Тренд сезона

0:00
0
85

Третий игрок российского табачного рынка — компания JTI одержала сразу две победы в длящемся уже больше года споре с Федеральной налоговой службой. Высший арбитражный суд постановил вернуть на рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда дело о выплате JTI в бюджет более $70 млн. недоимок, штрафов и пеней за 2000 год. Налоговики посчитали, что на такую сумму в бухгалтерской отчетности компания занижала стоимость своей продукции. Одновременно кассационный суд Петербурга и Ленобласти отклонил жалобу ФНС, которая добивалась от ООО «Петро», дочерней компании JTI, доплаты в бюджет около $15 млн. недоимок, пеней и штрафов за 2001 год. Как сообщает «Коммерсантъ», в JTI заявили, что удовлетворены решениями суда.

В последнее время JTI упоминается в СМИ исключительно в позитивном контексте, в частности, в качестве примера компании высокой социальной ответственности. Одна из самых влиятельных региональных деловых газет «Континент-Сибирь» опубликовала интервью с директором JTI по охране окружающей среды и безопасности персонала СНГ и стран Балтии Александром Журавлевым, в котором рассказывается об использовании экологических программ на фабрике «Петро».

«Мы целенаправленно сокращаем выбросы углекислого и других парниковых газов в атмосферу, — сообщил Журавлев. — Недавно, например, отказались от использования для выработки тепла в нашей котельной легкого дизельного топлива и перевели ее на экологически более безопасный газ. Это позволило нам снизить выбросы на одну пятую. В масштабе компании к 2006 году количество выбросов в атмосферу снизилось, как мы и планировали, на семь процентов. Очень важным для нас является рачительное отношение к воде. К 2006 году мы смогли уменьшить ее расход почти на четверть. Кстати, «Петро» использует только два кубометра воды на миллион единиц готовой продукции. Это один из лучших показателей в компании JTI».

Подчеркивается, что для менеджмента фабрики «Петро» не менее важной задачей является обеспечение благоприятного климата для работы персонала: «Главное, чтобы процесс производства был безвреден для человека. Для этого мы около года назад одними из первых среди предприятий пищевой промышленности Санкт-Петербурга провели аттестацию рабочих мест. При этом оценивались не только опасность производственных процессов, влияние физических факторов на здоровье людей, но и режим их работы, тяжесть и напряженность труда, наличие средств индивидуальной защиты, их надежность и т. д. Кстати, сегодня в городе только пять процентов производств провели аттестацию всех рабочих мест. Наше руководство выступило также инициатором получения сертификата безопасности по охране труда. И фабрика оказалась в числе лидеров: только 0,1 процента питерских предприятий имеют такой же».

Тем временем лидеры большой тройки введут ожесточенные бои в нижнем ценовом сегменте. Как известно, компания BAT недавно презентовала обновленную версию бренда «Viceroy» в диапазоне 8-9 рублей за пачку. Philip Morris готовит симметричный удар: вскоре в продаже появятся сигареты «Trend», которые будут стоить немного дешевле — 7-8 рублей.

Как сообщает агентство «Русский табак», дизайн нового «Viceroy» стал более броским, а чтобы не возникало проблем с произношением названия марки, была использована отрывная ленточка, на которой приведена транскрипция названия. Подчеркивается, что это едва ли не первый случай использования отрывной ленточки в качестве средства информирования покупателя о потребительских свойствах сигарет: до сих пор какая-либо печать на отрывной ленточке носила скорее рекламный характер.

Впрочем, это не единственное, что привлекает внимание к «Viceroy». Более интересно другое — новый «Viceroy» пока не заменяет старую версию, а дополняет ее — сейчас на табачных прилавках можно встретить и старый, и новый «Viceroy», мирно соседствующие друг с другом. При этом старый «Вайсрой» по-прежнему стоит 13-15 рублей, что прибавляет хлопот продавцам и приводит в замешательство покупателей. Источник в BAT разницу в цене «Вайсроев» объяснил различием фильтров: «Viceroy Special» (более старая версия) имеет угольный фильтр, в то время как в новом «Viceroy Filters» использован ацетатный.

«Не исключен вариант, при котором два разных «Вицекороля» будут присутствовать в разных ценовых сегментах, однако, учитывая склонность компании BAT к использовании тактики «вывода вверх с последующим сдвигом вниз» (достаточно вспомнить недавнюю историю марок «Dunhill», «Alliance» и «Rothmans») а также неизбежную путаницу, которая возникнет у потребителя, наличие такого феномена позволяет предположить, что таким образом компания пытается перепозиционировать «Viceroy» вниз», — полагает «Русский табак».

Эксперты, опрошенные газетой «Коммерсантъ», обострение конкуренции в нижнем ценовом сегменте эксперты объясняют тем, что табачные компании готовятся к изменению налогового законодательства. В 2007 году ведомство Алексея Кудрина планирует поднять существующую ставку акцизов на 30 процентов, а затем еще по 20 процентов в течение двух лет. По расчетам экспертов, после повышения акцизов самые дешевые сигареты с фильтром, которые сейчас продаются на уровне 6-7 руб., будут стоить не менее 8 руб. «После налоговой реформы все российские брэнды будут вынуждены поднять цены, — говорит руководитель информационного отраслевого агентства «Русский табак» Максим Королев. — Крупная международная компания может себе позволить работать практически без прибыли или в ноль. А потребитель столкнется с дилеммой: покупать подорожавшие «Арктику» или «Ленинград» или по такой же цене западный брэнд».

Кроме того, сегмент низкоценовых сигарет является очень привлекательным: на его долю приходится более трети рынка. «Конечно, маржа на таких сигаретах более низкая, но объемы продаж более высокие, — говорит глава исследовательской компании «Бизнес Аналитика» Андрей Стерлин, — с развитой системой дистрибуции обеспечить их будет несложно». Одновременно аналитики отмечают, что традиционные лидеры низкоценового сегмента в последнее время теряли позиции на рынке. «Патриотическая волна в нижнем сегменте давно перестала играть свою роль, а потребитель давно научился читать латиницу, — говорит господин Стерлин. — На фоне падения продаж лидеров BAT и Philip Morris решили перехватить у них инициативу».

Сигареты Trend от Philip Morris в продаже с 25 апреля. «Эта марка призвана усилить наши позиции в крупнейшем сегменте дешевых сигарет с фильтром», — такое заявление сделала пресс-служба ФМ. Директор по рекламе ООО Philip Morris Sales and Marketing Фредрик Шталь на брифинге в Москве подчеркнул, что «Philip Morris традиционно воспринимается как компания, фокусирующаяся на дорогих сигаретах. Тем не менее, ФМ планирует усилить свои позиции и в других сегментах, в частности, в сегменте недорогих сигарет с фильтром, которые занимают треть российского табачного рынка. Агентство «Интерфакс» отмечает, что до последнего времени компания Philip Morris в этом сегменте выпускала только сигареты «Оптима» и «Союз-Аполлон». Эти марки, по оценке аналитиков, занимают, соответственно, 3,1 и 1,9 процента российского табачного рынка.

Любопытно, что сигареты Trend поступили в продажу в юбилей лидера ЛДПР Владимира Жириновского. К 60-летию политика был приурочен и выпуск одноименных сигарет: недавно в торговой сети появилась первая партия «Жириновский Original» и «Жириновский Ultra», выпущенная петербургским ЗАО «Нево Табак». Как сообщили агентству «Деловые Новости» в компании, вице-спикер за использование своего имени на сигаретных пачках «будет получать минимальные отчисления в будущем, когда проект наберет силу». Подчеркивается, что переговоры с «Нево Табак» Жириновский начал еще в октябре прошлого года, что не мешало ему впоследствии делать резкие заявления о вреде курения. Например, 7 апреля, в День здоровья, лидер ЛДПР заявил, что «гадкую привычку курить» россиянам «навязали уголовники и большевики», и потребовал «положить конец этому злу».

Как пишет «Вечерняя Москва», организаторы дискотеки на площади Революции в честь Владимира Вольфовича, метали в толпу аудиокассеты с песнями юбиляра, сигареты «Жириновский» и мороженое «Жирик». Приплясывали от холода и стоящие в оцеплении солдаты. Один из них признался корреспонденту «Вечерки» в своем скептичном отношении к либерал-демократическому табаку: «Написано, что Жириновский качество гарантирует. Не знаю, как с сигаретами, а вот мероприятие у него вышло совсем некачественное!»

В то время как «Нево Табак» пытается извлечь дополнительную прибыль из политики, «Донской табак» экономит на дивидендах в целях развития производственной инфраструктуры. «Коммерсантъ в Ростове-на-Дону» сообщает, что совет директоров компании рекомендовал годовому собранию акционеров 27 мая принять решение не выплачивать дивиденды за 2005 год в размере 26,2 млн. рублей. По итогам 2004 года «Донской табак» также не выплачивал дивиденды и направил чистую прибыль в размере 103,3 млн. рублей на развитие.

Так что российские фабрики вопреки мрачным прогнозам аналитиков уходить с табачного поля боя не сбираются. Более того, открываются новые фабрики. Как пишет «Русский табак», в Боровске Калужской области построена новая табачная фабрика. По прогнозам экспертов, туда переедет подольское производство «СК Табак». На сегодня табачное «праймери» полностью готово и обеспечивает не только собственное сигаретное производство «СК Табака» в Подольске, но и продает готовую мешку третьим лицам. Официально фабрика не открыта и сейчас, ни презентаций, ни пресс-релизов по этому поводу не появлялось, хотя о завершении инвестиционного проекта не без гордости в интервью агентству «Интерфакс» сообщил министр по экономическому развитию Калужской области Николай Любимов.

Фабрика в Боровске начнет производить сигареты как только будет установлено соответствующее оборудование. Это будут, несомненно, «болгарские» бренды, хотя о расторжении лицензионного договора болгарская сторона официально уведомила «СК Табак» еще в марте прошлого года. Расторжение не повлияло на деятельность компании, поскольку права на территории РФ на популярные в России старые болгарские бренды, давно уже утеряны самими болгарами. Они принадлежали какое-то время некой швейцарской компании, у которой и были выкуплены «СК Табаком». Правда, популярная марка «Родопи», целиком принадлежит болгарскому государственному холдингу. Некогда заявленные планы выпуска новой марки сигарет «Граф Орлов», которая должна была позиционироваться в верхнем ценовом сегменте, похоже, ныне оставлены. «Выход новинки на рынок сегодня требует слишком высоких затрат как в сфере маркетинга, так и для стимулирования всех уровней торговли», — заключает «Рустабак».

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ