Комбинированная ставка, возможно, будет отменена

0:00
0

История с восьмидесятимиллионным иском к JTI продолжает волновать СМИ. Как известно, в начале месяца компания проиграла дело в апелляционном суде, что дало повод для достаточно мрачных прогнозов. “Крупнейшие российские табачные компании в ближайшее время могут получить налоговые претензии” заявили “Известия” после того, как на очередном заседании Счетной палаты был заслушан доклад о результатах налоговых проверок нескольких крупных табачных компаний. В докладе говорилось, что все они в той или иной степени недоплачивают государству.

В результате в Счетной палате пришли к выводу, что виной всему действующее законодательство. “Проблема – в трансфертном ценообразовании и занижении предприятиями отпускных цен на табачную продукцию, – признает начальник инспекции Счетной палаты Николай Поляков. – Мы хотели бы обратить внимание правительства, что к занижениям подталкивает в первую очередь сама система акцизов, существующая в России сейчас”.

Давний спор о табачных акцизах уникален тем, говорится в материале на сайте “TorgRus.com”, что ведут его не столько чиновники разных ведомств, сколько лоббисты разных компаний. ВАТ, делающая ставку на дешевые сигареты, всегда настаивала на адвалорном акцизе, а Philip Morris, в ассортименте которой преобладают дорогие марки, выступала за специфический акциз в рублях с 1000 штук. Плюсы и минусы той и другой системы хорошо известны. Первая позволяет компаниям экономить на налоге, используя трансфертные цены, зато не ведет к глобальному удорожанию самых дешевых сигарет. Вторая обеспечивает стопроцентную собираемость налога, но способствует росту черного рынка.

В битве производителей дешевых и дорогих сигарет Федеральная налоговая служба заняла сторону последних, пишут “Ведомости”. Она предлагает вернуть действовавшую до 2003 года систему сбора фиксированных табачных акцизов, сумма которых не зависит от стоимости сигарет.

В письме заместителю министра финансов Сергею Шаталову руководитель ФНС Анатолий Сердюков предлагает вернуть прежнюю систему налогообложения табачников. Из письма следует, что за время действия специфической ставки акциза в 1997-2002 гг. поступления в бюджет от табачных акцизов выросли с 1,2 млрд. до 12 млрд. руб., а собираемость платежей выросла с 20 до 100 процентов. От комбинированной системы, напротив, одни неприятности: из-за нее только в 2003 году казна недосчиталась 600-700 млн. руб. По мнению чиновника, это происходит потому, что “транснациональные компании реализуют табачную продукцию эксклюзивным дистрибьюторам по заниженным ценам”. К тому же косвенное поощрение производства дешевых сигарет плохо влияет на здоровье населения, взывает налоговый чиновник к совести замминистра.

Однако в Минфине, говорится далее в статье, менять систему табачных акцизов не спешат. “Пока сложно сделать выводы, надо ли сохранять действующую систему, этот вопрос нуждается в дополнительном обсуждении”, – считает замначальника департамента налоговой политики министерства Наталья Комова. По ее словам, чиновники собираются сравнить уровень сбора табачных акцизов с поступлениями от акцизов на алкоголь, нефтепродукты и другие товары, а доклад с выводами представить на заседании правительства в марте.

“Государство вольно принимать любые решения, главное – чтобы они были обдуманными”, – говорит директор по связям с общественностью British American Tobacco Владимир Аксенов. По его данным, за весь 2004 год сбор табачных акцизов был меньше планового задания всего на 0,05 процента. Аксенов предлагает относиться к действующей системе как к переходной. “В будущем адвалорную составляющую нужно взимать с максимальной розничной цены, устанавливаемой производителем для каждой марки. Это исключит возможность трансфертного ценообразования, чего так боятся чиновники”, – рассуждает он. Схожую позицию высказывал и директор российского Philip Morris Лео Маклохлин в недавнем интервью “Ведомостям”. А вот управляющий по связям с общественностью компании Japan Tobacco International Андрей Ерин готов поддержать возврат к специфической системе налогообложения, поскольку та “абсолютно прозрачна и понятна”.

Другая важная тема, волнующая участников рынка и привлекающая внимание СМИ – это возможная отмена лицензирования производства табачных изделий.

В конце 2004 г. был принят в первом чтении законопроект “О внесении изменений в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Авторы мотивируют свою инициативу тем, что это будет способствовать дебюрократизации и демонополизации экономики, развитию производства в целом, в том числе малого бизнеса.

С учетом международной практики, в общем-то, с таким выводом можно согласиться, считает директор информационно-аналитической службы Ассоциации “Грантабак” В.В. Стефашин, но не на сегодняшний день. При сохранении тенденций в развитии табачной промышленности России последних лет, отмена лицензирования на производство курительных изделий будет вполне уместна не ранее чем через 2-3 года. Именно в течение этого периода следует ожидать уход из табачного бизнеса мелких предприятий с одновременным сокращением излишков табачного оборудования в нашей стране. В противном случае – из-за естественного ослабления госконтроля над табачным бизнесом в стране – выпуск контрафактных сигарет может увеличиться до 70-100 млрд. шт. с соответствующими потерями госбюджета.

При, несомненно, положительной роли в прошлом, лицензирование табачного производства в сегодняшнем виде перестало быть самодостаточным, полагает эксперт. В сегодняшних условиях оно способствует монополизации бизнеса, что вызывает справедливые нарекания МЭРТ. Практически сейчас в России отсутствует возможность развертывания мелкого или среднего производство курительных изделий, хотя определенные ниши для них можно еще найти.

Поэтому существующую систему лицензирования производства табачной продукции надо максимально демонополизировать, а также с ее помощью создать условия, предотвращающие неконтролируемое “расползание” табачного оборудования для нелегального производства курительных изделий как в России, так и других странах мира, предупреждая таким образом и рост контрабанды на межгосударственном уровне.

“Русский табак” публикует материал, посвященный сегменту “slims”, который он определяет как самый динамичный на нашем табачном рынке. Сегодня в торговой сети присутствует более 40 наименований тонких сигарет. Отличительной чертой сегмента является непременная легкость и наличие у каждой марки минимум двух разновидностей, в том числе часто – ментоловой. Сигареты с ментолом, практически не прижившиеся в более традиционном формате достаточно уверенно чувствуют себя в формате slims и пользуются популярностью.

За последние три года объем рынка тонких сигарет увеличился втрое и к концу 2004 года немного превысил 7 млрд. штук курительных изделий. Однако резервы роста в данном сегменте далеко не исчерпаны, считают авторы статьи Максим Королев и Сергей Концевой, положительная динамика в ближайшие годы сохранится. По всей вероятности, в 2005 году объем сегмента составит 9,5 млрд. шт., или превысит 3 процента всей емкости рынка. Правда, в отдаленной перспективе доля сегмента вряд ли превысит 10-12 процентов от общей емкости рынка. Такое ограничение объясняется, прежде всего, сравнительно невысоким количеством курящих женщин, являющихся основными потребителями сигарет формата slims. Хотя по мере неизбежного в ближайшие годы расширения предложения в этом сегменте, будет расти и доля поклонников сигарет slims среди мужской части курильщиков. Этот тренд чувствуют производители и совсем недавно – уже в наступившем году – представили на рынок сразу две слимс-версии традиционно мужских марок: “Maxim Slims 8” от Imperial Tobacco Int. и “Sovereign Slims” от “Лиггетт-Дукат”/Gallaher Group.

Компания Philip Morris International, один из основных производителей табачных изделий в мире, планирует к середине 2005 года завершить проект по расширению производства на АО “Филип Моррис Ижора”. Об этом сообщил корреспонденту “Витрины” г-н Лео МакЛохлин, управляющий директор дочерних компаний Philip Morris в России, Белоруссии и Молдавии.

Стоимость проекта, реализация которого началась в 2003 году, составляет $240 млн. Он предусматривает расширение предприятия, в результате чего мощности фабрики вырастут до 70 млрд. сигарет в год. В результате общий объем инвестиций компании в это предприятие к концу 2005 года превысит $700 млн.

На Армавирской табачной фабрике также готовятся к открытию нового цеха. Для чего было построено новое здание и закуплено новейшие оборудование в Англии и Германии, сообщает сайт “Regions.ru”. Благодаря новой производственной технологии в цехе будут производиться более качественная обработка табачного листа, которая позволит выпускать табачные изделия высокого класса, с низким содержанием никотина, смол и других вредных веществ.

В Москве так же ценят “табачные изделия высокого класса”, потому здесь в разгаре бум авторских сигар. Их производят малыми партиями вручную на мини-фабриках в странах третьего мира, и в условиях, максимально приближенных к “первобытным”. Это притом, что выпускают их крупнейшие транснациональные компании. “Коммерсантъ” помещает подробный отчет о сигарах Dunhill, недавно появившихся в салоне “Монте-Кристо” на Кутузовском проспекте.

Все условия “эксклюзивности” именитый английский табачный дом выполняет по максимуму. Во-первых, делают сигары Dunhill на очень маленькой фабрике в Доминиканской Республике.

Второе обязательное условие “штучности” товара: особо пристальный контроль качества. Точнее, подробное информирование курильщиков о том, что контроль просто небывалый. На специальной наклейке, которой снабжена каждая коробка сигар Dunhill, стоит целых четыре имени (написанных разными почерками от руки). Чтобы покупатель точно знал, что для него сделала некая Germana Lora или Marea Corda, ему вручат красочный буклет. Из него можно узнать, что empacador – это упаковщик, torcedor – скрутчик, а ultimo control de calidad – контролер.

Такая точность неслучайна. В компании Dunhill полагают, что если курильщику что-то не понравится в сигарах, то он позвонит на фабрику и выразит “свое фи” непосредственно виновному. Более того, если сигары вам не нравятся, а их качество вы не находите экстраординарным, то их можно вернуть в магазин. “Монте-Кристо” гарантирует возврат или замену сигар, если претензии будут хоть как-то обоснованы. Все эти новшества дом Dunhill называет “воплощением философии перфекционизма”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ