Любовь к барьерам: табачники против отмены лицензий

0:00
0

Производители табака категорически против отмены лицензирования. Этой теме посвящена редакционная статья “Ведомостей” “Любовь к барьерам”. “Аргументы у сторонников лицензий, о каком бы виде деятельности ни шла речь, всегда примерно одни и те же, – пишут “Ведомости”. – Отмена контроля за выходом на рынок неизбежно приведет к появлению на нем недобросовестных игроков, которые дружно примутся нарушать права потребителей, предлагая им некачественные товары или услуги”. В свою очередь, противники лицензирования резонно заявляют: “Если бюрократическая процедура действительно нужна для защиты прав потребителей, то почему чиновникам не приходит в голову опубликовать список имеющих лицензию компаний, например, в Интернете?”

Ситуацию с лицензированием производства табачных изделий деловая газета называет странной: “Участники рынка, которые вовремя запаслись лицензиями, утверждают, что с приходом новых игроков рынок заполнится дешевыми и некачественными подделками. Но представители общественных организаций, которые занимаются защитой прав потребителей, в один голос утверждают, что лицензирование имеет весьма косвенное отношение к качеству товаров и услуг”.

Другая законодательная инициатива также вызвала много шума в рядах табачников. Как пишут “Известия”, премьер-министр Михаил Фрадков распорядился внести в Госдуму проект федерального закона, который предусматривает повышение ставки акциза на табачные изделия в 2006 году на 15 процентов. Подчеркиваются, что западные производители сигарет, контролирующее 95 процентов российского рынка, еще несколько лет назад из-за различий в оценке существующей системы акцизов разделились на два противоборствующих лагеря. Обе группировки пытались оказывать давление на правительство и требовали систему изменить. Первая группа производителей во главе с Philip Morris и JTI, настаивает на полном отказе от адвалорного акциза и введении специфического налогообложения. “Мы считаем, что лишь специфическая система обеспечивает прозрачность и простоту администрирования, отвечает задачам правительства по обеспечению налоговых поступлений”, – утверждает директор департамента по кооперативным вопросам аффилированных компаний “Филип Моррис Интернэшнл” в России и Беларуссии Роберт Мэй.

Совершенно противоположного мнения придерживаются компании BAT и Gallaher Liggett – Ducat. Они выступают за сохранение смешанной системы, мотивируя свою позицию собственной “социальной ответственностью”. По их мнению, от введения специфической системы в первую очередь пострадают курильщики дешевых сигарет, а это представители беднейшей части общества. Член совета директоров БАТ Владимир Аксенов считает, что в случае введения специфического обложения начнутся “табачные бунты”, поскольку неизбежно повысятся цены.

“Нас интересуют социальные последствия решений правительства, а не только экономические, как наших оппонентов, – сообщил “Известиям” Владимир Аксенов. – Специфический акциз повлечет накрутку на каждую пачку сигарет в размере 2 руб. 10 коп. Это не существенно в дорогом сегменте, зато весьма ощутим в сегменте дешевых сигарет”.

“Коммерсантъ” в статье под интригующм заголовком “БАТ навела крышу” пишет о завершении строительства нового производственно-складского комплекса табачного гиганта в Санкт-Петербурге. Логистический центр является крупнейшим строительным проектом компании БАТ в России и будет введен в эксплуатацию осенью 2005 года. Общая площадь комплекса 27 тыс. кв. м, а инвестиции в проект составили более $20 млн. Мощности комплекса ориентированы на хранение одновременно 65 млрд. штук готовой продукции и призваны заменить до пяти складов, которые сегодня арендует БАТ.

“По нашим прогнозам, объединение всех наших российских логистических потоков в единую систему с центром на Северо-Западе позволит снизить сразу на 10 процентов затраты на логистику”, – отметил Владимир Аксенов”.

“Коммерсантъ” также сообщает, что в прошлом году на петербургском предприятии холдинга прошло несколько десятков проверок и запросов из налоговых органов. В результате были выявлены “математические нарушения” на сумму в несколько тысяч долларов. Обозреватель газеты Мария Шевченко напоминает, что серьезные налоговые проверки прошли и в других табачных компаниях с западным капиталом. Самый громкий результат дала проверка фабрики “Петро”, “дочки” ЗАО “JTI”. В этом контексте фривольный заголовок “Коммерсанта” приобретает другое значение.

Директор табачной фабрики ЗАО “Бритиш Американ Тобакко-Санкт-Петербург” Джонатан Джонс отмечает, что общая сумма инвестиций в развитие бизнеса и производства в России составила 50 млн. долл., и “не менее двух третей этой суммы инвестировано в “БАТ Санкт-Петербург”. Как сообщает РБК, Д. Джонс объяснил это тем, что производственные линии в Москве и Саратове расположены в исторической части российских городов, а площадка под Петербургом удалена от жилой зоны и находится вблизи источника электроэнергии. По словам Джонса, логистический центр в Санкт-Петербурге является “самым крупным строительным проектом компании в Европе”.

ПРАЙМ-ТАСС, в свою очередь, сообщает, что ЗАО “БАТ-СПб” ввело в эксплуатацию новую линию по производству и упаковке сигарет superslims стоимостью 6 млн. долл. Мощность линии составляет 6 тысяч сигарет в минуту. По словам Аксенова, компания намерена увеличить мощность производства сигарет superslims, так как сигареты данного формата в последнее время стало пользоваться большой популярностью в России не только среди женщин, но и мужчин. “Мы намерены в течение ближайших 1,5-2 лет стать табачной компанией номер один в России и обойти основного конкурента”, – заявил директор по корпоративным отношениям компании “БАТ Россия”.

Вынесение вердикта по делу Japan Tobacco вновь откладывается. “Ведомости” со ссылкой на АК&М пишут о переносе суда по факту налоговых претензий к компании на 28 июня. Подчеркивается, что рассмотрение жалобы отложено по ходатайству Федеральной налоговой службы.

Пока суд да дело, в прессе появляются статьи, которые позволяют компенсировать репутационный ущерб для JTI. Газета “Утро победы” опубликовала статью Дмитрия Шандлоренко “Все для фронта, все для победы!”, посвященную героическому прошлому фабрики Урицкого, которая сегодня известна как “Петро”. Как пишет автор, хотя в дни войны на фабрике выпускалось оружие, все равно главным оставалось табачное производство: “Сегодня трудно переоценить его роль в то время. Огонек самокруток в короткие периоды между боями поднимал дух воинов, укреплял боевое братство, давал отдых и позволял вспомнить о мирном доме, семье и близких. Вспомните фронтовые песни. Не случайно одной из любимых среди солдат была “Давай закурим, товарищ, по одной. Факт остается фактом – махорка была стратегическим сырьем. В блокадном 42-м, кстати, за одну папиросу “Беломора” давали полбуханки хлеба, а за две – 100 г. масла!”

В центре внимания СМИ кадровые изменения на фабрике “Нево-табак”. Как сообщает “Русский табак”, с 29 апреля к обязанностям гендиректора фабрики приступил Олег Амиранов. Перед новым руководством стоит задача, прежде всего, осуществить безболезненный вывод завода за черту города и объединить две производственные площадки в одну, попутно проводя его модернизацию в соответствии с современными представлениями о табачном производстве и целесообразностью на данном рынке.

Как стало известно “Бизнесу”, фабрика “Нево-табак” продана производителю табачного сырья “Гросстемс”. Земля в центре Санкт-Петербурга, на которой размещается фабрика, осталась за прежним владельцем – компанией “Музей”, а оборудование и права на марки “Нево-табака” перешли к “Гросстемсу”. Эксперты считают продажу фабрики профильному инвестору логичной, однако указывают на то, что у нового владельца возникнут проблемы с маркетингом и дистрибуцией. На рынке утверждают, что переговоры “Гросстемса” с компанией “Музей”, которая контролировала порядка 75 процентов акций фабрики, начались еще в феврале.

Олег Амиранов комментировать подробности сделки отказался. “Мы остаемся собственниками фабрики “Нево-табак”, – заявил “Бизнесу” директор по связям с общественностью “Музея” Андрей Семенов. Вместе с тем, Семенов не стал подтверждать или опровергать факт “частичной” продажи “Нево-табака”.

“Сделка именно сейчас выгодна обеим сторонам, – так прокомментировал ситуацию топ-менеджер одной из табачных компаний, пожелавший остаться неизвестным. – “Музей” экономит средства на переносе производства и получает землю в центре Санкт-Петербурга, а “Гросстемс” покупает отличную производственную базу и имеет все шансы развить бизнес “Нево-табака”. По оценке эксперта, фабрика могла обойтись покупателю в $50-70 млн.

Редактор отраслевого информагентства “Русский табак” Максим Королев отмечает, что на российском рынке до последнего времени существовали три наиболее привлекательные независимые табачные фабрики – “Балканская звезда” (в прошлом году куплена испанско-французской Altadis), “Донской табак” и “Нево-табак”. “У “Нево-табака” хорошие мощности и полный производственный цикл, для профильной компании это действительно хорошее вложение средств”. Как отмечает аналитик, прежний владелец “Нево-табака” серьезно вкладывался в дистрибуцию и вывод фабрики на рентабельность. По данным “Бизнеса”, в августе 2004 года на развитие системы поставок “Музей” выделил $3 млн. Новый инвестор, скорее всего, займется развитием новых марок и маркетингом, предполагает Королев.

Однако президент ассоциации табачных дистрибуторов “Грандтабак” Сергей Шелехов полагает, что “Гросстемс” может столкнуться с серьезными сложностями с дистрибуцией: “Нево-табак”, конечно, на сегодняшний день самая оптимальная для “Гросстемса” производственная площадка. Однако сейчас в стране всего семь крупных дистрибуторов, каждый из них работает по контракту с транснациональными компаниями, поэтому непонятно, как новые собственники “Нево-табака” будут реализовывать свой товар”. Шелехов также обращает внимание на то, что для развития производства и занятия какой-то ниши на рынке компании потребуются серьезные вложения в маркетинг и создание эффективной марки, однако таких денег у “Гросстемса” нет.

Анализируя ситуацию, ряд экспертов пришли к выводу, что новый собственник приобрел “Нево-табак” для последующей перепродажи. Наиболее вероятными претендентами на этот актив являются Korea Tobacco&Ginseng, Karelia Tobacco, Scandinavian Tobacco и Китайская табачная монополия.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ