Оптимистичный JTI: японский производитель верит в светлое будущее фабрики "Петро"

0:00
0
53

Похоже, что лоббистам JTI не удается оградить компанию от налоговых претензий. События развиваются по пессимистичному сценарию, о чем красноречиво свидетельствует статья обозревателя «Коммерсанта» Дмитрия Доброва «Счета арестованы, производство останавливается». Как пишет газета, табачная фабрика «Петро», которая принадлежит JTI, может остановить производство из-за того, что не может закупать сырье после ареста счетов. По оценкам экспертов, остановка производства «Петро» более чем на месяц может привести к снижению доли JTI на местном рынке.

При этом эксперты, опрошенные «Коммерсантом», предположили, что арест со счетов фабрики «Петро» вскоре будет снят. «Судья, видимо, решил, что фабрика не сможет единовременно выплатить долг, и поэтому в удовлетворении ходатайства об обеспечительных мерах, запрещающих списание, предприятию было отказано, — отмечает юрисконсульт ИК «Проспект» Эльдар Назмутдинов. — Ведь никто не запрещает перечислять деньги на заблокированные счета, а после того, как объем поступлений сравняется с суммой недоимки, арест автоматически снимается».

При этом в холдинге JTI не сомневаются в том, что вскоре будет найдено окончательное решение, которое позволит фабрике «Петро» продолжать и расширять свою деятельность в России. Как сообщает агентство Rustabak, компания будет энергично отстаивать свою позицию в российском суде 20 апреля и твердо надеется на благоприятное решение.

Журналисты тем временем продолжают агитационную кампанию под девизом «Руки прочь от иностранных инвесторов». «Вольная трактовка нашими налоговыми органами нашего же налогового законодательства, которое они, между прочим, в первую же очередь и призваны чтить, вгоняет налогоплательщиков в отчаяние. Особенно крупных из них, с мировой репутацией и международным опытом предпринимательства, не привыкших к подобным «бурям и натискам», — заявляет корреспондент газеты «Россiя» Михаил Горшков. — Неправомерный фискальный пресс может в конце концов попросту выдавить из страны инвесторов, которых она сумела-таки привлечь». Вместе с тем, Михаил Горшков считает позитивным знаком заявление президента Путина о том, что правительство будет пресекать ненужную корректировку налогов.

Генеральный директор «Дж.Т.И. по маркетингу и продажам» Рик Кофилд, в свою очередь, заявляет о своей уверенности в благоприятном решении конфликта. «Ведомостям» он заявил, что уже есть прецедент по схожему делу, когда кассационная инстанция приняла решение в пользу налогоплательщика. Источник в московском арбитражном суде рассказал, что подобное дело рассматривалось в 2002 году по иску компании «ЛД Трейдинг», которая входит в состав международной компании Gallaher, к межрегиональной инспекции МНС. Тогда кассационная инстанция удовлетворила просьбу истца о незаконном привлечении «ЛД Трейдинг» к налоговой ответственности в размере 173 млн. руб.

«Новые известия» попросили прокомментировать ситуацию вокруг JTI эксперта компании Ernst&Yong. «Основная проблема с налоговыми органами заключается в том, что они выполняют в определенной степени взаимоисключающие функции — контролирующую и фискальную, — считает аналитик. — Как контролирующий орган налоговики должны были бы отслеживать объективную правильность исчисления налогов. Но поскольку они еще несут и фискальную нагрузку, получается, что они заинтересованы не только в правильности, но и в массиве налогообложения. При этом вторая задача — фискальная — традиционно укладывается в рамках российской бюрократии в плановую систему, т.е. в планы по сбору налогов. В этой ситуации с налогоплательщика пытаются взыскать налоги на любом возможном основании, абстрагируясь от понятия законности».

Корреспондент газеты Алексей Матюнин считает, что косвенным подтверждением этой точки зрения может служить следующий факт: за 2004 год в целом по России фискальными органами доначислено более 500 млрд. руб., что примерно в пять раз больше, чем годом ранее. «Не чем иным, как чрезмерным усердием налоговиков это не объяснить. Иначе придется предположить, что российские хозяйствующие субъекты тайно сговорились организованно увести от государства большие деньги», — резюмирует Матюнин.

В то время как российские мытари предъявляют претензии зарубежным инвесторам, иностранные таможенники призывают своих коллег из РФ к более эффективной борьбе с контрабандой сигарет. Как сообщает TKS.RU, эта проблема возникла сравнительно недавно, после вступления в ЕС стран Восточной Европы. Особенности национального налогообложения России и ЕС привели к многократной разнице в стоимости табачных изделий. По оценкам специалистов, контрабанда наносит ощутимый ущерб бюджету Европейского союза. Директор узла связи Всемирной таможенной организации по странам СНГ RILO-Москва Сергей Решетников заявил, что Россия, осознавая свои международные обязательства, выходит с инициативой «объединить усилия таможенных служб в борьбе с этим злом».

Ситуация на внутреннем рынке определяется спором вокруг специальных акцизов на табак. Нужно отметить, что сторонники смешанных акцизов могут быть спокойны: глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что не уверен в правильности решения о принятии специальных акцизов на табак, так как оно ударит по покупателям дешевых сигарет. «Правительство заинтересовано в сохранении дешевых сигарет на рынке», — это заявление министра было процитировано «Российской газетой».

Акцизные споры ведутся и в северной столице. Агентство «Интерфакс» сообщает о просьбе депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга изменить порядок уплаты акцизов на табачную продукцию и алкоголь. Депутаты утверждают, что в Петербурге остается только 45-46 процентов собираемых налогов. По словам председателя бюджетно-финансового комитета Владимира Барканова, потери городского бюджета в результате принятия «негибких» налоговых законов составляют $400-500 млн. ежегодно.

Как известно, в сохранении действующей системы акцизов заинтересована компания British American Tobacco. Сегодня ее позиции на рынке значительно укрепились. Журнал «Мое дело магазин» со ссылкой на ACNielsen сообщает, что совокупная доля рынка «БАТ Россия» в декабре 2004 года достигла по стране 19,4 процента, т.е. на 1,3 процента больше, чем в январе 2004 года. Выросла доля компании и в денежном выражении, составив 21 процент. Объем продаж «БАТ Россия» в 2004 году превысил 65 млрд. сигарет, что на 12 процентов выше аналогичных показателей 2003 года. В прошлом году компания инвестировала в развитие на российском рынке около $70 млн., причем $60 млн. — это инвестиции в производство. Отчисления British American Tobacco в российские бюджеты различных уровней, включая налоговые и таможенные платежи, составили в прошлом году 10,8 млрд. рублей.

По данным аналитиков, «БАТ Россия» продолжает наращивать объемы продаж в сегментах «премиум» и «медиум». Доля рынка Kent достигла 2,23 процента. Марка Vogue SS, занимающая более 30 процентов сегмента «суперслимс», в результате перезапуска укрепила свои позиции в категории дорогих сигарет для женщин. Помимо обновления марок «БАТ Россия» расширила портфель своей продукции, наладив производство известной международной марки Rothmans на мощностях фабрики «БАТ-СТФ», сопровождавшееся ее ценовым перепозиционированием.

После корректировки ценовой стратегии в середине года стабилизировалась доля марки «Ява Золотая», составив почти четверть всех продаж экономичного сегмента. Вместе с тем российские фабрики British American Tobacco прекратили производство сигарет без фильтра. С нового года заказ на производство марок «Прима» и «Астра» компания разместила на Погарской сигаретно-сигарной фабрике. Основной причиной переноса производства сигарет «БАТ Россия» считает нехватку мощностей для выпуска более прибыльных марок.

ACNielsen также отмечает, что в течение года «БАТ Россия» на 50 процентов увеличила присутствие в регионах, охватив 150 крупнейших городов.

«Бизнес» тем временем представил весьма любопытное исследование «Пассивный портфель табачников», сделанное Александром Демчуком. Как отмечает автор статьи, табачные компании выводят на рынок далеко не все брэнды, права на которые им принадлежат. При этом содержать такие портфели недешевое удовольствие — чтобы защитить патент, каждые три года табачникам приходится выпускать небольшую партию товара под этим брэндом. В противном случае его могут перехватить конкуренты.

«Не редкость, когда определенная марка популярна сразу в нескольких странах мира, а в России ее нет. Это связано, прежде всего, с особенностями рынка: каждая компания стремится построить сбалансированный портфель брэндов, следя за тем, насколько заполнена линейка конкурентов. Не всегда в тот или иной сегмент может вписаться отдельная марка, пусть даже интересная на Западе», — так комментирует ситуацию редактор информагентства «Русский табак» Максим Королев.

Член совета директоров компании «БАТ Россия» Владимир Аксенов отмечает, что невыгодно отказываться от марок, которые стоят денег в силу своей исторической известности, например, таких, как «Золотое руно» или «Памир». Начальник информационно-аналитического отдела компании «Грандтабак» Виктор Стефашин при этом заявляет, что пассивная линейка служит для того, чтобы активно среагировать на возможное изменение потребительских предпочтений. По мнению Стафашина, наличие у компании прав на ту или иную марку может иметь еще одно объяснение: многие табачники регистрируют торговые наименования «на всякий случай».

Например, отечественный производитель «Донской табак» предпочитает регистрировать максимум торговых марок, а уже потом выбирать, какие использовать. Вот как это объясняет основатель компании депутат Госдумы Иван Саввиди: «Во-первых, мы уделяем огромное внимание дореволюционным сигаретным маркам. Большую часть таких исторических наименований «Донтабак» зарегистрировал на свое имя. Думаю, рано или поздно время таких брэндов наступит, ведь в этих наименованиях наша история. Но пока выпускать их на рынок несвоевременно. Во-вторых, мы стараемся запатентовать все «звучащие» марки, которые, по нашим прогнозам, могут сыграть уже в ближайшем будущем. На регистрацию отдельных названий мы получили отказ, другие же из наименований выросли в серьезные брэнды. Так, например, была зарегистрирована марка Asmoloff по фамилии исторического основателя фабрики в Ростове. Сейчас она уже представлена на рынке».

Тем не мене некоторые из производителей вместо того, чтобы выводить на рынок новые марки предпочитают расширять линейку уже существующего брэнда. Главы агентства A2Z Marketing Андрей Стась оценивает стоимость вывода нового брэнда на рынок в $5 млн., а суббрэнд (Lights, Slim и пр.) обходится в $1 млн. «Для производителя важно не только, в каком ценовом сегменте позиционируется брэнд, но и на какую аудиторию он рассчитан. Суббрэнды существуют именно для расширения аудитории марки», — отмечает Владимир Аксенов из ВАТ. Расширение линейки автоматически увеличивает присутствие марки на торговой полке, добавляет глава агентства «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ