Последние из могикан: российские компании до последнего сопротивляются натиску транснациональных гигантов

0
27

Компания Japan Tobacco International, третий по величине табачный производитель в России, завершила реструктуризацию системы дистрибуции. Об этом сообщается в опубликованной в «Ведомостях» статье Екатерины Долгошеевой «JTI выкурила дилеров». Вице-президент по продажам «Дж.Т.И. по маркетингу и продажам» Роджер Лэмб отмечает, что компания будет теперь работать только с одиннадцатью дилерами: «Бизнес Табак» (Москва), «БЗБ» (Москва), «Форт» (Санкт-Петербург), «Форвард» (Уфа), «Штофф» (Нижний Новгород), «Ивенкс» (Екатеринбург), «Народные продукты» (Новосибирск), «Слата» (Новосибирск), «Стимул» (Владивосток), «Берлей» (Краснодар) и «Эверест» (Краснодар). Эти компании получили эксклюзивные контракты и теперь будут торговать только сигаретами японской компании. Взамен, по словам менеджера, дистрибуторы получили «хорошие финансовые условия» и инвестиции, в частности на покупку автомобилей для развозки сигарет и обучение персонала. «Мы инвестировали несколько десятков миллионов долларов», — уточняет Лэмб. Правда, говорить про финансовые условия эксклюзивных договоров более подробно он отказался.

Эксперты напоминают, что основные конкуренты японской компании — Philip Morris, British American Tobacco и Gallager — уже давно сократили количество прямых дистрибуторов до нескольких компаний. У JTI же до недавних пор количество дилеров достигало восьмидесяти. Один из оптовиков заявил, что этот фактор провоцировал ценовые войны в Приволжском, Южном и Дальневосточном регионе, где стоимость пачки сигарет Camel могла отличаться в отдельных местах на 30%.

В комментариях для газеты «Бизнес» Роджер Лэмб подчеркнул, что сегодня для JTI важно не столько присутствие на рынке, сколько контроль продаж, так как некоторые компании, получив продукцию для одного региона, перевозили партию в соседний, потому что там эта марка сигарет лучше продавалась.

Аналитик ИК «Финам» Игорь Веретенников считает решение JTI сократить число дистрибуторов рациональным шагом: «Сотрудничество только с крупными партнерами, которых к тому же достаточно легко контролировать, позволит компании лучше управлять своим сбытом. Кроме того, значительно сократятся временные издержки на работу с дистрибуторами и связанные с этим финансовые затраты».

Дистрибуторы JTI, попавшие в «белый» список, не скрывают радости. «Установление эксклюзивных отношений с JTI дает нам гарантии долгосрочности этого направления нашего бизнеса»,- говорит генеральный директор дистрибуторской компании «Форт» Игорь Быков. Президент холдинга «Бизнес-табак» Михаил Данилов также рассчитывает на то, что эксклюзивный контракт с JTI поможет развитию его компании.

Другой точки зрения придерживается заместитель генерального директора отраслевой ассоциации «Табакпром» Виктор Стефашин: «JTI построила, пожалуй, самую лучшую систему дистрибуции на рынке, четко поделив ответственность компаний в соответствии с территориальным делением страны». По его словам, остальные транснациональные производители в определенной степени зависят от своих дистрибуторов. «Здесь же возможный уход одного из партнеров не скажется на бизнесе JTI — пробел сможет с легкостью заполнить ближайший по географии дистрибутор», — объясняет он.

В то же время в Мосгорсуде начался третий процесс по делу фирмы «Техносервис». ООО «Техносервис» было создано в 1991 году и являлось эксклюзивным дистрибутором в России табачных компаний Gallaher и Japan Tobacco International, а также одним из трех крупнейших дистрибуторов British American Tobacco.

Как пишет «Коммерсантъ», руководители «Техносервиса» Игорь Поддубный и Евгений Бабков обвиняются в создании оргпреступного сообщества, мошенничестве и контрабанде. По данным следователей, «Техносервис» искусственно занижал стоимость ввозимых в Россию сигарет, из-за чего казна недополучила более 22 миллиона рублей. Следствие считает, что противоправная схема выглядела так: «Техносервис» покупал у ВАТ дорогостоящие сигареты, потом по фиктивным контрактам и по заниженной цене перепродавал их реально не существующему ирландскому благотворительному фонду имени святого Патрика, который от своего имени заключал уже договор с компанией-грузополучателем в России (обычно это была ингушская фирма «Атиш»), которая и растаможивала груз. В конечном счете сигареты получал все тот же «Техносервис». Поскольку в таможенных декларациях цена товара была занижена почти в два раза, то компания экономила на уплате таможенных сборов и незаконно получала сверхдоходы от продажи сигарет.

Для компании ВАТ приоритетом работы в России является наращивание производственных мощностей. Как следует из публикации в газете «Ведомости», в ближайшие четыре года табачный гигант вложит в расширение своих заводов 170 миллионов долларов. Директор по корпоративным отношениям ВАТ Владимир Аксенов подчеркивает, что компания наращивает инвестиции, чтобы заработать на растущем спросе со стороны российских курильщиков. Авторы статьи Борис Грозовский и Александра Петрачкова отмечают, что это не может не радовать вице-премьера Александра Жукова, который мечтает об увеличении иностранных инвестиций. Жуков заявляет, что улучшение инвестиционного климата находится в зоне постоянного внимания правительства, а доля иностранных инвестиций в ВВП в ближайшее время вырастет до 2,5%.

Для предприятия «Филип Моррис Ижора» предмет особой гордости — выплата высокой заработной платы сотрудникам. Как отмечается в питерском выпуске «Российской газеты», сотрудники ФМ в среднем получают 34 тысячи рублей. В то же время средняя зарплата в Ленобласти составляет 8 тысяч рублей. Областное правительство считает, что ЗАО «Филип Моррис Ижора» ведет грамотное регулирование уровня оплаты труда, руководствуясь принципом, что «рост производства работник должен ощутить на своем кармане».

В то же время власти Санкт-Петербурга обеспокоены сокращением производства в пивоваренной и табачной промышленности, что вдвое замедлило темпы роста всей пищевой промышленности города. Как сообщает Torgrus.Com, оборот предприятий табачной и пивоваренной сфер составляет 47% от общего оборота пищевой промышленности Петербурга. Несмотря на рост производства (за 7 месяцев 2005 года табачной продукции было произведено на 13,6% больше, чем за аналогичный период 2004 года), эксперты отмечают замедление темпов роста по этим отраслям, что и сказалось на общих показателях пищевого комплекса Петербурга.

Власти Северной столицы надеются на расширение производства ЗАО «Филип Моррис Ижора». Проект, в который вложено 240 миллиона долларов, должен быть завершен к концу этого года.

На рынке Петербурга и Ленобласти работают четыре крупных производителя, три из которых являются российскими подразделениями транснациональных корпораций (ЗАО «БАТ-СПб», ЗАО «Филип Моррис Ижора», ОАО «Петро»). В Петербурге, так или иначе занимаются производством табачной продукции, менее 20 предприятий. При этом на Петербург приходится, по данным ассоциации «Гранд Табак», более 50% российского рынка табачного производства. Объем продукции, производимой российскими табачниками, более чем на 20% превышает потребности внутреннего рынка.

У компании «Донской табак» в отличие от лидеров отрасли другие задачи — удержать прежние позиции, сопротивляясь усиливающемуся давлению со стороны транснациональных компаний. «Они остались одни в окружении более сильных конкурентов, — пишет журнал «Секрет фирмы». — Они уже далеко не лидеры, хотя занимают довольно заметные места на своих рынках. Они пытаются одновременно удержать эти позиции и сохранить независимость. Российские компании — против международных корпораций. У попавших в окружение выбор невелик. Всего три варианта действий, не считая самого худшего: сдаться в плен, перейти на сторону противника или держать оборону. Последний вариант, увы, не исключает развития событий по первым двум сценариям». «Последние из могикан» — так озаглавлена статья, посвященная настойчивым компаниям, которые до последнего пытаются сохранить независимость.

«Секрет фирмы» не знает, как долго сможет «Донской табак» сопротивляться экспансии конкурентов. Однако сегодня компания делает все, чтобы удержаться на плаву. В сентябре «Донтабак» договорился с корпорацией Gallaher о выпуске ее сигарет на своих мощностях. «Контрактное производство — некий компромисс, попытка хоть как-то обернуть себе на пользу успехи противника, — считает «СФ». — При этом можно продолжать выпускать собственные марки. Но от конкурентной борьбы такое сотрудничество, разумеется, не спасает».

При этом авторы статьи считают, что в игре важен не столько проигрыш, сколько настойчивость в том, чтобы не остаться аутсайдером: «Сопротивление, даже в случае неудачного исхода, поднимает самооценку. Вероятно поэтому так спокойно настроен хозяин «Донского табака» Иван Саввиди».

При этом публикация в газете «Ростов официальный», посвященная компании Саввиди, выдержана в духе советских передовиц. Как следует из статьи «Донской Табак» — одно из старейших предприятий юга России, которое за свою полуторавековую историю воспитала не одно поколение ответственных граждан общества. «Донской Табак» заботится не только о своих сотрудниках. Осознавая необходимость обеспечения социальной защиты малообеспеченных групп населения, с 1 мая и до конца 2005 года компания «Донской Табак» ежемесячно выплачивает материальную помощь в размере 3 тысяч рублей ветеранам Великой Отечественной войны — Героям Советского Союза, закрепленным за предприятием», — пишет газета. При этом остается за кадром ответ на вопрос: сможет ли «Донской табак» и в дальнейшем выпускать в роли регионального благодетеля.

Проблемы испытывает и Канская табачная фабрика. Как отмечает «Вечерний Красноярск», из-за санитарных ограничений фабрика вынуждена закупать сырье в Индии, Индонезии, а не в Молдавии или в Иране несмотря на то, что тамошнее сырье дороже и содержит больше смолы и никотина. «Руководство предприятия пока затрудняется назвать сумму потерь от такого поворота событий», — констатирует газета.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ