Philip Morris и BAT соревнуются в социальной ответственности и оригинальности рекламных концепций

0:00
0

Петербургская фабрика “Нево-табак” возобновила работу после двухнедельного простоя. Как известно, 75-процентный пакет акций предприятия продан российско-германскому производителю сырья “Гросстемс”. Одновременно руководство фабрики возобновило активные поиски новой производственной площадки для переезда из центра города. Переезд мог начаться уже в конце июня, однако был отложен до конца июля. Причиной отсрочки стала двухнедельная остановка предприятия. “Предприятие было остановлено в результате затоваривания продукцией. Вместо того чтобы продолжать поиск новой площадки под переезд, руководители фабрики ездили и договаривались с дистрибьюторами сигарет о сбыте своей продукции”, – сообщил “Ведомостям” источник в компании, пожелавший остаться неизвестным.

По данным зам. гендиректора ассоциации производителей табачной продукции “Табакпром” Виктора Стефашина, ежедневный оборот “Нево-табака” составляет около 24,5 млн штук сигарет. Получается, что за две недели фабрика потеряла порядка $2,6 млн. Аналитики рынка не исключают, что такая ситуация может повториться.

Участники рынка связывают ситуацию на фабрике с наметившейся в России тенденцией падения спроса на дешевые сигареты. Аналитики указывают на общую для России тенденцию к снижению спроса на дешевые сигареты, которые занимают львиную долю в объеме продаж “Нево-табака”. “Продажи папирос и сигарет без фильтра в начале этого года упали на 25 процентов”, – отмечает маркетолог-аналитик компании “ACNielsen Россия” Анна Кузьмицкая. Что собираются предпринять новые владельцы фабрики в сложившейся ситуации, неизвестно: пока они воздерживаются от каких-либо комментариев. Не исключено, что одним из вариантов выхода из кризиса может стать перепродажа фабрики более крупному игроку. В числе вероятных покупателей “Нево-табака” аналитики называют британскую компанию Imperial Tobacco, занимающую четвертое место в мире по объему производства табачных изделий, но не имеющую пока производственных мощностей в России.

Ассоциация “Табакпром” при этом отмечает, что доля предприятий с российским капиталом постоянно сокращается. В России продолжается “выдавливание” табачной продукции предприятий с российским капиталом. За пять последних лет стали банкротами из старожилов – “Астраханская ТФ”, курская ТФ “Новость”, “Елецкий табак”, “Самарская ТФ”, “Омская ТФ”, “Челябинская ТФ”, ушли из бизнеса не менее 60 новых мелких табачных продуцентов. У многих бывших советских табачных фабрик за этот период объемы производства сократились в 2-3 и более раза. Только за январь-май текущего года доля выпуска продукции предприятий с российским капиталом сократилась почти на 10% и в настоящее время этот показатель составляет порядка 85%.

Однако в “Табакпроме” предполагают, что для зарубежных компаний усиление экспансии может стать пирровой победой: “При контроле транснационалами 90-95% российского табачного рынка у государственных структур будут полностью развязаны руки от необходимости защищать старых отечественных производителей и прислушиваться к их мнению по вопросам невысокого по мировым стандартам налогообложения табачной продукции. Поэтому дальнейшие победы мультинационалов станут, скорее всего, серьезным поражением их бизнеса. Нет никаких сомнений в том, что после реализации описанного выше сценария развития табачного рынка законодательная и исполнительная власть начнет существенно увеличивать объемы налога с табачной продукции, чтобы более динамично выйти по этому показателю на уровень стран ЕС и других передовых государств мира”.

Тем не менее, сегодня российские табачники могут праздновать промежуточную победу. “Ведомости” сообщают о предложении депутатов фракции “Единая Россия” Виктора Семенова и Петра Щелища отменить запрет на торговлю сигаретами вблизи школ. “Запрет на продажу в 100-метровой зоне ведет к ограничению конкуренции, – утверждает Семенов. – Магазины и киоски вынуждены либо отказаться от торговли, либо нести затраты по перемещению торговых точек”. По мнению депутата, торговля алкоголем и табачными изделиями позволяет держаться на плаву многим магазинам, а в России “есть много населенных пунктов, где одна школа и один магазин, подпадающий под эти 100 м”. Щелищ предлагает отдать право определять границы запретной зоны муниципальным властям.

Табачные компании инициативу единороссов восприняли с воодушевлением. “Норма все равно не работает, – говорит директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия” Владимир Аксенов. – А продавцам приходится давать взятки”. Аксенов надеется, что если муниципалитеты и введут ограничения, то они будут более мягкими, чем ныне действующее. “Тот, кому нужно, всегда сможет договориться, а честные продавцы страдают, – считает директор “Грандтабака” Сергей Шелехов. – Поэтому ограничения нужно отменять полностью, а не передавать на уровень муниципалитетов”. По мнению Шелехова, достаточно усилить контроль над продавцами и следить, чтобы они не продавали сигареты.

“Ведомости” предполагают, что опасаться серьезных ограничений со стороны муниципалитетов табачникам не стоит. “Это очень большая глупость устанавливать вообще какую-либо зону, хоть 500 м, хоть 1 км – разве это поможет?” – вопрошает мэр Череповца Михаил Ставровский. На его взгляд, муниципальные власти будут очень либерально настроены к бизнесу.

Лидеры рынка тем временем соревнуются в приверженности принципам социально ответственного бизнеса. На сайте специалистов по связям с общественностью pr-dialog.ru появилось сообщение о конференции “Развитие гражданского общества в Саратовской области”, на которой представители поддержке “БАТ-СТФ” провели презентацию “Взаимодействие с неправительственными организациями как инструмент стратегии корпоративной социальной ответственности”.

“Если сегодня мы не будем учитывать в своей работе те требования, которые предъявляет к нам общество, то завтра нам может быть отказано в праве на существование”, – заявила председатель совета директоров ОАО “БАТ-СТФ” Татьяна Мамина. – Сотрудничество с общественными фондами и организациями, учреждениями культуры и образования способствует построению гражданского общества в нашей стране”.

Для British American Tobacco предметом особой гордости является внутрикорпоративная политика. Грамотная кадровая политика BAT была отмечена экспертами журнала “Компания”, которые признали, что в табачный холдинг считает людей своим главным активом. Престиж, стабильность, отличный соцпакет, высокий уровень зарплат делают British American Tobacco привлекательным работодателем, отмечают эксперты “Компании”.

При этом подчеркивается, что конкуренты BAT – JTI и Philip Morris также уделяют много внимания развитию кадрового потенциала. Philip Morris при работе с персоналом активно использует внутрикорпоративные СМИ. Начальник по стратегии и развитию корпоративного имиджа “Филип Моррис сэйлз энд маркетинг” Екатерина Манжосова в статье, опубликованной в “Вестнике Ассоциации Менеджеров” подчеркивает, что внутрикорпоративные СМИ не роскошь, а жизненная необходимость: “Команда мотивированных сотрудников, обладающих всей полнотой информации, необходимой им для того, чтобы успешно выполнять свою работу, – это безусловное благо и гарант успешного развития любого предприятия”.

Однако JTI сегодня не до развития внутрикорпоративных коммуникаций. Арбитражный апелляционный суд подтвердил законность решения МНС о взыскании с российских подразделений компании около $80 млн налогового долга. “Мы намерены подать повторную апелляцию в кассационный суд с тем, чтобы четко изложить наши аргументы и защитить интересы JTI”, – говорится в официальном пресс-релизе компании. – Несмотря на то, что мы получили письменные разъяснения от Министерства финансов РФ, в которых поддерживается наша позиция, а также положительное решение кассационного суда, вынесенное в апреле, мы весьма удивлены тем, что апелляционный суд не принял в расчет ни эти, более чем убедительные доказательства, ни мнение кассационной инстанции о необходимости пересмотра дела”.

Участники табачного рынка, опрошенные газетой “Ведомости”, поддерживают коллег и называют жалобы МНС “необоснованными претензиями к добросовестным налогоплательщикам”. “В последнее время проверки табачников налоговыми органами следуют одна за другой. Нам скрывать нечего, но подход у налоговиков однозначный – надо найти хоть что-нибудь”, – сетует представитель крупной табачной компании, просивший не называть его имени.

Президент коллегии адвокатов “Барщевский и партнеры” Самвел Караханян считает, что спор еще не окончен: “Обычно по закону дело направляется на новое рассмотрение, если кассационная инстанция приходит к выводу, что некоторые обстоятельства, имеющие значение, не были учтены”. Теперь, по мнению адвоката, МНС может заставить JTI заплатить долг, так как решение апелляционного суда вступило в силу. Единственное, что может сделать JTI, – обратиться в Федеральный суд с ходатайством о приостановлении дела. Президент ассоциации табачных дистрибьюторов “Грандтабак” Сергей Шелехов считает, что JTI необходимо искать новые аргументы, поскольку МНС как госструктура не сможет пойти на попятную. По его словам, ситуацию разрешит только разумный компромисс.

Тем временем журналисты ряда изданий обратили внимание, что на рынке табачной дистрибуции сложилась монополия, представленная холдингами “Мегаполис” и “Меркурий”, являющийся дистрибуцией компании Philip Morris. Как сообщает “Версия”, одним из учредителей “Меркурия” является выходец из Владикавказа Игорь Кесаев, который в 90-х годах попал в поле зрения итальянской полиции в связи с операцией по отмыванием денег солнцевских авторитетов. Сам Кесаев утверждает, что его защищает один из заместителей директора ФСБ. “В это вполне верится, учитывая всегдашнюю беззаботность бизнесмена. Кесаев не раз подчеркивал, что его друг-генерал способен решать самые серьезные проблемы, – резюмирует “Версия”. – И это многое объясняет – и миллиардный оборот табачного холдинга “Меркурий” с его монопольным положением на рынке, и то, что итальянский Интерпол как будто напрочь забыл про Игоря Кесаева”. По мнению издания, деятельность холдинга “Меркурий” подтверждает стереотипное мнение о том, что табачный бизнес часто связан с контрабандой и находится в тесной связи с криминалитетом. Расследование на тему “Почему учредитель табачного холдинга “Меркурий” Игорь Кесаев всегда выходит сухим из воды?” разместило и агентство Compromat.Ru.

“Сливные” материалы явно опубликованы с целью дискредитации компании Philip Morris, одного из самых сильных игроков табачного рынка. Несмотря на происки недоброжелателей Philip Morris продолжает уверенно лидировать. В профессиональном сообществе не осталась незамеченной новая наружная рекламна марки Chesterfield, которую выполнило агентство Union Links. Как отмечает Outdoor.ru, сюжет рекламы вполне в духе Chesterfield: персонаж, увлекшись малярными работами, переключается с росписи стены на роспись облаков. Оригинальность кампании заключается в том, что на некоторых щитах роль персонажа исполнит специальный манекен, прикрепленный к рекламному щиту. Манекены появятся в нескольких местах столицы, причем каждый из них будет одет в эксклюзивную одежду. Авторами костюмов для рекламных персонажей согласились выступить популярные персоны: Фекла Толстая, Катя Гордон, Леонид Круглов.

British American Tobacco, в свою очередь, пытается усилить свои позиции в ценовом сегменте 10-14 руб. Участники рынка, которых попросил прокомментировать новинку “Бизнес”, предположили, что марка Viceroy стоимостью призвана поддержать позиции BAT, которые слабеют из-за снижения доли “Явы Золотой”. Подчеркивается, что это уже вторая попытка вывода марки на российский рынок. Первая в середине 90-х закончилась неудачей. Тогда Viceroy импортировался и позиционировался в сегменте “премиум”.

Для продвижения марки Kent British American Tobacco реализует нестандартную концепцию. При содействии бренда Kent поводится конкурс достижений в сфере инновационного дизайна Design Innovation Awards. “Kent является олицетворением всего современного, высокотехнологичного и прогрессивного, одним словом, инновационного. Та же идеология была положена в основу конкурса Design Innovation Awards: новые технологии, оригинальные разработки, открытие новых горизонтов, определение новых тенденций”, – заявила менеджер по торговой марке Ольга Закова журналу специалистов по связям с общественностью “Советник”.

Цель конкурса – создание и формирование новых творческих стандартов в общественном мнении и профессиональной сфере по отношению к современному дизайну и архитектуре. Благодаря внушительному призовому фонду и участию авторитетных дизайнеров с мировым именем премия обрела широкую популярность среди российского дизайнерского сообщества.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ