламе”, запрещающего рекламные акции, агитирующие за употребление спиртных напитков.

Следователь прокуратуры Роман Попов признался корреспонденту НГ, что ничего подобного в его многолетней практике не было и дело будет сложным, так как пострадавших пить никто не заставлял. К тому же заявлений от родственников жертв конкурса в прокуратуру Волгодонска не поступало. Жена покойного победителя, уставшая от постоянных попоек мужа, заметила только, что “его смерть закономерна”.

Однако к летальному исходу, как известно, приводит не только передозировка водки, но и ее низкое качество. Как отмечает “Труд”, около 65 процентов крепкого алкоголя в России производится нелегально. В ситуации острого демографического кризиса волна водочных отравлений принимает масштабы национального бедствия. Этим обусловлено решение властей привлечь к контролю за рынком водки спецслужбы. Бороться с нелегалами ФСБ намерено при помощи конспирологии. На водочные бутылки нанесут шифрованные штрихкоды с криптограммами и голографией. Информация по объемам заказов производителями марок будет сводиться органами в единую компьютерную базу, с помощью которой они смогут отследить “историю” любой бутылки, вплоть до производителя и номера партии, а также ее путь до конкретного магазина.

О разработке системы полного мониторинга производства и оборота алкоголя объявил в минувшую пятницу представитель научно-технического центра “Атлас” при ФСБ. Он сообщил, что система уже проходит апробацию в Ленинградской области и Карелии.

“Газета” отмечает, что компьютерный надзор отнюдь не является ноу-хау ФСБ. Еще в начале июня МНС объявляло о запуске системы “Госмонополия”, которая должна была обеспечить тотальный контроль за алкогольной продукцией в режиме он-лайн при помощи спецмарок. В МНС надеются, что к концу года “Госмонополия” заработает в 25 регионах.

Чиновники профильных ведомств подчеркивают, что ужесточение контроля решает не столько проблему повышения качества спиртного, сколько наполнения госказны. Как отмечает “Газета”, Минсельхозу хорошо известно, что продажей нелегальной водки зарабатывают “оборотные средства” и вполне легальные ликероводочные заводы, загружающие левыми заказами “простаивающее оборудование”. “Государство действительно выиграет, если прижмет к ногтю крупных производителей левой водки, – заявил руководитель департамента пищевой промышленности Минсельхоза Владимир Кайшев. – Но их место займут другие, те, кто разливает ее по подвалам, значит, травиться граждане будут чаще и больше”.

Руководители алкогольных компаний тем временем отмечают, что рынок находится в состоянии стагнации, а потому прогнозируют сокращение водочных предприятий.

“Объемы продаж не будут расти ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе, потому что пить водки больше, чем сейчас в России, нельзя, – заявил “Коммерсанту” директор алкогольного департамента завода “Традиции качества” компании “Диамант-Алко” Игорь Володин. – При этом более конкурентного продукта, чем водка, на рынке нет. Государство, которому сегодня принадлежит контрольный пакет многих предприятий, неэффективный собственник и управленец. Удовлетворительной можно назвать работу не более пяти предприятий, подконтрольных государству. Остальные – практически банкроты, которые держатся на дотациях и преференциях местных властей. В этой ситуации компании, не имеющие собственного завода, торговых марок и налаженной дистрибуции, не способны выдержать конкуренцию по соотношению цена-качество. Оценивая развитие рынка в среднесрочной перспективе – 10-20 лет, можно предположить, что число игроков будет сокращаться и достигнет максимум 20-30″.

Эту же позицию разделяет генеральный директор ФКП “Союзплодоимпорт” Владимир Логинов, однако он не считает, что темпы выдавливания с рынка компаний будут столь стремительными. По мнению Логинова, судьба мелких компаний находится в прямой зависимости от успеха акции по борьбе с контрафактом, так как нелегальное производство алкоголя во многом обеспечивает относительную финансовую стабильность небольших предприятий и если они будут лишены возможности выпускать левую водку, то уйдут с рынка.

Гендиректор холдинга “Русский стандарт” Игорь Косарев в своих комментариях сделал акцент на том, развитие цивилизованного рынка неизбежно приводит к сокращению числа компаний: “Не думаю, что в будущем мы будем отличаться от других стран. И все те процессы, которые происходили на международных алкогольных рынках, в перспективе ожидают и нас. Сегодня каждый ликероводочный завод в России – самостоятельный игрок рынка. Между тем рынок требует от производителей не только технологических навыков производства водки, но и профессионального маркетинга, профессионального знания практики построения брэнда. Со всем этим заводам справиться довольно сложно, поэтому число производителей водки в стране будет сокращаться. На мой взгляд, в течение пяти лет мы придем к тому, что на рынке останется десяток крупных компаний”.

Такую же цифру назвал “Коммерсанту” вице-президент по маркетингу Русской вино-водочной компании (РВВК) Герман Климовский. Однако он считает, что процесс сокращения займет достаточно много времени, минимум лет пять: “Все будет зависеть от активности региональных властей в поддержке своих производителей и условий рекламы алкогольной продукции”.

Другого мнения придерживается председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. Он подчеркнул, что в прогнозе о состоянии алкогольного рынка нужно принять во внимание географический фактор: Россия столько огромна, что несколько крупных игроков не смогут обеспечить потребность в “беленькой” во всех регионах. “Говорить, что с течением времени на рынке останется 10-15 производителей, нельзя, – заявил Шапкин. – Другое дело, что общее число предприятий, безусловно, будет сокращаться. Рынок постепенно будет переходить к владельцам известных брэндов, которые начнут использовать франчайзинговые схемы для производства своей продукции”.

Обостряющаяся конкуренция приводит к брэндовым войнам. Так, руководство компании “Диамант-алко” отправило в “Туласпирт” письмо с требованием прекратить производство водки “Мягонькая”. По мнению “Диамант-алко”, дизайн “Мягонькой” повторяет элементы оформления их фирменной водки как пишет “Коммерсантъ, конфликт между “Диамант-алко” и “Туласпиртом” выглядел бы весьма банально для водочного рынка, если бы не одно обстоятельство: “До сих пор государственным предприятиям не предъявляли претензий по поводу копирования чужих водочных марок. Более того, имела место обратная тенденция. Достаточно вспомнить неоднократные заявления ФКП “Союзплодоимпорт” о массовых случаях производства контрафактных “Московской” и “Столичной” и бесконечные вариации на тему “Гжелки”, разработанные региональными предприятиями”.

Эксперты склонны объяснять случившееся неразберихой на самом “Туласпирте”. Предприятие имеет колоссальные долги (более 1 млрд. руб.), а наиболее ликвидные активы (Лужковский и Плавский спиртзаводы) сейчас выставлены на продажу.

Другой способ борьбы с конкурентами – изобретение оригинальных рекламных ходов. Одной из новинок в сфере алкогольного креатива стала реклама коньяка Otard на грузовиках. Рекламное агентство Young & Rubicam считает, что этот вид рекламы не подпадают под действие закона о производстве и обороте алкоголя. По всей видимости, юридические нюансы, позволяющие агентству использовать этот трюк, являются основанием креатива. Во всяком случае, “Коммерсанту” не удалось получить комментариев по этому вопросу в Young & Rubicam.

“Мы довольны эффектом этой рекламы, – отметила брэнд-менеджер Otard Юлия Вишневская. – Раньше в России никто ничего подобного не делал, и мы немного опасались за исход проекта, но когда стали поступать отклики, причем не только от наших коллег, но и просто от знакомых людей, мы поняли, что добились своего”, – рассказывает Вишневская. По ее словам, стоимость аренды грузовиков сопоставима со стоимостью обычного рекламного щита “в очень хорошем месте”, но в отличие от стационарного щита, снабженного только подсветкой, автомобили компании могут оборудоваться громкоговорителями для передачи музыки и текстов, а также системой GPS для четкого контроля местонахождения рекламоносителей.

Нужно отметить, что за рекламой коньяка Otard антимонопольное ведомство наблюдает пристально. Так, недавно МАП оштрафовал журнал “Premiere” издательского дома “АФС” за рекламу коньяка Otard и водки Absolut. В число штрафников также попал журнал “Автопилот”, в котором рекламировались Hennessy, Remy Martin, “Арарат”, Frapin, а так же виски Chivas Regal и водки “Алтай”. Как пишут “Ведомости”, МАП счел, что оба издательства нарушили закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта.

Атака на глянцевые журналы сужает поле для маневра компании “Диамант-Алко”, планирующей в январе вывести на рынок новый бренд, который будет позиционироваться в суперпремиальном ценовом сегменте. Как сообщают “Известия”, в рознице водка будет стоить 1300 рублей за бутылку емкостью 0,75 литра. Пока название бренда не разглашается.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ