Иностранные инвесторы обеспокоены политикой российских властей

0:00
0

Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение апелляционного суда о взыскании с ЗАО “Дж.Т.И. по маркетингу и продажам” более $70 млн. налоговых недоимок за 2000 год. Управляющий по связям с общественностью компании JT International Анатолий Верещагин, комментируя ситуацию для газеты “Коммерсантъ”, заявил, что в компании разочарованы решением суда, а потому намерены обратиться в Высший арбитражный суд. В ФНС ситуацию пока не комментируют. Эксперты же считают, что если JTI не удастся отстоять свои позиции, налоговики могут существенно увеличить размер претензий.

“Я не удивлюсь, если ФНС проявит последовательность и предъявит аналогичные претензии к компании по результатам ее работы в 2002-2004 годах”, – говорит юрисконсульт ИК “Проспект” Эльдар Назмутдинов. При этом величина претензий может заметно возрасти соответственно с ростом продаж компании. По экспертным оценкам, общая сумма претензий за 2002-2004 годы может составить более $350 млн.

Участники рынка предсказывают, что аналогичные проблемы могут возникнуть у остальных крупных табачных компаний – Philip Morris и Britich American Tobacco. “Я не припомню, чтобы налоговые органы проверяли продавцов сигарет так, как делают это последние полгода, – говорит глава ассоциации “Табакпром” Василий Теревцов, – и я не исключаю, что ситуация с JTI будет распространена на другие табачные компании”. С ним согласен и Эльдар Назмутдинов: “Прецедентного права у нас нет, но налоговые органы очень внимательно следят за судебной практикой, и решение ФАСМО может повлечь за собой аналогичные претензии со стороны ФНС к другим табачным компаниям”.

“Ведомости”, в свою очередь, напоминают, что юристам JTI в споре с российскими налоговиками удалось победить лишь один раз, когда Федеральный арбитражный суд Московского округа удовлетворил кассационную жалобу JTI и направил дело на повторное рассмотрение. На кассационный суд компания возлагала большие надежды. “Мы ждем, что кассационная инстанция полностью освободит нас от необходимости выплачивать деньги. К тому же уже есть прецедент по схожему делу, когда кассационная инстанция приняла решение в пользу налогоплательщика”, – заявлял ранее “Ведомостям” гендиректор “Дж. Т. И. по маркетингу и продажам” Рик Кофилд. Он ссылался на похожее дело, которое рассматривалось в 2002 году по иску ООО “ЛД Трейдинг”, которая осуществляет продажи фабрики “Лиггетт-Дукат” концерна Gallaher.

Конкуренты JTI на условиях анонимности признались “Ведомостям”, что были уверены, что японскому холдингу удастся отстоять свою позицию. Дистрибутор JTI, комментируя осторожность представителей крупных западных табачных компаний, замечает, что “все это очень похоже на ситуацию с “ЮКОСом”. Впрочем, управляющий партнер юридической фирмы AST Legal Анатолий Юшин считает, что у JTI остался еще шанс на победу: “Если кассация уже возвращала дело на повторное рассмотрение в низшую инстанцию, значит, в нем есть неоднозначность и Высший арбитражный суд может принять сторону налогоплательщика”.

“Бизнес” на коллизию вокруг JTI откликнулся статьей Александра Демчука “Призрачная дымка надежды”. Эксперты, привлеченные газетой, отмечают, что у JTI очень невысоки шансы на победу. Управляющий партнер юридической фирмы “Вегас-лекс” Альберт Еганян отмечает, что Высший арбитражный суд обращает внимание только на прецедентные дела. Также оценивает ситуацию президент ассоциации табачных дистрибуторов “Грандтабак” Сергей Шелехов. По его мнению, до проигрыша JTI осталось всего полшага, так как “ситуация зашла слишком далеко”.

Редактор отраслевого информагентства “Русский табак” Максим Королев считает, что дело JTI будет иметь далеко идущие последствия. Инвесторов табачной отрасли ждут тяжелые времена, считает эксперт. “Государство, похоже, не заинтересовано в иностранных инвесторах, по крайней мере, в табачной отрасли”, – резюмирует Королев.

Тем не менее, действительность оказалось лучше пессимистичных прогнозов. На этой неделе стало известно, что арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск JTI и признал претензии Управления Федеральной налоговой службы по СанктПетербургу и Ленинградской области несостоятельными. “Российская газета” на этой событие откликнулась публикацией с жизнеутверждающим заголовком – “Суд подтвердил очевидное: компания JT International отстояла доброе имя”. В статье подчеркиваются, что налоговые претензии к JTI выглядели довольно странно: входящая в холдинг фабрика “Петро” только что получила звание лучшего налогоплательщика Санкт-Петербурга.

“JT International надеется, что объективное рассмотрение судами ряда других дел, касающихся компаний, входящих в группу JTI, и прежде всего дела о налоговых претензиях к ЗАО “Дж.Т.И. по маркетингу и продажам”, также полностью подтвердит нашу правоту, – заявил управляющий по связям с общественностью компании JT International Анатолий Верещагин. – Мы строим бизнес на долгосрочной основе и крайне заинтересованы в развитии стабильных и справедливых отношений, без которых коммерческий успех невозможен”.

Компания Philip Morris, напротив, требует от российских налоговиков вернуть переплаченные $14 млн. налогов. Как следует из публикации в газете “Ведомости”, инспекция Федеральной налоговой службы по Ломоносовскому району Ленинградской области оспаривает в суде предоставленные ЗАО “Филип Моррис Ижора” льготы по налогу на прибыль. Однако управляющий Philip Morris по корпоративным вопросам северного региона Марина Балабанова в июне этого года оспорила решение ИМНС о невозврате налога на прибыль в арбитражном суде.

По словам источника газеты “Ведомости”, знакомого с делом Philip Morris, претензии ИМНС связаны с непризнанием принципа длящихся правоотношений: “В 2004 году были внесены изменения в Налоговый кодекс, отменяющие льготы по налогу на прибыль, однако льготы предприятию были предоставлены до того, как были внесены эти изменения. Это означает, что изменение законодательства не должно затрагивать компанию, и суд в первых двух инстанциях это подтвердил”.

Управляющий партнер петербургского офиса DLA Piper Rudnick Gray Cary Ольга Литвинова отмечает, что аналогичные споры периодически возникают из-за частых изменений в законодательстве. Однако существующая судебная практика показывает, что закон на стороне налогоплательщиков, для которых правила не должны меняться.

Своя “головная боль” и у другой компании “большой тройки” British American Tobacco – претензии антимонопольных органов к рекламе сигарет “Золотая Ява”. Как пишут “Известия”, региональное отделение ФАС в Екатеринбурге обнаружило, что над одним из пешеходных переходов в городе красуется огромный билборд этой марки сигарет со слоганом “Почувствуй скорость!”. Эксперты расценили этот слоган как непосредственный призыв жать на газ, следствием чего могут стать ДТП на дорогах.

Отдельные инциденты не мешают БАТ реализовывать амбициозные планы в России. Как сообщает AdMarket.ru, “Бритиш Американ Тобакко” инвестирует $170 млн. в развитие российских фабрик. “БАТ Россия” стремится достичь абсолютного лидерства на российском табачном рынке. Новые масштабные инвестиции в производство – реальный шаг компании на пути к достижению этой цели”, – такое заявление сделал управляющий директор “БАТ Россия” Джон Тэйлор.

По данным компании, с начала 2005 года рост объема продаж “БАТ Россия” составил 14 процентов что обусловлено в первую очередь ростом продаж марок. Так, укрепляя позиции в премиальном сегменте, Kent увеличил объем продаж на 18 процентов в период с января 2004 года по июль 2005 года. Более чем на 22 процента выросли продажи марки Vogue за аналогичный период. Лидер нижнего ценового сегмента, марка “Ява”, за 7 месяцев текущего года увеличила продажи более чем на 11 процентов. В целом, стремясь к достижению лидерства на российском табачном рынке, “БАТ Россия” за десять лет работы увеличила годовой объем продаж с 16 до 65 млрд. штук сигарет.

JTI, в свою очередь, проводит рестайлинг популярных в России сигарет “Русский стиль”. Как отмечает деловой еженедельник “Секрет фирмы”, “Русский стиль” стал еще более привлекательным: мягкие закругления граней придают пачке элегантный и современный вид, сохраняя классические пропорции, свойственные премиальному бренду. “Кажется, спор о том, что важнее – форма или содержание – подошел к своему логическому завершению. Теперь все идеально соответствует друг другу”, – делает выводы “Секрет фирмы”. Подчеркивается, что новая изысканная упаковка подчеркивает современность “Русского стиля” и принадлежность к классу премиальных брендов.

Однако лидирующие позиции на российском рынке по-прежнему занимает “Филип Моррис. Инк”. К таким выводам пришло агентство “Бизнес Аналитика”. “Деловой Петербург” подчеркивает, что на сегодняшний день инвестиции компании в экономику России составили более 800 миллионов долларов США – Мы являемся крупнейшим налогоплательщиком среди табачных компаний в России. ФМ также не устает заявлять о своей приверженности принципам ответственного ведения бизнеса , подчеркивая, что за последние 10 лет она вложила более 7 миллионов долларов США в благотворительные программы.

В ситуации уверенного доминирования иностранных табачных компаний “Донской Табак” заявляет о своей готовности укрепить позиции на российском рынке. В реализации этой цели ставка делается на перевод производственного оборудования сигаретного центра Ростова-на-Дону в промышленную зону на левом берегу Дона. Как пишет “Ростов официальный”, на новом месте для сотрудников созданы более комфортные условия. Запуск нового сигаретного комплекса увеличит производственные мощности компании до 60 млрд. сигарет в год.

В дальнейших планах компании – укрепление позиций на российском табачном рынке путем увеличения рыночной доли, обновления портфеля брэндов и оптимизации системы продаж. “Донской Табак” продолжит работу по выводу на рынок новых марок в среднестоимостном, премиальном и элитном сегментах. Кроме того, в компании с 2003 года успешно действует система менеджмента качества, что подтверждают ежегодные надзорные аудиты на соответствие международному стандарту ISO 9001-2000 и российскому стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Агентство Echorostova.Ru также сообщает, что до конца этого года донские табачники собираются выпустить миллиард сигарет марки Liggett Ducat. По данным “Интерфакс”, компания Gallaher намерена продлить договор с “Донским табаком” о выпуске сигарет Liggett Ducat. При этом подчеркивается, что выгода Gallaher от этой сделки не совсем ясна.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ