Рынок парадоксов: табачное лобби за присоединение РФ к антитабачной конвенции

0:00
0
72

Давняя популистская мечта о применении экономических санкций для решения политических проблем, похоже, приобретает реальные очертания. Депутаты Госдумы, возмущенные продолжающейся блокадой Приднестровья, советуют российскому правительству запретить импорт молдавских табачных изделий. Однако «Ведомости» в статье «Депутаты сорвались» отмечают бесплодность угроз Москвы в отношении Молдавии. «Мы огорчены и тем, что для вмешательства в избирательный процесс в Молдавии был избран путь атаки на прочную российско-молдавскую дружбу», — прокомментировала заявление Госдумы спикер молдавского парламента Евгения Остапчук. А источник, близкий к руководству Приднестровья, добавляет, что «других инструментов влияния (на исход выборов) у России нет» и до введения санкций дело в любом случае не дойдет. Директор Центра сравнительных политических исследований ИМЭМО РАН Борис Шмелев высказал сожалении, что выступление парламентариев может усилить антироссийские настроения в Молдавии и окончательно разрушить связи внутри СНГ. Поддержка Молдавии и Украины со стороны западных стран в этом случае возрастет и под международным давлением России придется в любом случае договариваться с соседями, прогнозирует Шмелев.

«Известия» в статье «Букет Молдавии» отмечают, что в случае введения санкций Молдавия и без участия внешних сил окажется на грани революционной ситуации. «Молдавское вино и табак навряд ли найдут спрос в таких объемах, как в России, в странах Евросоюза, интеграцией в который так поглощен Кишинев», — резюмирует корреспондент «Известий» Наталья Ратиани.

Эти выводы не лишены оснований. Как известно, в последнее время в странах ЕС набирает силу антитабачная кампания. В последнее воскресенье зимы вступила в силу антитабачная конвенция Всемирной организации здравоохранения. Страны-участницы должны свести к минимуму рекламу сигарет, запретить их продажу на улицах и курение в общественных местах. Как отмечает «Московский комсомолец», конвенцию подписали 57 стран, среди которых Канада, Великобритания, Австралия, Мексика, Индия, Япония, Франция, ФРГ.

Галина Паперная в опубликованной в «Известиях» статье «Сигаретам объявили всемирную войну» отмечает, что ратификация конвенции Россией — дело времени. Паперная обращает внимание, что компания Philip Morris International, как ни странно, настаивает на скорейшем присоединении России к конвенции. Вот как объясняет этот парадокс начальник по связям со СМИ «Филип Моррис» Ирина Бахтина: «Нам нужен такой механизм, который гарантировал бы единые правила для всех производителей табака. Сейчас меры налогового и прочего регулирования не согласованы друг с другом».

Представители другого табачного гиганта — British American Tobacco — тоже за конвенцию, но с условием, что ограничивать курильщиков и производителей будут постепенно. «Никаких революций в борьбе с курением не получится, — уверен Владимир Аксенов, директор по корпоративным отношениям «BAT Россия». — У нас вокруг этой конвенции слишком много политической демагогии. А курильщик, привыкший к крепким сигаретам без фильтра, за один день не научится курить легкие. Чудес не бывает».

«Новые известия» в статье «Мир курит по-новому» сообщают, что Россия готовилась подписать конвенцию еще два года назад, однако не сделала это по техническим причинам из-за реорганизации правительства. Именно такие объяснения представил тогда Николай Герасименко, занимавший должность зампреда комитета Госдумы по охране здоровья.

Как пишет корреспондент газеты Андрей Гулютин, через какое-то время о реорганизации, как и о конвенции, все, казалось, уже забыли. Однако, как выясняется, это не совсем так. Член-корреспондент РАМН Николай Володин заявил «Новым известиям», что Россия уже в мае должна подписать всемирный антитабачный документ. По его словам, неделю назад Минсоцздрав и МИД направили пакет документов во все заинтересованные министерства и ведомства для согласования проекта постановления правительства о ратификации конвенции.

Николай Володин предполагает, что табачное лобби будет препятствовать подписанию документа, так как «ограничения, которые предусматривает документ, для производителей сигарет будут весьма чувствительны»: «Дело в том, что ВОЗ подходит к делу прежде всего экономически. Во-первых, страны-подписанты должны ужесточить налоги на производителей и поставщиков табачных изделий. Во-вторых, запретить рекламу табака и продажу сигарет несовершеннолетним. Кроме того, они должны будут разместить на трети пачки сигарет «информацию о вреде курения в самом наглядном виде».

В ситуации обострившейся борьбы за массовое распространение табачных изделий лидеры рынка изменяют концепцию продвижения товара: сигаретам вновь предстоит стать предметом роскоши. «Секрет фирмы» в статье «Шика дым» пишет о том, что на рынке становятся вновь востребованы средства ценовой конкуренции. Компания British American Tobacco решила репозиционировать брэнд Dunhill, которому уготовано место в индустрии luxury-товаров наряду с бриллиантами, яхтами и дорогими машинами. Вместе с тем, как пишет «Секрет фирмы» у сигарет Dunhill есть одно очень привлекательное отличие от Ferrari — этот роскошный брэнд сможет позволить себе каждый.

Брэнд-менеджер Dunhill Юлия Саунина так прокомментировала ситуацию: «Понты — очень правильное слово. Москва стала признанной столицей роскоши. Посмотрите, сколько на улицах дорогих автомобилей. У нас продается больше предметов роскоши, чем в любой другой стране».

Автор статьи Максим Котин отмечает, что российские граждане, в отличие от представителей других стран, не стесняются демонстрировать свой достаток, однако «этим несчастным» сегодня приходится курить сигареты, купленные в ближайшем ларьке за 40 рублей.

Подчеркивается, что новый Dunhill станет своего рода массовым luxury-брэндом. «Сделав марку частью мира деловой и культурной элиты, «БАТ Россия» надеется привлечь не только элиту, но и более многочисленную аудиторию ее «подражателей», — считает Максим Котин.

Нужно отметить, что в профессиональном сообществе инициативу British American Tobacco оценивают неоднозначно. «Не думаю, что можно серьезно рассматривать «очень богатых» как целевую аудиторию Dunhill, — заявляет креативный директор Euro RSCG Moradpour Никита Огурцов. — Большинство из них вообще не курит, а если и курит, то сигары или сигареты Treasurer, но точно не массовые и кислые на вкус Dunhill. Сложно представить, что какой-то олигарх поменяет прекрасную стальную коробочку Treasurer на банальный Dunhill только потому, что тот теперь на 10 рублей дороже». Эксперт считает, что идея экспансии Dunhill в нишу luxury обречена на провал, однако она вполне может стать плацдармом для влияния на основную аудиторию подражателей. Никита Огурцов подверг критике и рестайлинг брэнда, который, по его мнению, был проведен дизайнерами, «явно ничего не знающими о luxury-сегменте». «Дарю Dunhill brand essence — дешевый билет в салон первого класса», — так определяет Огурцов концепцию продвижения брэнда.

Гендиректор Mildberry О. Бериев напоминает, что примеры успешного репозиционирования в более высокий ценовой сегмент на рынках со сложившимся восприятием марки чрезвычайно редки: «Во всем этом не было бы смысла, если б не надвигающаяся угроза тотального запрета рекламы сигарет и курения. Выживут только марки с привлекательной историей, ставшие частью определенного life style. С этой точки зрения стратегия компании вполне оправданна». Оценивая начало рекламной кампании British American Tobacco Бериев делает выводы, что она является слишком камерной для большого бизнеса: «Не думаю, что московская элита со всеми ее подражателями обеспечит высокие объемы продаж. Кроме того, я не слишком верю в силу примера российской элиты».

Директор практики маркетинговых коммуникаций «Михайлов и партнеры» Сергей Топилин считает, что кампания может оказаться вполне успешной, несмотря на скептицизм экспертов: «Это вариант, когда вторичную аудиторию ставят во главу угла и именно ей «показывают» картинки и образы светской люкс-жизни. Это может показаться банальным, но… В конце концов это не конкурс рекламных идей, а бизнес и продажи».

У другого лидера рынка — другие проблемы. И тоже связанные с московским рынком. «Бизнес» в статье Александра Демчука «Два месяца без Parliament и Marlboro» пишет о проблеме во взаимоотношениях Philip Morris с крупнейшим столичным ритейлером «Седьмой континент». Сообщается, что компании никак не могут договориться об условиях продажи сигарет в этом году: двухмесячный простой им обошелся уже в $3 млн. Редактор информагентства «Русский табак» Максим Королев предположил, что «Семерка» заключила соглашение с другими табачными компаниями, по которому супермаркет обязуется выставлять только их сигареты. Королев не исключает, что сам «Седьмой континент» повысил стоимость выкладки на продукцию Philip Morris, и поставщик не захотел подписывать договор.

Однако другой источник «Бизнеса» на условиях анонимности заявил, что инициатором двухмесячного простоя стал сам производитель: «Чтобы попасть на прилавки любой сети супермаркетов, необходимо не только составить контракт, но и оплатить листинг. В «Семерке» он составляет порядка $400 тыс. Philip Morris, видимо, решил не платить такую сумму за не основной канал сбыта, рассчитывая на то, что «Седьмой континент» не сможет без Parliament и Marlboro».

Подчеркивается, что по экспертным оценкам, потери Philip Morris от простоя не существенны, так как на все торговые сети приходится менее 1 процента продаж компании. Тем не менее участники рынка называют продажи в сетевой рознице важными для имиджа марки. «На продажи в сетевых супермаркетах приходится очень малая доля торгового оборота табачных компаний, однако магазины типа «Седьмого континента» являются трейд-сеттерами, они формируют аудиторию — в этом их главная функция», — считает директор по корпоративным отношениям «Бритиш Американ Тобакко Россия» Владимир Аксенов. Дистрибуторы Philip Morris рассчитывают, что конфликт вскоре будет улажен.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ