"Грандтабак" ликвидируется

0:00
0

Компания “Филип Моррис Ижора” объявила об окончании инвестиционного проекта по увеличению мощности фабрики, расположенной в Ленинградской области. Общий объем инвестиций в фабрику составил свыше 600 млн. долларов. Как отмечает “Газета”, это позволит стать ФМ самым крупным игроком в России.

По мнению аналитиков, подобная активность табачников на российском рынке вполне объяснима. В США и ЕС из-за сильного законодательного пресса снижается динамика продаж. В то же время в России спрос на продукцию премиум-класса продолжает расти. “Очевидно, что табачные корпорации пытаются воспользоваться сложившейся ситуацией. Тем более что перепроизводство наблюдается в средней и низкой ценовых категориях, – комментирует директор по финансовому консалтингу компании “БДО Юникон” Наталья Одинцова. – Тот факт, что компании решили расширить производство дорогих сигарет, неплохой знак для нашего рынка”.

Управляющий по связям с общественностью компании JT International Анатолий Верещагин также отмечает, что доли у всех крупных иностранных игроков на рынке растут. Сегодня отечественный рынок поделен между крупнейшими мировыми транснациональными корпорациями “Филип Моррис”, БАТ и JTI, которым в совокупности принадлежит более 60 процентов российского рынка. При этом доля “Филип Моррис” самая большая – 27 процентов. Не исключено, что в скором времени российские производители будут вынуждены либо закрыть производство, либо вкладывать серьезные инвестиции в развитие.

Однако агентство “Русский табак” к амбициозным заявлениям “Филип Моррис” относится скептично, посвятив развернутую статью о пресс-конференции по случаю завершения инвестиционного проекта. “Опережая время”, – таков новый лозунг фабрики “Филип Моррис Ижора”, – пишет “Рустабак”. – Пресс-релиз к событию утверждает, что это крупнейшая табачная фабрика России. Лишь “опережая время”, можно согласиться с таким заявлением”.

На пресс-конференции была показана картина долей рынка по версии компании и “Бизнес Аналитики”. У “Филип Моррис” – 27 процентов рынка, у “БАТ Россия” – 17,5 процента, у JTI и “Лиггетт-Дукат” – по 16,9 процента. “Удивительные цифры, – заявляет обозреватель агентства “Русский табак”. – Конечно, доля рынка и производственные итоги не обязаны полностью соответствовать друг другу, надо учитывать экспорт и импорт, но, тем не менее, такую версию распределения сил на рынке едва ли разделяет кто-то кроме самих БАТ и ФМ. Разбег между каждой парой в четверке лидеров в 3-4 процента, пожалуй, больше соответствовал бы реальности. С другой стороны, если воспринимать мир, опережая время, или отставая от него, можно получить искаженную картину рынка”.

Компания British American Tobacco, главный конкурент Philip Morris, упомянута СМИ в негативном контексте. Информационные и специализированные Интернет-СМИ пересказали содержание доклада канадского профессора Дэвида Хэммонда, который был опубликован в британском медицинском журнале Lancet. Сообщается, что BAT обвиняется в противозаконных махинациях: выпускаемые ею так называемые “мягкие” сорта сигарет немилосердно травят людей никотином и забивают им горло и легкие смолой. А стандартные лабораторные тесты при этом дают весьма неплохие результаты.

Объясняется это тем, что машина, при помощи которой проводятся испытания, “затягивается” в два раза слабее, чем среднестатистический курильщик. Когда человек, пристрастившийся к крепкому табаку, переходит на Lights, он начинает компенсировать нехватку привычных доз никотина особенно мощными затяжками. “Производители табачной промышленности все это хорошо знают, но предпочитают на этот счет не распространяться и без каких-либо оговорок печатают цифры, полученные в ходе машинных тестов, на сигаретных пачках”, – резюмирует автор доклада. British American Tobacco в ответ заявил, что информацию о методе проведения тестов он от курильщиков не скрывает, а установление стандартов не входит в его компетенцию.

Новостью для рынка стало закрытие ассоциации табачных дистрибуторов “Грандтабак”. “Лоббист больше не нужен” – так озаглавлена статья обозревателя газеты “Бизнес” Александра Демчука.

Президент “Грандтабака” Сергей Шелехов сообщил, что с 1 октября он подал в отставку, а в конце года на совете членов ассоциации было принято решение о ликвидации ассоциации. Сейчас идет оформление необходимых документов. “Все задачи ассоциации выполнены, да и институт табачных дистрибуторов уже не существует: все крупные компании, по сути, стали филиалами производителей, заключив с ними эксклюзивные контракты”, – поясняет Шелехов.

Подчеркивается, что игроки рынка многим обязаны ассоциации. Так, в марте “Грандтабак” добился снятия с рассмотрения Госдумой законопроекта, который предлагал создание единого госпредприятия, призванного заниматься продажей всей табачной продукции в стране. В 2001 году “Грандтабаку” удалось добиться отмены лицензирования оптовой продажи сигарет, а в 2003-м – отсрочить на полгода введение нового вида предупредительных надписей на сигаретных пачках. В прошлом году “Грандтабаку” удалось договориться с Роспотребнадзором о смягчении действия поправок к закону “Об ограничении курения табака”, которые запрещали продажу табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от образовательных учреждений.

Тем не менее, редактор агентства “Русский табак” Максим Королев считает, что сегодня дистрибуторы уже не особенно нуждаются в лоббировании: “Рынок изменился, почти все крупные компании работают с производителями эксклюзивно и в конкретном регионе. Они уже не играют на рынке, а лишь исполняют указания поставщиков, и интересы дистрибуторов сводятся к интересам производителей”.

Представитель одной из крупных табачных компаний, пожелавший остаться неизвестным, подчеркивает, что проблемы с чиновниками сегодня могут урегулировать сами производители или их ассоциации – “Табакпром” и “Совет по вопросам развития табачной промышленности”.

Гендиректор “Табакпрома” Василий Теревцов готов по поручению членов своей ассоциации представлять интересы дистрибуторов, однако не считает целесообразным решение о закрытии ассоциации “Грандтабак”, так как “кому-то необходимо работать только над проблемами табачной дистрибуции, анализировать этот рынок”.

Кризисную ситуацию переживает Каннская табачная фабрика. Как сообщает “Независимое Информационное Агентство”, коллектив фабрики обратился к губернатору Александру Хлопонину, председателю федерации профсоюзов красноярского края Олегу Исянову и депутатам ЗС с открытым письмом. В нем работники фабрики просят сохранить контроль государства над производством и тем самым обеспечить стабильную работу предприятия. Опасения членам трудового коллектива внушает судьба нескольких российских фабрик, которые были закрыты частными собственниками.

Однако член Совета Федерации от Красноярского края Вячеслав Новиков считает, что именно краевые власти довели Канскую фабрику до банкротства. В интервью газете “Красноярский рабочий” он заявил, что чиновники не способны управлять собственностью государства. “Табачный бизнес прост: рынок-кадры-сырье-оборудование. Все понятно. Но почему же его государство сгубило? – вопрошает Новиков. – Нет персонально виноватых. Идеология и логика на самом деле очень понятны. Вот я чиновник, меня поставили в совет директоров управлять Канской табачной фабрикой. Но нет у меня задачи сделать ее прибыльной. И зачем мне эта головная боль, зачем мне во все влезать, а любой бизнес – это риск. Надо делать управляющую компанию, передавать ей в траст управление госсобственностью и ставить перед компанией задачи. Тогда ваше благополучие напрямую зависит от того, как функционирует предприятие”.

При этом управленцы-чиновники дают возможность заработать аффиллированным с ними частным лицам. Вячеслав Новиков обращает внимание на следующий парадокс, выявленный в ходе проверки Счетной палатой: рентабельность продаж Канской фабрики – 5 процентов, а рентабельность дилеров – до 50 процентов.

Не выдержали конкуренции с транснациональными гигантами и табачники Эстонии. Как отмечает агентство “Бизнес & Балтия”, эстонские предприниматели так и не смогли возродить отечественное производство сигарет, развалившееся в середине 90-х годов, столкнувшись с конкуренцией Gallaher Group. В середине 90-х единственный эстонский производитель табачных изделий Eesti Tubakas был продан шведскому концерну Swedish Match. При покупке скандинавы выставили государству условие – оно не должно повышать акциз. Однако обещание было нарушено, акциз поднят, а шведский концерн в 1996 году полностью свернул деятельность фабрики в Эстонии. Теперь сигареты известных эстонских марок, таких как Rumba, Leek, Prima, Extra, стали выпускаться в Скандинавии. Впоследствии Swedish Match вошел в состав английской компании Gallaher Group – пятого по величине табачного производителя в мире.

Бизнесмены Никита Хрущев и Жан-Пьер Легран решили возобновить выпуск сигарет в Эстонии. Они создали акционерное общество Eesti Tubakas OU и принялись за благородное начинание. Еще в начале прошлого года фирма смонтировала линию по выпуску сигарет мощностью 50-100 тыс. пачек в день. Планировалось, что продукция не только станет реализовываться на местном рынке, но и пойдет на экспорт в такие экзотические страны, как Камбоджа, Замбия, Сингапур и Корея.

В течение всего прошлого года компания преодолевала бюрократические препоны, стараясь запустить производство. Поскольку в Эстонии не было табачной фабрики, чиновники просто не знали, какие требования к ней нужно выдвигать. Однако когда все формальности были улажены, возникла очередная проблема. В дело вступил Gallaher Group.

Фабрика Eesti Tubakas обвиняется в том, что она выпускает сигареты Revel, название которых напоминает Level производства Gallaher. Подчеркивается, что схожесть названий может ввести в заблуждение потребителя. Представители Eesti Tubakas уверяют, что ничего общего между Level и Revel нет. Марка их сигарет посвящена старому названию города Таллинн – Ревель. По мнению экспертов, судебный процесс продлится не менее девяти месяцев.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ