На фоне спада в пивной отрасли производители делают ставку на выпуск коктейлей

0:00
0
237

Черноголовский завод “ОСТ-Аква” начал производство слабоалкогольного коктейля “Столичная Лед”, который основывается на водке “Столичная”. Так как права на знаменитый водочный брэнд принадлежат государству в лице “Союзплодоимпорта”, с ФКП было заключено эксклюзивное соглашение, по которому завод будет выплачивать владельцу марки роялти в размере 8 копеек с каждой банки коктейля емкостью 0,33 л. В рецептуре напитка присутствуют также ароматизаторы на основе мятного масла. Создатели напитка с пониженным уровнем алкоголя надеются на завоевание не только молодежной аудитории, которая является основным потребителем коктейлей, но и людей среднего возраста, среди которых немало поклонников “Столичной”. Первоначально завод будет выпускать около 1,5 млн. банок коктейля в месяц, однако при успехе проекта объем производства увеличится. Благодаря выпуску нового продукта компания “ОСТ-Аква” планирует повысить свою долю на рынке слабоалкогольных напитков с 6 до 10-12 процентов.

Сегодня компания “ОСТ-Аква” выпускает до 300 наименований коктейлей, среди которых такие известные марки, как Vintage, Джет, Шустовъ, IQ. В запуск новой производственной линии было вложено 200-300 тыс. долл. Однако в компании “Хэппилэнд” (марки “Ягуар”, “Трофи”, “Айс Дог”, “Бухарин” и др.), на долю которой приходится 24,8 процентов рынка, высказывают сомнение по поводу целевой аудитории, которой предназначается новая продукция Черноголовки.

Светлана Дрозд, руководитель управления по связям с общественностью и информационной политике заявила газете “Время новостей”, что само слово “Столичная”, которое ассоциируется с советским водочным брендом, не очень подходит для молодежной аудитории. У “Столичной Айс” получается очень много пересечений с нашим “Айс Догом”, – отметила Светлана Дрозд. – “Освежающий, охлаждающий вкус – мы с этим вышли на рынок. Наша рекламная кампания шла с этим слоганом. Для рынка они ничего нового не привнесли. Это мировая тенденция использовать не спиртовую составляющую, а водочную”.

Обозреватель газеты Екатерина Сашенко считает, что у владельцев нового брэнда могут возникнуть проблемы с Министерством по антимонопольной политике. “В свое время МАП вело борьбу с производителями водки “Флагман”, которые выпустили одноименную минеральную воду, тем самым пытаясь прорекламировать скорее водку, нежели воду, обойдя закон о рекламе”, – напоминает автор статьи. Однако генеральный директор ФКП “Союзплодоимпорт” Владимир Логинов не считает, что у МАПа могут появиться претензии к продукции Черноголовки “Закон на нашей стороне. Мы над этим как раз сейчас и работаем”, – заявил Логинов.

Однако в отличие от конкурента Черноголовки компании “Хэппилэнд” авторитетные эксперты алкогольного рынка, опрошенные корреспондентом “Коммерсанта” оценили коктейль Stolichnaya Ice удачным изобретением. “Сегмент коктейлей на основе известных водочных брэндов практически пустует, и здесь Stolichnaya Ice имеет хороший потенциал. Плюс его можно рассматривать как весьма своевременный, опережающий маневр в отношении Smirnoff, который тоже собирается выйти на российский рынок с аналогичным продуктом Smirnoff Ice”,- заявил директор по связям с общественностью ОАО “Исток” Геннадий Фролов.

Обозреватель газеты подчеркнул, что критикуют новый брэнд прежде всего прямые конкуренты “Союзплодимпорта” и “Ост-Аквы”. О своем скептичном отношении к коктейлю Stolichnaya Ice заявила брэнд-менеджер группы слабоалкогольных напитков “Очаково” Анастасия Сурина. Она подчеркнула, что сейчас пять производителей контролируют 70 процентов рынка, а потому оказать значительное влияние на сложившуюся ситуацию довольно сложно.

Топ-менеджер группы SPI Андрей Скурихин подчеркнул, что руководство группы планировало запуск схожего проекта еще три года назад. Однако реализовать его удалось только в США: в прошлом году там был запущен коктейль Stolichnaya Citrona. “На российском рынке “Союзплодоимпорт” теперь не только владеет известными водочными брэндами, но и реализует идеи своего давнего врага”, – отметил обозреватель “Коммерсанта”.

Газета “Ведомости”, комментируя выход на рынки новинки, отметила, что в появлении брэнда заинтересована прежде всего компания “Союзплодоимпорт”, которая таким образом рассчитывают увеличить объем лицензионных платежей за использование товарного знака Stolichnaya.

Революционные проекты по расширению зоны влияния вынашивает и компания “Исток”. Во всяком случае, именно амбициозными планами обусловлена широкомасштабная кадровая революция на предприятии. В конце августа на ОАО “Исток”, практически полностью обновился топ-менеджмент, в связи с чем аналитики ожидают серьезных изменений в политике компании. Как сообщает газета “Новая Сибирь”, костяк топ-менеджеров сформирован из “варягов”: ключевые посты в “Истоке” заняли менеджеры из успешных и известных российских и западных фирм, не имеющих отношения к производству алкоголя, – Motorola, PepsiCo, Coca-Cola, “Калина”, “Джамилько”, АПК “Черкизовский”, “Трансмарк”. “Теперь сформированная по принципу спортивных легионеров команда применит наработанный в других отраслях опыт для неожиданных новаций и в алкогольной промышленности”, – заявил обозреватель ведущей деловой новосибирской газеты.

Тем не менее, управляющий партнер новосибирского кадрового агентства Business Connection Ильгиз Валинуров считает решение проведенную акционерами “Истока” кадровую революцию весьма рискованным, которое, однако, в случае тщательной подготовки может привести к быстрым и качественным изменениям. “Приходя в новую команду, “топы” обычно берут с собой лучшие наработки, новая команда работает без стереотипов, у нее нет груза взаимных обязательств – перечислять плюсы можно долго. Основное преимущество заключается в мотивации топ-менеджеров. Для них в большинстве случаев самое важное – уровень задач, их сложность, глобальность стратегии. А полностью профессиональная команда, не обремененная долгими годами совместной работы на одном месте, – лучший способ самореализации”, – считает эксперт.

А вот компании “Очаково” сегодня не до экспансивных проектов: пока ей приходится сосредоточиться на кризисном менеджменте. Пивобезалкогольному комбинату не удалось добиться победы в суде против Государственной торговой инспекции, которая признала, что в пиве “Очаково” содержится консервант – бензоат натрия. После того, как арбитражный суд Москвы оставил в силе решение суда, компания выпустила пресс-релиз с заявлением, что комбинат планирует подать апелляцию в суд высшей инстанции для того, чтобы “отстоять свое доброе имя”.

В компании не без основания утверждают, что распространение информации о содержании в пиве консерванта нанесло существенный ущерб ее деловой репутации. Эксперты даже полагают, что нанесен двойной урон: не только упали продажи, но и бесполезной оказалась рекламная кампания “Очаково”, которая основывалась на натуральности пива и его “живительных” свойствах. “Если “Очаково” все же удастся доказать отсутствие консервантов в продукте, можно предположить, что пивовары решат компенсировать нанесенный им Госторгинспекцией ущерб”, – предполагает обозреватель газеты “Время новостей”.

“Отсутствие консервантов в пиве – это не просто принципиальная позиция “Очаково”, – говорят в компании. – Современные технологии пивоварения вообще не предусматривают добавления консервантов в пиво”. Выводы Госторгинспекции в “Очаково” объясняют несовершенством методов анализа.

Тяжелые времена переживает и компания “Балтика”. В отчете, распространенном пресс-службой компании “Балтика”, сообщается, что объем чистых продаж за шесть месяцев 2003 г. снизился на 6 процентов по отношению к аналогичному периоду 2002 г. Снижение чистой прибыли упало на 10,6 процентов. Как отмечают “Ведомости”, в “Балтике” падение продаж связывают с увеличившимся с 1 января акцизом, а снижение прибыли объясняют тем, что в структуре продаж с 31 до 36 процентов увеличилась доля пива в пластиковых бутылках, которые по сравнению со стеклянными более материалоемкие. По мнению аналитика Альфа-банка Александра Свинова, проблемы у “Балтики” появились после того, как компания в начале года стала менять систему дистрибьюции, а аналитик инвестиционной компании “Проспект” Марат Ибрагимов считает, что снижение продаж связано со стагнацией рынка и увеличившейся конкуренцией между пивоварами и производителями слабоалкогольных напитков.

Однако наибольшие основания для пессимистичных выводов появились после заявление пивоварни “Красный Восток” о приостановки на три дня заводов в Казани и Новосибирске. “Эксперты не припомнят, чтобы крупное российское пивоваренное предприятие приостанавливало работу на несколько дней, – пишет экономический обозреватель “Ведомостей” Сергея Рыбак.

Однако гендиректор и совладелец “Красного Востока” Айрат Хайруллин остановку в работе компании объяснил желанием “дать возможность отдохнуть” сотрудникам компании: “Мы интенсивно работали в течение последних семи лет, за это время некоторые сотрудники не смогли даже выбраться в отпуск”. Экспертов, тем не менее, комментарии Хайруллина не успокоили. Аналитик инвестиционной компании “Проспект” Марат Ибрагимов усмотрел в ситуации сходство с инцидентом на “АвтоВАЗе”, когда из-за избыточного производства на несколько дней приостановили конвейер. Вице-президент по маркетингу и совладелец Очаковского пиво-безалкогольного комбината Инна Кочетова вспоминает, что в ее компании лишь однажды для проведения профилактических работ на неделю останавливался краснодарский филиал. А SUN Interbrew, вторая по величине пивоваренная компания страны, закрывала на ремонт лишь отдельные производственные линии, но не филиалы или цеха, отметила вице-президент компании по внешним связям Ирина Кибина.

Трехдневный перерыв в работе заводов, по оценке аналитика ОФГ Алексея Кривошапко, обойдется “Красному Востоку” в $2 млн. Вместе с тем, эксперт считает, что перерыв в работе не окажет существенного влияния на деятельность завода. По его словам, остановка предприятия на несколько дней – “нормальная мера”, к которой часто прибегают в Европе, просто раньше из-за взрывного роста рынка российские пивовары не могли себе позволить остановить завод.

Резюмируя замечания экспертов, обозреватель “Коммерсанта” делает выводы об окончании бума в российской пивной отрасли. Стало быть, и структура алкогольной отрасли в целом может в ближайшее время может начать меняться.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ