Алкогольная политика: правила игры определяет борьба с нелегалами и защита интересов местных лоббистов

0:00
0

Федеральный центр и регионы ужесточают контроль за качеством алкогольной продукции. Вице-премьер Алексей Гордеев, выступая на заседании Совета Федерации, подчеркнул, что потери федерального бюджета от продажи фальшивой водки составляют около 25 миллиардов рублей, при этом загрузка мощностей, производящих спиртосодержащую продукцию, составляет всего 6-7 процентов. Как пишет “Российская Бизнес-газета”, не исключено, что для решения этой проблемы будет введена государственная монополия на оборот спирта и спиртосодержащей продукции. Подчеркивается, что вслед за федеральными ведомствами за введение госмонополии на торговлю алкоголем готовы проголосовать и большинство губернаторов. Во всяком случае, уже сегодня администрация регионов всерьез взялась за борьбу с контрафактной продукции.

Газета “Ежедневные новости. Подмосковье” пишет об ужесточении правил получения лицензии на продажу алкогольной продукции в Московской области. Новый законопроект “О лицензировании”, который обсуждался 26 марта на выездном заседании областной думы, затрудняет получение лицензии. По мнению законодателей, потребитель будет защищен от покупки “паленой водки”, если продажа будет осуществляться только от поставщика, прошедшего соответствующую аккредитацию на территории Московской области. Одно из отличий нового законопроекта от прежних нормативных актов – лицензия разрешает продажу алкогольной продукции только на конкретном торговом объекте. По словам первого заместителя председателя областной Думы Владимира Алексеева, законопроект несет значительную экономическую выгоду муниципальным образованиям, так как в их бюджет будут поступать лицензионные сборы и плата за проведение ежегодного обследования торгующих алкогольной продукцией точек.

Жесткую борьбу с нелицензированной продажей алкоголя начала и администрация Пермской области. Как сообщает региональная газета “Новый компаньон”, для выявления контрафактной продукции будет создана специальная служба при губернаторе. Тем временем власти Мордовии вступили на тропу войны с самогоноварением. Премьер-министр РМ Владимир Волков утверждает, что в Саранске нет ни одного дома, где бы ни производилась суррогатная продукция. В целях борьбы с самогонщиками премьер предложил создать межведомственную комиссию, которой предписано в двухмесячный срок ликвидировать самопальные суррогаты.

Мэрия Москвы пошла еще дальше. В приоритетах Юрия Лужкова не только противодействие нелегальной торговле, но и борьба с пьянством. На заседании городского правительства был одобрен проект городского Закона “О мерах по борьбе с пьянством и алкоголизмом в г. Москве”. “Если мы хотим сделать Москву цивилизованным городом, с алкоголизмом нужно бороться, как это делается в Америке, других странах…”, – с таким заявлением выступил пресс-секретарь московского градоначальника Сергей Цой. Одной из действенных антиалкогольных мер законодатели считают ограничение время продажи алкоголя с 14.00 до 19.00. Авторы закона не опасаются всплеска самогоноварения, так как “наша милиция с 1985 года многому научилась”.

Однако доцент Петрозаводского государственного университета Ирина Такала считает, что к данной проблеме нужно подойти более серьезно, так как у России отсутствует опыт грамотной государственной “алкогольной политики”. Свой взгляд на проблему Ирина Такала изложила в книге “Веселие Руси. История алкогольной проблемы в России”. В интервью газете “Труд” автор научного труда подробно рассказала об истории борьбы с пьянством, начиная с XVII века. Выводы Ирина Такала делает пессимистичные: “Я сама не ожидала, что книга будет иметь такой печальный финал. Но когда занялась изучением 1990-х годов, оказалось, что ситуация просто катастрофическая. Например, только от алкогольных отравлений ежегодно умирает, по заниженным, скорее всего, данным, в среднем 37 тысяч россиян. К сожалению, анализ шагов, которые предпринимались правительством в алкогольной сфере в последние годы, не позволяет надеяться на изменения к лучшему. В борьбе алкогольного бизнеса и государства первый постоянно одерживал верх. Государство же, стараясь вернуть утерянные доходы, возвращается на прежний путь, оставаясь в числе немногих стран, в которых алкоголь рассматривается прежде всего как одно из важнейших средств пополнения бюджета. На мой взгляд, именно поэтому в ближайшее время и не будет сформирована нормальная государственная политика в этой области”.

С этим трудно не согласиться. Ну, о какой антиалкогольной компании можно говорить, когда пассажиры московского метрополитена подвергаются ежедневному искушению выпить водку “Флагман”, которую они, как следует из рекламы, “имеют право” употребить по любому поводу. Авторы рекламной компании позаботились о том, чтобы широкий ассортимент поводов успокоил даже самого совестливого потребителя популярного продукта. Формально все требования соблюдены, так как рекламируется слабоалкогольный напиток “Флагман”. Правда, бледно-голубыми буквами на пестром агрессивном фоне. А что бутылка самая что ни на есть водочная, то на это всегда можно сказать: “Извините, а если у нас проблемы с тарой”? Однако пока что Русской винно-водочной компании все эти шалости сходят с рук. Гораздо больше проблем у украинской водочной компании Nemiroff. По всей вероятности, из-за того, что в антимонопольном ведомстве собрались сплошь патриоты. МАП пытается доказать, что слоган “Вся сила в перце” относится к коронному товару брэнда, а не к маринованному деликатесу. Для получения веских аргументов будет произведен опрос телезрителей. Телевизионщики считают, что итоги этого опроса предопределены. В качестве третейского судьи по данному вопросу выступит российское отделение Международной ассоциации рекламных агентств (IAAA). Директор НТВ по рекламе Сергей Пискарев заявил “Ведомостям”, что проведение социологического опроса в нынешней ситуации будет некорректным, так как в последние две недели во многих газетах приводилось мнение чиновников о том, что Nemiroff рекламирует именно алкоголь. По мнению Пискарева, социологическое исследование продемонстрирует прежде всего эффективность коммуникационных инструментов МАПа.

Однако в регионах компании, продвигающие товары с помощью успешной технологии раскрутки брэнда Nemiroff, могут спать спокойно. Именно из-за того, что в глубинке об использовании эффективных коммуникационных инструментов говорить не приходится. Начальник отдела рекламы Прикамского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике Марина Кудрявцева корреспонденту пермского “Нового компаньона” призналась, что у ведомства нет средств для того, чтобы провести дорогостоящее социологическое исследование на региональном рынке с целью выявления нарушений закона. При отсутствии доказательств возбудить дело в отношении нарушителей не представляет возможным.

В отличие от “алкогольной” государственной политики, которая пока только формируется, в установке правил игры для представителей водочного бизнеса власти преуспели гораздо больше. Одним из самых действенных способов пополнения регионального бюджета, как известно, является протекционизм. К нему, в частности, прибегает администрация новосибирской области. Как пишет “Новая Сибирь”, региональные власти потребовали от владельцев акцизных складов учитывать интересы местных производителей водки. От такого коммерсанты просто “не в силах отказаться”, так как в случае отказа им не будут продлевать лицензии.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ