ОТ БРЭНДОВЫХ СКАНДАЛОВ ПРОИГРЫВАЮТ ВСЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА

0:00
0

Россияне становятся все разборчивее в своих алкогольных пристрастиях, и, как отмечает “Русский курьер”, это не может не радовать всех участников российского рынка легальной алкогольной продукции, особенно российские водочные компании. Однако становясь все более требовательными к качеству крепкого алкоголя, россияне не собираются изменять любимой водке с элитными западными напитками. Так, по оценкам британской аналитической компании Datamonitor, через 5 лет продажи крепкого алкоголя в России вырастут на 12 процентов, и самый значительный рост опять даст “беленькая”. “Водка в России по-прежнему вне конкуренции, она в традиции”, – так объясняет положение дел обозреватель “Русского курьера” Сергей Денисов.

Автор статьи подчеркивает, что государственная политика по борьбе с контрафактом начинает приносить свои плоды. Так, Золтан Золотов, глава компании “Русский алкоголь”, в которую входит один из крупнейших в России ЛВЗ “Топаз”, отметил, что “на рынке сложилась устойчивая тенденция, когда все большее число потребителей отказывается от сомнительного дешевого алкоголя в пользу более дорогого и более качественного. Поэтому объемы производства и реализации дешевого алкоголя падают, а качественного, который производится крупными заводами, – наоборот, растут”.

Вытеснение с рынка нелегалов сопровождается концентрацией и укрупнением производителей. Эксперты обращают внимание на то, что количество мелких предприятий стремительно уменьшается. “В долгосрочной перспективе самостоятельных игроков станет на порядок меньше, и они будут контролировать 60-70 процентов рынка России”, – отмечает 3олтан Золотов. Автор подчеркивает, что от жесткой конкуренции на алкогольном рынке выигрывают потребители, так как предприятиям приходится постоянно повышать качество своей продукции. Сергей Денисов подчеркивает, что укрупнение предприятий обусловлено тем, что водочная отрасль обязана демонстрировать солидарные усилия в борьбе за качество продукта, иначе потребитель перенесет свои деньги и вкусы туда, где меньше опасных подделок, то есть начнет покупать пиво и вино.

Тем не менее, как бы не хотели водочные предприятия сохранить статус-кво, аналитики, опрошенные корреспондентом “Русского курьера”, считают, что потребление пива неизбежно будет расти. “Доля пива в общем потреблении алкоголя вырастет. Эта тенденция заметна во всех странах с растущей экономикой”, – замечает эксперт Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексей Кривошапко. Согласно расчетам ОФГ, через 8-10 лет россияне будут тратить на пиво приблизительно столько же денег, сколько и на крепкие алкогольные напитки.

Сергей Денисов не исключает, что накануне выборов борьба за качество национального 40-градусного напитка может превратиться в политическую идею: “Политтехнологи знают, как легко рубленые лозунги некоторых партий попадают в застольный фольклор. Поэтому лозунги-тосты “За акцизную марку!” и “За сертифицированную поллитровку!” вполне могли бы стать слоганами как отдельных политиков, так и целых политических партий. Они сегодня не только понятнее и честнее звучат, но и, наверное, помогут сохранить жизни тех, кто до сих пор имеет реальные шансы отравиться “левой” водкой”.

В то время как “Русский курьер” пишет о депрессии западных производителей в связи с тем, что россияне сохраняют верность водке, “Столичная вечерняя газета” публикует статью с оптимистичным названием “Русские пьют все больше рома”. Как отмечает газета, по данным Национальной алкогольной ассоциации, поставки рома в Россию выросли за последние три года в 2,3 раза. При этом, правда, уточняется, что ром пока предпочитает лишь один россиянин из трех тысяч.

“По нашим данным, российский потребитель тратит около 10 процентов заработанных за месяц денег на выпивку. С ростом благосостояния населения России увеличивается его интерес к необычным алкогольным напиткам. Ром, как напиток с высоким содержанием спирта (от 40 до 55 процентов, а иногда и до 75 процентов), привлекателен для русских, исторически привыкших к сорокоградусной водке”, – сообщил “Столичной” председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин.

С ним согласна пресс-секретарь Ассоциации барменов России Анастасия Урчукова: “Тенденция такова, что с каждым годом люди становятся более образованными в культуре пития. Времена застоя, когда кроме водки и коньяка ничего не было, прошли. Сегодня русским очень нравятся ромовые коктейли. Настоящим хитом этого лета был мятный коктейль “Мохито”. Ром в России со временем будет только популярнее”.

Брэнд-менеджер по рому компании “П.Р.Русь” Антуан Фабрэр считает, что интерес русских к рому связан с латиноамериканской модой и модой на коктейли, которая пришла из Европы. По его словам, ром – самая удобная основа для смешанных напитков: “Это напиток для ограниченного круга людей, ведущих активный образ жизни. Не думаю, что в России его начнут употреблять массово. Тем более что литр самого популярного Ron Bacardi Carta Blanca стоит $20-25, а это недешево”.

Позицию “Столичной” разделяет “Еженедельный Журнал”. “В стране, где “Мерседесов” больше, чем в Германии, где наметился рост продаж Maserati за 200 000 долларов, удивляться увеличивающемуся числу потребителей дорогущих напитков не приходится, – резонно отмечает обозреватель журнала Сергей Цигаль.

Вместе с тем, эксперты подчеркивают, что на выбор элитных напитков уже влияет не мода, а сложившиеся вкусовые пристрастия. Так, известный ресторатор Роман Рожниковский считает, что “эпоха пижонства давно прошла”. По его мнению, сегодня покупатели уже вполне осознанно выбирают дорогой коньяк или виски. По признанию ресторатора, в “Ностальжи” довольно часто спрашивают вино по цене 2-3 тысячи долларов за бутылку, а коллекционный Courvoisier “тает медленнее”, так как его пьют 25-граммовыми порциями по 300 долларов за каждую, “и тем не менее пьют, и бутылки пустеют”.

Роман Рожниковский, вспоминая, как он “откушал” с друзьями Chateau Margaux 1900 года, закупочная цена которого была 10 тыс. долл. за бутылку, отметил, что большого впечатления вино не произвело, зато “приятен был сам факт обладания”. Наверное, именно поэтому, как заявляет обозреватель “Еженедельного журнала” Сергей Цигаль, уважение к элитным напиткам приходит с возрастом и, соответственно, с ростом благосостояния.

Известно, имидж дорогих алкогольных напитков во многом обусловливает их капитализацию, так как покупателю приходится доплачивает за престижный брэнд. Именно поэтому руководство Ереванского коньячного завода (ЕКЗ), купленного в 1998 году французской группой Pernod Ricard, обеспокоено спадом производства коньяка из-за низкого урожая, так как это может привести к выбросу на рынок партии фальшивого алкоголя и дискредитации продукции завода.

Президент и гендиректор ЕКЗ Пьер Лареч утверждает, что, если правительство Армении не примет соответствующих мер, дело обернется “пагубными последствиями”. Обозреватель “Московских новостей” Ара Татевосян высказал недоумение тем, что несмотря на морозы планы сбора винограда остались без изменений.

Французские собственники считают, что завышенные цифры об урожае винограда “служат прикрытием для ввоза в Армению иностранных коньячных спиртов низкого качества”. Президент ЕКЗ Пьер Лареч напомнил в связи с этим требование Госстандарта Армении, в соответствии с которым “армянским коньяком” может именоваться лишь напиток, созданный из винограда, выращенного и собранного на территории Армении.

После того как призывы Лареча к правительству Армении остались безответными, руководство ЕКЗ решило подключить к спору топ-менеджеров группы Pernod Ricard, которая занимает третье место в мире по объему производства крепких алкогольных напитков.

Новое заявление, под которым подписалось руководство уже не только ЕКЗ, но и Pernod Ricard, было выдержано в гораздо более категоричных тонах: “Мы выражаем свое решительное несогласие с планами, целью которых является наладить в Армении производство и продажу бренди, изготовленного на основе импортных спиртов”.

Владельцы Ереванского коньячного завода подчеркнули, что именно неукоснительное следование требованиям Госстандарта Армении позволило армянскому коньяку восстановить былую славу и создало благоприятные условия для развития армянского виноградарства, переживавшего значительные трудности в течение последних 20 лет.

Правительство Армении, не разделяет озабоченности сохранением имиджа коньяка и продолжает “хладнокровно молчать”.

Неблагоприятные времена переживает и Араратский коньячный завод. Как сообщают “Ведомости”, крупный армянский производитель коньяка Great Valley добился приостановки поставок в Россию продукции своего конкурента – Араратского коньячного завода. Great Valley пытается доказать в суде, что бутылка коньяка “Арпи”, выпускаемого Араратским заводом, копирует фирменную упаковку выпускаемой им продукции. Пикантность конфликту придает тот факт, что продвигает “Арпи” на российском рынке дистрибьюторская компания “Русьимпорт”, которая еще летом была партнером Great Valley. С 1 августа, однако, право дистрибьюции коньяков Great Valley перешло от “Русьимпорта” к компании “Бевереджис энд Трейдинг “, дочернему подразделению Bacardi-Martini.

Вице-президент “Русьимпорта” по PR и рекламе Владимир Сокольников подтвердил “Ведомостям”, что с конца сентября “Арпи” в Россию не поставляется, однако с претензиями Great Valley категорически не согласен. “Мы считаем действия Great Valley просто проявлением конкурентной борьбы, – говорит он. – Они увидели, что “Арпи” очень хорошо продается, и стали чинить нам препятствия. Мы опротестуем действия оппонентов в судах Армении и в международных, если потребуется”.

Гендиректор “Бизнес Аналитики” Андрей Стерлин отметил, что конфликт между Great Valley и Араратским коньячным заводом может быть на руку ЕКЗ. Эксперт выразил сожаление, что скандал вредит рынку коньяка. Получить комментарии у представителей ЕКЗ корреспонденту “Ведомостей” не удалось.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ