Акцизы фильтруют ассортимент

0:00
0

Повышение акцизных ставок на сигареты без фильтра на 40 процентов вынуждает производителей диверсифицировать производство. Как стало известно “Бизнесу”, Погарская сигаретно-сигарная фабрика начала производить кальянный табак и табак для самокруток. Директор по продажам фабрики Константин Бейлин отмечает, что рынок кальянных табаков составляет 30 тонн в год, причем его существенную часть составляет контрафакт. В первый год продаж этой продукции ПССФ намерена занять 2-3 процента рынка, а затем увеличить долю до 5-7 процентов.

Директор по маркетингу компании “Элит табак” Евгений Фетисов согласен, что новый закон существенно облегчит жизнь легальным производителям кальянного табака. Фетисов считает действия ПССФ логичными: “Развиваться на сигаретном рынке все сложнее, конкурировать с рекламными бюджетами транснациональных компаний невозможно. Поэтому небольшим производителям приходится искать новые ниши”.

Однако сотрудники опрошенных “Бизнесом” кальянных ресторанов осторожно комментируют выход ПССФ в этот сегмент. “Если табак будет качественный, нас сможет заинтересовать это предложение”, – признался управляющий ресторана “Великий султан”. С ним согласен заместитель гендиректора ресторана “Нконг” Сергей Чижов. Он говорит, что сейчас его заведение закупает табаки из ОАЭ, Дании, Египта и Иордании, а на продукцию ПССФ может перейти, если “качество будет сопоставимым с товаром других наших поставщиков”.

О перспективах развития рынка OTP (Other Tobacco Products) также пишет агентство “Русский Табак”. Подчеркивается, что из-за ужесточения табачного законодательства этот сегмент интенсивно развивается за рубежом. Первыми рынок “нишевых” продуктов уже оценили Imperial Tobacco, Altadis и BAT. Сегодня в сегменте ОТР присутствуют и другие представители “большой пятерки” Philip Morris и Reynolds American.

Выход на рынок самокруточного табака “Marlboro” позволил Philip Morris занять определенную долю рынка и компенсировать эффект от падения спроса на традиционные сигареты. Компания Reynolds American приняла вызов Philip Morris USA и купила Conwood, второго по величине игрока на американском рынке бездымного табака. В последние годы продажи Conwood росли на 8 процентов в год, а выручка – на 10 процентов, при этом в прошлом году продажи Conwood составили более $450 млн.

В России продукцию ОТР (сигары и сигариллы), представляют ВАТ и Gallaher. Последовать их примеру намерена и Imperial Tobacco. Как заявил гендиректор компании в России Питер Квиттенбаум, “если налоговый режим будет пересмотрен, то мы, безусловно, будем заинтересованы в развитии этого направления бизнеса и инвестициях в местное производство”.

О кризисе сегмента дешевых сигарет пишет и “Торговая газета”. Ярославская “Балканская звезда” в последние годы стала терять покупателей. В 2005 году доля предприятия на российском табачном рынке сократилась с 8 до 5,7 процента. В целях укрепления позиций хозяин фабрики, франко-испанский концерн “Альтадис”, начал модернизацию производства. Реализация проекта потребует 20-23 млн. евро. И займет около четырех лет. Предполагается, что к 2009 году фабрика будет вырабатывать сигареты почти всех ценовых сегментов, а половину выручки дадут дорогие марки.

Что касается других табачных компаний, то они интересуют инвесторов исключительно как объекты недвижимости. В СМИ была широко освещена покупка 40 процентов акций ЗАО “Нево табак” фондом UFG Private Equity Fund, генеральным партнером которого является Борис Федоров. Как заявил Федоров “Интерфаксу”, инвестиции в “Нево табак” объясняются заинтересованностью фонда в развитии производства сигарет. По его словам, в перспективе фонд готов передать свои акции компании стратегическому инвестору. Инвестиции фонда в размере $100 млн. будут направлены на совершенствование системы дистрибуции сигарет фабрики в России, а также перенос предприятия из Адмиралтейского района города на новую производственную площадку в районе Пулково.

Однако участники табачного рынка, опрошенные газетой “Коммерсантъ”, считают, что “Нево Табак” интересует Бориса Федорова прежде всего как девелоперский проект. Фабрике принадлежит комплекс зданий в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга на Клинском проспекте общей площадью 15 тыс. кв. м, два производственных корпуса на Касимовской улице площадью 23 тыс. кв. м, а также новая площадка в индустриальной зоне Шушары-Пулково. Предполагается, что после перевода производства в район Пулково на Клинском проспекте будет построен жилой комплекс, а на Касимовской улице – торгово-офисный центр. “После этой сделки из крупных российских фабрик независимой останется только “Донской табак” депутата Госдумы Ивана Саввиди”, – резюмирует “Коммерсантъ”.

Если верить официальному пресс-релизу “Донского табака”, фабрика активно развивается и наращивает мощности. Как сообщают “Новости торговли”, в мае компания “Донской Табак” запустила новое сигаретное производство. Общий объем инвестиций в новый производственный комплекс компании составил более 1,3 млрд. руб. По словам финансового директора компании “Донской Табак” Сергея Сапотницкого, основным источником финансирования стал облигационный заем, размещенный на ММВБ в ноябре 2003 года объемом 1 млрд. руб. и сроком обращения 3 года. Новое производство позволило оптимизировать процессы, сократить транспортные расходы и увеличить производственные мощности компании до 40 млрд. сигарет в год.

Амбициозные планы и у “БАТ Россия”. Как стало известно агентству “Интерфакс”, в 2006 году “БАТ Россия” планирует более чем в два раза увеличить экспорт сигарет. По словам советника управляющего директора компании Владимира Аксенова, в прошлом году компания экспортировала 3,7 млрд. сигарет, что в три раза больше, чем в 2004 году. Приоритетным для компании остается рынок России, но существующие мощности, номенклатура и качество продукции позволяют развивать экспортную программу. Сейчас сигареты компании поставляются в 10 стран СНГ.

Не отстает от своего конкурента и компания JTI, которая планирует увеличить свои мощности в России на 40 процентов. Как отмечает агентство RBC daily, JTI может довести производство сигарет в стране до 100 млрд. штук в год. Глава JTI Хироси Кимура считает, что “российская экономика полна энергии, а политическая ситуация в стране стабильна”. В связи с этим, по мнению г-на Кимура, прогноз по увеличению производства сигарет в России до 100 млрд. штук в год вполне реалистичен. По мнению экспертов, реализация поставленной задачи требует вытеснения с рынка небольших региональных фабрик.

“Шансов удержать свои ниши у местных производителей немного, поскольку они не могут на равных конкурировать с международными компаниями с точки зрения финансовых ресурсов, профессионализма управления, маркетинга и т.п.”, – сказал RBC daily генеральный директор компании “Бизнес Аналитика” Андрей Стерлин. По его словам, даже если тройка крупнейших компаний – Philip Morris, БАТ и JTI – увеличит мощности до 100 млрд. сигарет каждая, а Gallaher, Imperial Tobacco и Altadis останутся с имеющимися мощностями, скорее всего, произойдет вытеснение с рынка местных фабрик и некоторое увеличение экспортного потенциала крупных компаний.

Однако главный редактор медиа-группы “Русский табак” Максим Королев полагает, что в условиях почти не растущего рынка для JTI единственным способом увеличения объема производства и продаж стала бы покупка какого-либо действующего предприятия. “Увеличить производство не проблема, но продать будет невозможно: рынок переполнен, конкуренция жесткая”, – считает Королев.

Вполне благоприятно складывается ситуация и в компаниях Altria Group и Reynolds American, которые представили финансовые результаты за первое полугодие. Согласно прогнозам аналитиков, опрошенных корреспондентами агентства Sostav.ru, доходы американской корпорации Altria Group вырастут до $17,9 млрд. по результатам второго квартала. Также ожидается, что Reynolds American объявит о росте объемов своих продаж до $2,1 млрд. “Американские табачные гиганты чувствуют себя как никогда хорошо: они расширяют свои рынки сбыта и наслаждаются ростом прибыли”, – говорит Джуди Хонг, аналитик из Goldman Sachs.

Нужно отметить, что сегодня компании ВАТ, РМ и JTI все чаще выступают единым фронтом. Как сообщает “Tobacco-Ревю”, лидеры рынка активно сотрудничают с криминалистами, выявляя подделки. “Крупные производители, чаще других оказывающиеся в ситуации, когда приходится подсчитывать недополученную прибыль и ущерб от подрыва потребительского доверия к качеству своей продукции, давно осознали необходимость и коммерческую целесообразность сотрудничества с экспертами МВД России для защиты от контрафакта”, – заключает “Tobacco-Ревю”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ