Табачная юкосизация: правительство Японии пытается спасти русский JTI

0:00
0

Претензии налоговиков к компаниям JTI продолжают оставаться в центре внимания СМИ. В последний день марта агентство ПРАЙМ-ТАСС распространило информацию о письме главы МИД Японии Нобутаки Матимуры министру промышленности и энергетики России Виктору Христенко, в котором выражается тревогу в связи со сложившейся ситуацией вокруг JTI. Власти Японии предлагают включить проблему в повестку двусторонней межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. Однако когда представители “Газеты” решили проверить информацию, в ведомстве Христенко не смогли подтвердить даже сам факт получения письма. Однако в посольстве Японии заявили, что “представители посольства ранее вели переговоры по данному вопросу с российскими официальными лицами”.

Обозреватель “Газеты” Мария Соловиченко в статье “Японская защита” отмечает, что табачная компания ЗАО “Дж.Т.И. по маркетингу и продажам” уже направила в Федеральный арбитражный суд Московского округа кассацию о взыскании с нее 79,4 млн. долларов налоговой задолженности за 2000 год. ФТС утверждает, что “Дж.Т.И.” занижало НДС при продаже дистрибьюторам продукции фабрики “Петро”, однако руководство JTI уверено, что бухгалтерия действовала в рамках российского законодательства.

По мнению экспертов, опрошенных “Газетой”, компании JTI, вряд ли удастся полностью оспорить претензии налоговиков: “Максимум, на что может претендовать JTI, – это минимизация выплат. Наш Налоговый кодекс слишком специфичен, и право на толкование российских законов дано налоговикам, а не юристам японской компании и правительству Японии”. Вместе с тем, аналитики рынка считают, что если налоговики обяжут табачную компанию погасить сумму претензий полностью, ФНС сможет выдвинуть “Дж.Т.И.” аналогичные требования за 2001-2004 годы. В результате сумма претензий может возрасти до 300 млн. долларов.

Однако управляющий партнер юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Сергей Пепеляев считает, что налоговые претензии к “Дж.Т.И.” лишены оснований. По его словам, на прошедших судах “было проявлено невнимание к доводам JTI”. “У компании достаточно доказательств, чтобы опровергнуть претензии”, – считает Пепеляев. C ним согласен эксперт по налогам компании Ernst&Young Петр Медведев, который утверждает, что “часто серьезные решения налоговики принимают без глубоко анализа деятельности предприятия”. Вместе с тем, Медведев вынужден констатировать, что неграмотная деятельность одного налогового эксперта способна разорить целое предприятие.

Петр Медведев также озвучил свою позицию в интервью германской Die Welt. Интервью под заголовком “Налоговый инспектор может разорить целое предприятие” была размещено на сайте Inosmi.ru. Медведев счел нужным подчеркнуть, что иностранные инвесторы также уязвимы от действий российских налоговиков, как и отечественные предприятия: “Прослеживается явная тенденция: никакой дискриминации по принципу гражданства. Сначала казалось, что налоговые органы могут обрушиться только на российские предприятия, как, например, на нефтяной концерн “Юкос”. Но затем очередь дошла и до компании сотовой связи Vimpelcom, совладельцем которой является иностранный гражданин. Теперь же эта участь постигла и иностранного инвестора, табачный концерн JTI, в котором нет российского капитала”. Эксперт не считает, что проблема является следствием несовершенства налогового законодательства: “Не нужно радикально переписывать законы, чтобы улучшить инвестиционный климат. Необходимо изменить отношение налоговых органов, а также и процесс принятия решений”.

Обозреватель агентства Gazeta.ru Ирина Алешина считает, что правительство Японии, обратившись в МИД, надеется на то, что ситуация развернется по схеме “Вымпелкома”, когда благодаря межправительственным переговорам удалось снизить сумму налоговых претензий. Директор информационно-аналитической службы ассоциации табачных дилеров “Грандтабак” Виктор Стефашин предположил, что сегодня происходит “юкосизация табачного бизнеса”. Он отметил, что система бухотчетности, за которую судятся с компанией налоговики, используется во всех транснациональных табачных компаниях, в частности в Philip Morris, Gallaher и BAT. “За десять лет работы в России JTI принесла в российский бюджет более $600 млн. Зачем рубить голову курице, несущей золотые яйца?” – недоумевает Стефашин. По его оценке, $71 млн., который требуют налоговики, – большой финансовый удар для JTI, которая как раз собиралась покупать еще один завод в России – “Кресс-Нева”. По оценке Стефашина, расширение производства – “это не один миллион долларов инвестиций, за приток которых так борется российское правительство”.

“Секрет фирмы” в статье “Налоговики дали прикурить JTI” ссылается на мнение одного из игроков рынка, пожелавшего сохранить анонимность, который заявил, что исход тяжбы с японской компанией повлияет на будущее всей индустрии. Эксперт отмечает, что “табачка” является легкой добычей для налоговиков”, так как, с одной стороны, табачные компании выпускают вредный для здоровья продукт, а с другой, будучи иностранными структурами, охотно идут на сотрудничество с налоговыми органами и не пытаются неправомерным образом избежать проверок. По словам другого конкурента JTI, одного из лидеров табачного рынка, его компания, несмотря на отсутствие подобных претензий, в последнее время тоже ощущает усиленное внимание налоговиков. Руководитель департамента налогов и права “Бейкер Тилли Русаудит” Эдуард Кучеров считает, что в основном налоговые разбирательства в отношении иностранных структур ведутся вокруг распределения доходов и расходов между иностранной компанией и ее российским офисом.

Управляющий партнер компании “Добронравов и партнеры” Юрий Добронравов, комментируя ситуацию для “Бизнеса” выразил возмущение тем, что мытари руководствуются логикой “налогоплательщик всегда неправ, и любое сомнение толкуется не в пользу предпринимателя”. По мнению Добронравова, чтобы хоть как-то оградить компании от бессмысленных судебных разбирательств, надо заставить налоговиков платить государственную пошлину, если дело заканчивается не в пользу ФНС: “”Чтобы эти ребята наконец начали получать по шапке за то, что заставляют бизнесменов постоянно судиться”.

“Ведомости” откликнулись на проблему статьей Василия Кашина “Слишком много претензий”. Сотрудник посольства Японии в Москве признался деловой газете, что японским компаниям становится все труднее работать в России. “Для японского бизнеса инвестиционный климат в России в последнее время заметно ухудшился, – говорит дипломат. – Это вызвано прежде всего недостатком “справедливости” и “прозрачности” в действиях российских государственных органов”. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, однако, в действиях японских властей усматривает политическую подоплеку. По мнению эксперта, демарш японцев “может быть связан с ухудшением политических отношений из-за спорных “северных территорий” и желанием укрепить свои позиции в осуществлении конкретных проектов”. “Едва ли можно говорить о каком-либо ухудшении обстановки именно для японских компаний, они сталкиваются с теми же сложностями в России, что и все остальные”, – считает Ясин. C Ясиным не согласен старший экономист “Тройки Диалог” Антон Струченевский, который утверждает, что проблемы японских компаний связаны с реальным ухудшением инвестиционного климата в России в прошлом году.

Тем временем менеджмент JTI пытается компенсировать репутационный ущерб. В “Парламентской газете” была опубликована статья “Японский бизнес на русской земле”, в которой сообщается об использовании прогрессивных технологий на фабрике “Петро”. Вице-президент по производству компании JTI в СНГ и странах Балтии Гэрри Уилсон утверждает, что за весьма короткое время фабрика “Петро” по праву стала флагманским предприятием компании JT International: “Если раньше мы отправляли российских менеджеров на учебу в Канаду и Германию, то сегодня именно к нам приезжают за знаниями специалисты из других предприятий корпорации”. Как сообщает Гэрри Уилсон, руководство компании разработало специальную программу по обмену знаниями и опытом, направленную на внедрение в практику современных систем управления бизнесом и новейших производственных практик, ориентированных на повышение эффективности труда, качества и конкурентоспособности продукции.

Директор службы подготовки табака нашей фабрики Анатолий Цыбро о своей стажировке в Японии рассказывает следующее: “Меня особенно поразили высокий уровень подготовки, организованности и дисциплинированности японцев, образцовая чистота и порядок. Никто не суетится. Оборудование работает как часы, и поезда, на которых мне довелось перемещаться по стране, никогда не опаздывают. Если созывается совещание, то все приходят за несколько минут до начала совещания. Японец четко и ясно представляет, что и как должен делать и какой в итоге получит результат. А для того чтобы сотрудники фабрик максимально раскрыли свой потенциал, им создают все необходимые условия. И это отнюдь не случайно – такова корпоративная политика компании”.

Гэрри Уилсон в завершении беседы подчеркнул, что идея обмена опытом и объединения усилий сотрудников JT International из разных стран для достижения общего успеха максимально способствует удержанию прочных лидерских позиций на мировом табачном рынке: “Тем более что у нас для этого есть все необходимые ресурсы. А руководство компании делает все возможное, чтобы труд тысяч наших сотрудников был созидательным и плодотворным. Мы и впредь будем работать единой командой, ибо именно в этом и лежит залог всех наших успехов”.

Тем временем проблемы появились и у одного из главных конкурентов JTI – компании Philip Morris. РИА “Новости” сообщило об иске Общества защиты прав потребителей “Общественный контроль”, которое обвиняет табачную компанию в том, что она не указывает на пачках сигарет, в частности, “Парламент” и “Мальборо”, информацию об использовании субпродуктов и химических добавок, которые могут негативно повлиять на здоровье. “Люди должны иметь право выбора, какие сигареты им покупать. Мы хотим создать судебный прецедент”, – заявил председатель организации Михаил Аншаков. “Общественный контроль” также заявил о намерении добиваться от правительства РФ утверждения перечня добавок, которые разрешается использовать при производстве табачных изделий.

Информационно-аналитическая служба “Грандтабак” считает, что имидж Philip Morris будет подпорчен в связи с претензиями “Общества защиты прав потребителей”. В редакционной статье утверждается, что у любого специалиста претензии “Общества защиты прав потребителей” к “ФМ” не вызывают ничего, кроме чувств абсурдности и предвзятости: “Общеизвестно, что “Парламент” и “Мальборо”, как и любые другие марки сигарет российского и зарубежного производства, изготовляются в строгом соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации”.

“Грандтабак” не исключает, что организация Аншакова может действовать в интересах конкурента Philip Morris: “То, что иск будет не удовлетворен – вероятность такого события почти сто процентов. Зато имидж “Парламента” и “Мальборо” как высоко качественного продукта будет подпорчен, несомненно. Поэтому следует ожидать уже в ближайшее время снижения объемов продаж этих двух брэндов на российском рынке”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ