Экономика переходного периода

0:00
0

Акциз на сигареты в 2007 году возрастет на 30 процентов, а система налогообложения табачных изделий изменится: базовая ставка акциза будет рассчитываться не с отпускной, а с максимальной розничной цены.

Эта система неравноценна для всех участников рынка, считает глава информагентства “Русский табак” Максим Королев, привлеченный газетой “Ведомости” в качестве одного из экспертов: “Порог в 115 руб. увеличивает налоговое бремя для сигарет дешевле 8 руб. за пачку. Производителям таких сигарет придется платить больше пяти процентов от МРЦ (максимальной розничной цены)”. Директор по корпоративным вопросам Philip Morris Роберт Мэй, однако, подчеркивает, что концепция МРЦ действует в целом ряде стран и повсюду, где она применяется, производитель самостоятельно определяет цену в соответствии с текущей ситуацией на рынке и динамикой потребительского спроса. Директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия” Владимир Аксенов заявил, что нужно учитывать уровень сборов в сопредельных государствах, чтобы не спровоцировать импорт контрабандных сигарет из соседних стран.

Чиновники, опрошенные “Новыми известиями”, заявили, что переход на МРЦ обусловлен необходимостью борьбы с мошенниками, которые намеренно занижали фабричные цены, чтобы сэкономить на налогах. По их оценке, цены на табак после увеличения акцизов вырастут лишь на 1 рубль, однако эксперты с такими выводами не согласны.

Аналитики полагают, что повышение акцизов позволит фискалам перевыполнить план по сбору налогов. “Даже, несмотря на то, что адвалорная ставка снижена с 8 до 5 процентов, можно быть уверенным, что бюджет пополнится, поскольку фабричные цены в несколько раз ниже МРЦ”, – заявил гендиректор Бюро экономического анализа Андрей Шаститко. Эксперт ИК “Финам” Сергей Харченко добавляет, что решение властей о переходе на МРЦ на руку не только бюджету, но и производителям элитных марок, которые в основной своей массе являются иностранными брендами. “Произойдет сокращение разницы цен между дорогой и дешевой табачной продукцией, а, учитывая рост доходов населения, можно говорить о переходе части курильщиков из дешевого в дорогой сегменты”, – пояснил аналитик.

По подсчетам Харченко, в наибольшей степени подорожают дешевые сигареты с фильтром – на 15-20 процентов. Подорожание более дорогих сигарет и табаков не превысит 10 процентов. Андрей Шаститко склоняется к 15 процентам, отмечая, что вполне возможно ожидать сокращения объемов рынка. Причем больше всего пострадают отечественные табачники. “Логика тут проста, – резюмируют “Новые известия”. – Ни одна табачная компания не согласится взвалить возросшее налоговое бремя лишь на свои плечи, а предпочтет разделить его с потребителем. Следовательно, повышение на рубль – несбыточная мечта”.

Как отмечает газета “Жизнь”, на дешевые сигареты акциз возрастет на 35 процентов, в то время как на дорогие даже снизится. Однако Минфин это не беспокоит. “Подорожание дешевых сигарет – скорее позитивный фактор, так как это поможет борьбе с курением”, – заявила заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства Наталья Комова.

В свою очередь аналитики агентства “Рустабак” новую схему взимания акцизов назвали откровенно коррупционной. “Нелегальное производство в России и так существует, но до сих пор оно было ориентировано в основном на дорогие марки сигарет и поставки на экспорт. Теперь к этому добавится еще и производство дешевого курева, – полагают эксперты “Рустабака”. – Министерство финансов само формирует целый сектор подпольного табачного производства и оборота. Теперь уже для внутреннего пользования. В нашей стране этот сектор будет процветать. На огромной территории еще хватает заброшенных сараев и ангаров, чтобы поставить бэушную сигаретную машину и, клея поддельные акцизные марки, заработать немного денег в табачном “бизнесе”.

Как стало известно, новый законопроект был разработан Институтом экономики переходного периода Егора Гайдара по заказу Минфина. “Впрочем, подобные издержки, как известно, никогда не волновали наших “младореформаторов”. Главное – соблюсти интересы крупного бизнеса. А что это подстегнет производство подделок, коррупцию, так разве это важно?” – резюмирует газета “Жизнь”.

Обозреватель “Профиля” Алексей Ходырев, однако, не согласен, что инициативы Минфина выгодны всем транснациональным компаниям. “Каждый раз вокруг этой темы идет горячая подковерная борьба между двумя лагерями – Philip Morris и JTI (активны в высокой ценовой нише) и БАТ (имеет более либеральную ценовую линейку), – отмечает Ходырев. – В этом году, как и в прошлом, ведомство Алексея Кудрина, готовившее поправки, выступило на стороне БАТ, предложив не менять комбинированную систему взимания акциза. Минфин также поддержал еще одну идею БАТ – рассчитывать процент, исходя из максимальной розничной цены (ее станут указывать на пачке), а не из отпускной цены фабрик, как сейчас”.

Другие выводы можно сделать из публикации агентства Lenta.ru. В статье, посвященной повышению акцизов, директор департамента по корпоративным вопросам “Филипп Моррис” Роберт Мэй оценил решение правительства как положительный шаг. “Для производителей такой подход более прозрачен и предсказуем, что содействует долгосрочному планированию и развитию их бизнеса. А преимущества для совершеннолетних потребителей сигарет заключаются в том, что с введением новой системы максимально возможная розничная цена будет указана на пачке сигарет”, – заявил г-н Мэй.

Приветствует решение правительства и BAT. “Это говорит о том, что нет игры с акцизами, с одной стороны. С другой стороны – растет производство более дорогих сигарет”, – заявил г-н Аксенов в интервью телеканалу РБК. Информационным поводом для интервью стало укрепление позиций BAT на российском рынке. Сегодня российское отделение мультинациональной компании вышло на второе место по объемам продаж, завоевав 21 процент рынка. В 2006 году BAT планирует расширение производственных мощностей на фабрике “Ява” в Москве, Саратовской табачной фабрике и фабрике в Санкт-Петербурге. Владимир Аксенов успехи компании объясняет грамотной маркетинговой политикой: “Наша цель – добиться лидерства не только по объему. Нам очень важно добиться лидерства и в продажах, и в финансовых показателях, и в показателях удовлетворенности потребителей, удовлетворенности сотрудников работой в компании”. При этом он не считает, что BAT подавляет российских производителей: “Во-первых, их меньше 10 процентов, во-вторых, они работают в совершенно других ценовых сегментах”. Как сообщил г-н Аксенов, БАТ не собирается приобретать российских производителей, так как его потребности удовлетворяют три уже работающие фабрики: “Те планы, которые мы наметили – довести производство к 2009 году до 115 миллиардов штук – нас устраивают. Это обеспечивает нам лидерство на рынке. Но мы, например, активно сотрудничаем с очень интересной Погарской сигаретной фабрикой, где производятся наши сигареты без фильтра”.

Сильны позиции БАТ и в сегменте super slims. Агентство “Тобакко-Ревю” ссылаясь на “Бизнес Аналитику”, сообщает, что марка Vogue контролирует 41,6 процента всего сегмента. В прошлом году Vogue провела глобальный рестайлинг – изменился внешний вид пачки, чтобы еще больше подчеркнуть гламурность сигарет и их обладательниц. Кроме того, компания BAT выпустила на рынок и ароматизированный вариант марки – Vogue Arome.

Главный конкурент Vogue, Virginia от Philip Morris, в конце прошлого года обновила свое позиционирование. Яркие наружные щиты, развешанные по столице, четко говорили о потребителях Virginia. Был четко обозначен и образ курильщицы сигарет Virginia. Это “настоящая женщина” старше 25 лет.

Конкуренция в этом перспективном сегменте обостряется: лидерам наступают на пятки другие марки. Около пяти лет назад на российском рынке появились сигареты класса super slims Esse корейской компании Korea Tobacco & Ginsen. Основное достоинство этих сигарет заключалось в том, что они при хороших вкусовых характеристиках были недорогими по цене. Этот брэнд ориентирован на современную молодую девушку, которой не чужда гламурность. При этом ставка делается на индивидуальность. “Создай свой образ”, – призывает девушка, изображенная на щитах наружной рекламы Esse.

ВАТ так же решила вывести свои демократичные Pall Mall в среднем ценовом сегменте класса super slims. Не заставил себя ждать и Gallaher Liggett-Ducat, который в конце прошлого года начал продажи марки Glamour.

Сегмент super slims привлек и отечественных производителей. “Донской табак” в конце прошлого года выпустил сигареты Kiss. Премиальные сигареты super slims выпустил и Japan Tobacco Int. Поначалу она начала продавать в Санкт-Петербурге брэнд Epique, а после тестовых продаж в северной столице начала его реализацию и в Москве. На носителях outdoor была изображена утонченная барышня, расслабляющаяся в кофейне в окружении большой компании. Обозреватель “Тобакко-Ревю” Алина Арсеньева делает выводы, что сегмент super slims в условиях стагнирующего сигаретного рынка представляется для табачных компаний наиболее интересным и перспективным на ближайшее будущее.

Большие надежды производители возлагают и на молодежную аудиторию, которая ценит качество и при этом склонна к экспериментам. Как сообщает журнал Sync, JTI представляет новую недорогую марку сигарет Wings by Winston для ярких индивидуальностей. Тэглайн “от Winston” не случаен – он призван вселять в сердца недоверчивых курильщиков уверенность в качестве новинки. Вместе с тем Wings by Winston – абсолютно самостоятельный продукт, сделанный на основе уникальной табачной смеси категории American blend.

Интенсивно развивается и рынок сигарилл. Как стало известно “Бизнесу”, корпорация British American Tobacco не продлила контракт на продажу в России сигарилл Captain Black с ГК “Авалон” и будет торговать ими самостоятельно. BAT привлекли высокие темпы роста сегмента сигарилл – на 30 процентов в год против 3-4 процентов в сигаретном сегменте. По оценке гендиректора дистрибуторской компании “Авалон” Андрея Иванова, Captain Black занимает до 80 процентов рынка сигарилл с фильтром.

Подчеркивается, что BAT не единственная транснациональная табачная компания, которая заинтересовалась российским рынком сигарилл. С марта 2006 года Gallaher LiggettDucat поставляет из Великобритании свой самый продаваемый сигарилльный брэнд- Hamlet. По мнению заместителя гендиректора ассоциации “Табакпром” Виктора Стефашина, решение транснациональных компаний заняться продажей сигарилл в России самостоятельно сократит их издержки.

“Для “БАТ Россия” самостоятельные продажи Captain Black – имиджевый шаг. Конечно, маржа на сигарах и сигариллах выше, чем на сигаретах, но объем рынка не так велик, чтобы прибыль была серьезной по меркам крупной компании”, – говорит гендиректор дистрибуторской компании НТК Григорий Мелкумов.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ