Призрак с британской пропиской: лицензионный Continent – главная тайна "Донского табака"

0:00
0

Компания “Филип Моррис” отмечает тридцатилетний юбилей присутствия на российском рынке. Как считает “Русский табак”, это событие относится к разряду знаковых: “В наши дни никого не удивишь пятнадцати- или десятилетними юбилеями компаний, проектов, предприятий. Но тридцать лет и бизнес в России пока ассоциируются плохо. Тридцать лет назад здесь был махровый застой, на полках “Прима” и “Дымок”, в телевизоре – Брежнев и Кобзон, а на повестке дня – борьба за мир. Бизнес в любом проявлении вел однозначно за решетку, индивидуализм считался разновидностью душевной болезни, а социализм – развитым. Однако именно “борьба за мир” непредсказуемым историческим финтом привела в социалистическую Россию компанию, олицетворяющую самый бескомпромиссный капитализм – “Филип Моррис”.

Подчеркивается, что приход в Россию табачного гиганта связан с реализацией программ по освоению космоса. В середине июля 1975 г. был успешно осуществлен экспериментальный полет “Союза” и “Аполлона”. В том же году было подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве между “Филип Моррис” и Советом министров СССР, включавшее в частности планы по разработке и выпуску новых сигарет. Сигареты появились очень скоро, назывались “Союз Аполлон”, делались на московской фабрике “Ява” и пользовались бешеным успехом.

“Нижегородские новости” подчеркивают, что “Филип Моррис Интернэшнл” – первая западная компания, просочившаяся сквозь “железный занавес” на рынок советской торговли. С 1977 по 1986 год самая известная серия сигарет “Мальборо” выпускалась по лицензии на совместных предприятиях в пяти городах Советского Союза – Москве, Ленинграде, Кишиневе, Баку и Сухуми. По слухам, именно сигареты с изображением легендарного ковбоя предпочитал генсек Леонид Брежнев.

Сегодня проблемы Philip Morris создает главный конкурент концерна – British American Tobacco. Как сообщает Auto.Sport.Com.Ua, владельцы торговой марки Marlboro приняли решение оставаться с Ferrari в Формуле-1 по меньшей мере до конца 2011 года. Однако из-за запрета на рекламу табака маркетологи компании приняли решение убрать надписи Marlboro с болидов, однако оставить узнаваемую красно-белую окраску, не без основания полагая, что у потребителя все равно будут возникать необходимые стойкие ассоциации – слишком давним и успешным было сотрудничество двух фирм. При этом предполагается отказаться от услуг остальных спонсоров, в результате чего болиды Ferrari будут фактически монополизированы Philip Morris.

Руководство компании BAT, покидающей Формулу-1 в конце следующего сезона, осудило такие действия своих конкурентов. “Мы пойдем другим путем”, – сказал Гарри Кэри, отвечающий в BAT за внешнюю рекламу. “Нельзя просто ничего не писать на болиде. Можно или рекламировать табачные изделия, или не рекламировать. Любой же, кто таким образом попытается обойти запрет, будет моментально уличен в этом”.

Однако у British American Tobacco тоже имеется свой “скелет в шкафу”. “Правде” стало известно, что в 2000 году компания БАТ сознательно поставляла табак в Латинскую Америку контрабандой, чтобы таким образом увеличить свою долю на рынке. В самой компании признали, что сигареты могли попасть на “черный рынок” при посредничестве третьих компаний, продававших табачную продукцию в розницу.

В то же время публикация очередного социального отчета значительно увеличивает репутационные активы компании. Аналитическая служба “Табакпром” считает, что особого внимания заслуживает информация о планах БАТ по решению компанией вопросов охраны окружающей среды. В отчете подчеркивается, что “БАТ Россия” по прежнему будет много внимания уделять борьбе с контрафактной продукцией, взаимодействуя при этом со всеми правительственными структурами и коммерческими организациями, а также внедряя новые технические решения, которые помогают отличить ее продукцию от возможных подделок.

“Табакпром” рекомендует всем табачным компаниям последовать примеру British American Tobacco. Традиционно производителей сигарет относят к так называемой “индустрии греха”. Вместе с тем, аналитики “Табакпрома” считают, что социальные отчеты по объему не должны быть очень объемными и, как следствие, нечитаемыми: “Как нам представляется, материалы социального отчета нужно делать “публичными”, т.е. максимально формализованными (какие замечания поступили, что будет сделано и когда), а по объему не превышать 10-15 страниц”.

Как известно, сегодня на российском табачном рынке задают тон транснациональные компании. Обсуждению этой ситуации была посвящена дискуссия на телеканале РБК, в которой приняли участие директор исследовательской компании “Бизнес Аналитика” Андрей Стерлин, менеджер по связям со СМИ компании “Филип Моррис” Дмитрий Хрол и директор “Балтийской табачной фабрики” Владимир Козаков.

Как отметил обозреватель РБК Игорь Виттер, сегодня на рынке работает около 30 производителей сигарет и папирос, однако 85% рынка принадлежит крупным международным компаниям, а оставшиеся 15% приходится на небольших производителей, которые работают в основном в регионах.

Андрей Стерлин вынужден признать, что скупка российских фабрик иностранцами будет продолжаться. Сегодня объем производства отечественных компаний составляет 11-12%, однако их доля на рынке в денежном выражении не превышает 5-6%. “Действительно это грустная такая ситуация для российских производителей – они не в состоянии конкурировать с международными компаниями прежде всего по возможностям инвестирования в различные составляющие производственно-сбытового процесса – и в оборудование, и прежде всего в маркетинг, – констатирует эксперт. – В целом российские фабрики вынуждены производить либо безфильтровую продукцию, либо дешевые сигареты с фильтром… …но курильщик выбирает продукцию, которая его устраивает по соотношению цены и качества, и в этом смысле, конечно, российским независимым производителям сейчас очень трудно конкурировать с иностранцами”.

Директор “Балтийской табачной фабрики” Владимир Козаков отметил кризис российской индустрии по производству табака: “Это уже, будем говорить так, политический вопрос, потому что вы знаете, на каждый килограмм табака в Европе получают 2-3 евро дотации. К сожалению, наше государство не может это делать на сегодняшний момент, и мы не можем конкурировать сейчас с дотационными регионами той же Европы, и нет таких климатических условий, как в той же Бразилии или Южной Африке”. По мнению Владимир Козакова, сегодня уже можно похоронить идею о российском табаке.

Андрей Стерлин также отметил, что в России сокращается доля безфильтровой продукции, при этом в общей структуре рынка наблюдается плавный, но устойчивый рост доли высокоценовых и среднеценовых сегментов. Этот факт признает и менеджер “Филип Моррис” Дмитрий Хрол. Главной же проблемой рынка Дмитрий Хрол считает бессистемный подход к регулированию табачных изделий, который “похож на такое лоскутное одеяло, состоящее из разных десятков, можно сказать, законодательных и нормативных актов, которые разные ведомства тянут на себя”. По мнению Хрола, решением проблемы стало бы создание единого свода документов, от чего “выиграли бы все – и государство, и потребитель, и производитель”.

В то время как БАТ в своем социальном отчете заявляет о программе мероприятий по оздоровлению окружающей среды, “Пермская деловая газета” сообщает о признании местной фабрики “Астра” экологически вредной. Власти Перми постановили вывести фабрику из центра города. Приватизация “Астры” должна произойти в 2006 г. Вопрос о переносе предприятия на новое место, скорее всего, встанет уже перед новым собственником табачной фабрики. Топ-менеджер одного из пермских агентств недвижимости заявил, что купить “Астру” намерен депутат Законодательного собрания Пермской области Владимир Плотников.

“Донской Табак” продолжает позиционировать себя как успешное, динамично развивающееся предприятие, размещая имиджевые статьи в авторитетных деловых журналах. В частности, “Эксперт” опубликовал статью с жизнеутверждающим заголовком “Донской табак”: курс на развитие”. В статье подчеркивается, что в условиях перепроизводства на российском табачном рынке “Донской Табак” активно развивает экспортное направление продаж. Ростовская компания – один из лидеров среди российских экспортеров табачных изделий по физическому объему. При этом новое оборудование компании позволяет выпускать любой по сложности и качеству продукт. “Донской Табак” ориентирован на серьезный сдвиг ассортиментного портфеля в сторону сегментов “средний”, “премиум” и “элитный”. Благодаря высокотехнологичному оборудованию и современным технологиям производства в 2005 году “Донской Табак” выпустил сигареты в новом для компании формате “суперслимс”, – утверждает “Эксперт”.

При этом ростовская газета “Наше время” утверждает, что из года в год “Донской табак” срывает график работ по подготовке к зиме. На состоявшемся в мэрии заседании штаба заместитель директора департамента ЖКХ и энергетики А. Ковальчук посетовал, что в тревожных списках фигурируют одни и те же предприятия.

“Донской табак” упомянут и в провокативной статье обозревателя журнала “Секрет фирмы” Ивана Просветова “Брэнды-фантомы”. Поводом для публикации стал выпуск на табачной фабрике сигарет Continent по лицензии британской Innovation Tobacco. “Времена, когда российские производители придумывали псевдозападные марки, давно прошли. Теперь сочиняются не просто брэнды, а целые компании”, – утверждает Просветов. Как стало известно “СФ”, марка Continent с 1999 года принадлежала “Донтабаку”. Как объяснял основатель “Донского табака” Иван Саввиди в интервью газете “Бизнес”, “англичане посчитали наименование очень удачным для российского рынка и выкупили у нас права на его использование. Подобное объяснение Ивана Просветова не удовлетворяет: “С кем именно договорился “Донской табак” – загадка. Пресс-служба ростовской компании не смогла ответить СФ ни на один вопрос об Innovation Tobacco. В московском офисе одной из крупнейших табачных корпораций, работающей в том числе и на британском рынке, СФ заявили, что “у нас никто ничего не слышал о такой компании”. Что не удивительно: по данным UK Data, Innovation Tobacco Company была зарегистрирована в Лондоне совсем недавно – в апреле 2004 года. Причастен ли к ее появлению “Донской табак” или нет, остается только гадать. В любом случае ростовская компания сумела оформить для Continent британскую прописку”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ