В ответе за кроликов: лидеры рынка возмущены рекламой "Натурального табака"

0
19

31 мая по инициативе ВОЗ отмечается Всемирный день без табака. К этой дате обычно резко возрастает число публикаций о вреде курения. «Трибуна» констатирует, что сегодня около 40 процентов школьников-выпускников являются курильщиками со стражем, а по показателю детского курения Россия занимает первое место в мире.

По-другому расставляют акценты «Известия». Обозреватель газеты Федор Андреев отмечает, что курение является социальным феноменом, а потому информированность о негативных последствиях пагубной привычки мало влияет на решение отказаться от табака. «Известия» обращают внимание на то, что едва ли не больше всех курят врачи, осведомленные о вреде этого занятия лучше всех прочих смертных. Как следует из публикации, пока в вопросе о причинах возникновения табакозависимости больше вопросов, чем ответов: «Медицина и психология так и не могут внятно объяснить причин столь необоримого влечения миллионов людей к табаку. Даже популярная точка зрения на то, что подростки начинают курить, чтобы побыстрее казаться взрослыми, кажется спорной — есть ведь и другие атрибуты взросления, но привлекает все-таки этот».

Тем не менее, журналисты со всей мощью своего агитационного пафоса пытаются отвратить россиян от потребления сигарет. Тот же Федор Андреев со ссылкой на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей сообщает, что ежегодно в России от причин, связанных с курением, умирает более 260 тысяч человек. «Это довольно большой город, в одночасье вымерший от такой, казалось бы, невинной сигаретки», — резюмируют «Известия».

«Родная газета», однако, отмечает, что россияне все же бросают курить корысти ради. Корреспондент газеты Герман Петелин в статье «Лучше быть толстым, чем умереть от никотина» пишет об антитабачной программе, которую проводит Горьковский автозавод. C 2002 года руководство предприятия начало взимать штрафы за курение в неположенном месте, зато некурящие стали получать ежемесячную прибавку к зарплате в 100 рублей.

«Я курил без перерыва почти 14 лет и не думал, что смогу бросить, — рассказал слесарь ГАЗа Валерий Буров. — Когда на заводе началась атака на курильщиков, решил попробовать хоть сколько-нибудь продержаться без сигарет. Очень тяжело было первые две недели. Зато теперь жена довольна. Семейный бюджет пополнился, дома табаком не воняет. Вот только вес набрал. Но лучше быть толстым, чем по утрам ощущать во рту неприятный привкус».

Как пишет «Родная газета», российские предприятия взяли пример с западных корпораций, открывших свои филиалы в нашей стране. «Сейчас около 30 процентов работодателей просят подобрать некурящий персонал, — сообщил директор одного из столичных кадровых агентств. — Эти пожелания легко объяснимы. Во-первых, корпоративная политика многих компаний в нашей стране сейчас строится на борьбе за здоровый образ жизни. Во-вторых, работодатели таким образом хотят сэкономить рабочее время сотрудников. И, знаете, порой наши отечественные компании выдвигают куда более жесткие требования, потому что в России никто не думает о правах человека».

Адвокат Московской коллегии адвокатов Сергей Горбачев в связи с этим напоминает, что вычеты за курение из зарплат незаконны, хотя организация может ограничить курение в офисе, создав при этом специальные места для курения. «Наложить полный запрет на сигареты работодатель не может, — говорит Горбачев. — Положения об отказе от курения в трудовых контрактах, которые нередко подписывают сотрудники при найме на работу, тоже не выдерживают юридической проверки. Правда, обжаловать их в судах обиженные курильщики не спешат, так как судебное разбирательство поставит крест на их дальнейшей карьере».

И все же большинство курильщиков не так спокойно относятся к возможной прибавке в весе из-за отказа от сигарет, как слесарь Горьковского автозавода. Однако, как сообщает Pravda.ru, выход есть. Руководитель французского научного центра по борьбе с табачной зависимостью Бертран Дауценберг сообщает, что никотин повышает скорость метаболизма до неестественных величин, оказывая при этом серьезную нагрузку на сердце. При отказе от курения обмен веществ постепенно замедляется до нормальных показателей, что и приводит к увеличению массы тела. Г-н Дауценберг также отмечает, что многолетняя привычка что-то держать во рту заставляет бывших курильщиков есть все подряд, не обращая внимания на количество съеденного. «Процесс избавления от табачной зависимости — это серьезный стресс для организма, который может сопровождаться чувством беспокойства, опустошенности, и это состояние легко перепутать с голодом», — заявляет эксперт.

Бертран Дауценберг все же уверен, что можно бросить курить и при этом не прибавить ни грамма. Для этого нужно соблюдать следующие правила: бросать курить постепенно, в течение трех месяцев, увеличить физическую активность, потреблять низкокалорийные продукты и готовить их щадящим способом, пить в день около 2,5 литров воды. При этом и в этом Бертран Дауценберг советует не терять чувства меры: «Не будьте к себе чересчур суровы. Несколько квадратиков шоколада или маленький пакетик чипсов раз в неделю поднимут настроение и улучшат самочувствие».

Производителям сигарет, которых традиционно упрекают в производстве смертельно вредного товара, в ситуации активной борьбы с курением приходится демонстрировать свою социальную ответственность. Например агентство «СратовБизнесКосалтинг» пишет о программе восстановления родников, которую проводит местная фабрика British American Tabacco. Благодаря финансированию ВАТ в 2004 году был восстановлен родник «Татарский», а на роднике «Богатырский» ведутся реставрационные работы. По словам заместителя председателя облкомэкологии Александра Балахнина, открытие родника «Богатырский» состоится 4 июня, накануне Всемирного дня окружающей среды.

Поиск нестандартных путей продвижения особенно актуален в ситуации возросшего прессинга на табачников со стороны законодателей. Как сообщают «Новые известия», согласно новым поправкам к Закону о рекламе может быть введен запрет на проведение промоакций, связанных с рекламой алкогольной и табачной продукции. Зампред комитета по культуре Елена Драпеко подтвердила существование подобных предложений, однако давать какие-либо развернутые разъяснения не стала. В свою очередь, замруководителя аппарата комитета по культуре Елена Сизова уверяет, что изменения в «рекламный» закон находятся лишь на стадии обсуждения и не исключено, что они не будут утверждены, следовательно, называть их поправками еще рано.

Однако представители табачных компаний торопятся высказать свое возмущение очередной инициативой парламентариев. Директор ассоциации «Совет по вопросам развития табачной промышленности» Надежда Школкина назвала депутатскую инициативу «обыкновенным бредом». Однако источник «Новых известий» в ФНС усомнился в том, что подобные законодательные поправки пройдут через Думу и Совет Федерации, объяснив это тем, что промоакции приносят немалый доход государству в виде налоговых поступлений. Чиновник также намекнул, что табачные и алкогольные предприятия «не пожалеют средств, чтобы подготовленные поправки провалить».

Есть и другой повод для объединения усилий табачников. Рекламная акция «безопасных» сигарет Velvet, которую производства ЗАО «Натуральный табак», возмутила конкурентов. Акция проводится под девизом «Не хочешь быть подопытным кроликом? Выбери Velvet без химии». Производители «химических» сигарет поспешили обратить внимание ФАС на факт недостоверной рекламы. «Бизнес» на конфликтную ситуацию откликнулся статьей Александра Демчука «Velvet ответит за кроликов».

«Данное утверждение наводит на мысль о том, что все курильщики другой табачной продукции — подопытные кролики», — полагает гендиректор Ассоциации рекламодателей Вадим Желнин. По его мнению, слоган дискредитирует «физических лиц, не пользующихся рекламируемым товаром», что запрещено шестой статье федерального закона О рекламе. Замгендиректора «Табакпрома» Сергей Филиппов отмечает нарушение и седьмой статьи закона, так как в рекламе представлены не соответствующие действительности сведения в отношении других товаров.

Однако гендиректор «Натурального табака» Александр Пантеровский утверждает, что реклама точно раскрывает суть продукта: «Основным нашим отличием от других марок является то, что в сигаретах нет ни вкусовых, ни каких-то еще химических ингредиентов, всего три составляющие: табачная мешка, бумага и фильтр». По мнению Пантеровского, атака на молодую компанию была инициирована крупными табачными холдингами. Вадим Желнин на это резонно возражает, что под определение «химия» попадают не только добавки, но и клей, которым скрепляют сигаретные гильзы, фильтр да и сама бумага.

Участники рынка уверены, что реклама вводит в заблуждение потребителя. «Безопасных» сигарет не бывает, независимо от добавляемых ингредиентов, включая и те сигареты, при производстве которых используются только табак и бумага», — говорит директор по корпоративным вопросам Philip Morris Роберт Мэй. С ним соглашается и директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Владимир Аксенов.

Представители рекламного рынка, однако, сомневаются в эффективности провокативной кампании. Исполнительный директор РА Sorec Media Артем Донец считает, что «Натуральный табак» некорректно построил слоган: «Если бы они остановились на простой формулировке «в наших сигаретах нет химии», никаких бы писем не было. Однако сравнение с другими производителями выглядит некорректно». Креативный директор DDB Russia Кирилл Смирнов отметил, что, называя аудиторию конкурентов подопытными кроликами, компания вряд ли добьется лояльности к своей марке у потребителей.

Как будет отвечать «Натуральный табак» за кроликов, станет известно в ближайшем будущем. Но уже сейчас можно отметить, что агрессивная маркетинговая кампания новичка не осталась незамеченной.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ