Как компания ВАТ засудила Счетную палату

0:00
0
77

Как и везде в мире, в России компания Philip Morris International — неоспоримый лидер рынка, чей оборот, по оценкам экспертов, превысил в 2003 году $1,5 млрд. И сегодня для этого лидера мировой табачной индустрии российский рынок — самый важный. Об этом заявил в интервью «Ведомостям» Лео Маклохлин, с 1 ноября служащий управляющим директором российской «дочки» PMI. Он отметил, что по количеству выкуренных сигарет (300 млрд. штук) россияне в прошлом году уступили только жителям Китая и США. И это в условиях, когда у табачных компаний есть одна общая проблема — мировой рынок не растет, а все больше людей отказывается от курения.

Еще один больной вопрос для табачной индустрии — налогообложение. Здесь Philip Morris по-прежнему считает специфическую систему акцизов более прозрачной и эффективной. Но в первую очередь необходимо изменить базу налогообложения. Позиция PM заключается в том, что акциз нужно взимать с розничной цены. Что касается стратегии продаж, то, по мнению руководства PMI, сейчас следует сконцентрироваться на прямой доставке сигарет в розницу, минуя оптовиков. Потому со второго квартала этого года Philip Morris постоянно расширяет долю прямой доставки.

Несмотря на кризис, планируется расширение производства на АО «ФМ-Ижора», которое должно завершиться к середине будущего года. Стоимость проекта, реализация которого началась в 2003 году, составляет $240 млн. Он предусматривает значительное расширение предприятия, в результате чего мощности фабрики вырастут до 70 млрд. сигарет в год.

В свою очередь директор по корпоративным вопросам JTI в России Вадим Боцан-Харченко в своем интервью «Профилю» напомнил, что именно JTI стала первой международной табачной компанией, приступившей к производству в России. Он утверждает, что прошлом году компания была второй по доле на рынке в целом и второй же в его наиболее прибыльном (среднем и выше) ценовом сегменте. А еще он особо отмечает, что необходимо комплексно подходить к формированию портфеля марок. В России структура рынка такова, что нужны сильные позиции во всех ценовых сегментах, то есть надо управлять портфелем примерно из десятка марок, каждая из которых вносит существенный вклад в общий результат.

История становления и развития санкт-петербургской фабрики «Петро» во многом шла и идет параллельно с историей формирования рыночных отношений в России в последние десять лет. Гендиректор фабрики Гэрри Уилсон в интервью «Российской газете» отметил ощутимые перемены в российской экономике за время своего пребывания в России. И обстановка на самой фабрике «Петро» изменилась коренным образом. Теперь сюда приезжают за передовым опытом. На базе предприятия проводятся семинары и совещания по развитию табачного бизнеса в России. А сотрудники «Петро» по профессиональной подготовке не уступают никому из персонала других предприятий компании, находящихся в различных странах мира. При этом по сравнению со своими зарубежными коллегами они более восприимчивы к инновациям и горят желанием улучшать работу и двигаться вперед.

Недаром ноу-хау питерского изобретателя с фабрики «Петро» было недавно отмечено даже центральной прессой. Как пишет «Независимая газета», победителем конкурса рационализаторов компании JTI, проходившего в Токио, стал проект Андрея Михайлова, механика фабрики «Петро». Внедрение его изобретения обеспечивает функциональную стандартизацию всех фильтроделательных машин и стоит в 34 раза дешевле, чем варианты, предложенные компаниями-поставщиками.

Вообще же система рацпредложений действует на десятках предприятий JTI по всему миру. Работник JTI может заявлять не только техническую, но и финансовую, и организационную идею новшества. И в случае применения получить вознаграждение. Только с начала нынешнего года экспертный комитет «Петро» рассмотрел более 950 предложений новаторов по усовершенствованию различных аспектов производства.

Говорят, что фабрику «Петро» ее сотрудники любят без приказа. И неудивительно, что такое передовое предприятие удостоилось высшего международного признания. Как пишет «Русский курьер», в минувшем году фабрика победила в смотре-конкурсе на лучшее предприятие пищевой и перерабатывающей промышленности Санкт-Петербурга по состоянию условий, охраны труда и экологической безопасности. Теперь же фабрика «Петро» прошла сертификацию на соответствие международным стандартам в системе управления охраной окружающей среды и безопасности персонала.

Но, увы, даже международное признание не остановило российских налоговиков от претензий к компании JTI. Как сообщают «Ведомости», сегодня одного из лидеров российского табачного рынка с оборотом более $1 млрд. в год инспекция требует доплатить НДС за 2002 г. в размере 1 млрд. руб. Вроде бы, налоговики посчитали, что JTI не платила НДС с комиссионных за продажу импортных сигарет премиальных марок.

Да, в отличие от сотрудников, не любят сегодня налоговики транснациональные компании. Такая, говорят, дана им нынче «политическая установка». В свою очередь директор по корпоративным связям г-н Боцан-Харченко сообщил, что сейчас компания JTI пытается убедить арбитраж в том, что налоговики «не понимают систему бухгалтерского учета, применяемую транснациональными компаниями».

Международная табачная компания ВАТ также была отмечена недавно в России специальным призом, который ей присудил журнал «Эксперт» за лучший социальный отчет. Что и говорить, британская компания считается пионером в области корпоративной социальной отчетности в России. Как отмечает «РБК», компания «БАТ — Россия» была признана специальным призом «За наивысшие достижения в области экологической политики и качества»

Но только и эту образцово-показательную табачную корпорацию недавно чуть не «достали» аудиторы Счетной палаты. Но руки оказались коротки. О том, как компания BAT нашла управу на г-на Степашина и его ведомство, сообщают «Русский табак», «Ъ» и «Ведомости».

Осенью текущего года в Счетной палате решили в очередной раз проверить табачные компании, и в ноябре руководству Саратовской табачной фабрики пришел запрос с обширным списком требуемых документов. Но в руководстве «БАТ-Россия» запросы Счетной палаты сочли чрезмерными и подали в суд. Юристы компании решили, что, поскольку компания не получает средства из госбюджета и не пользуется никакими налоговыми льготами, то проверка ее деятельности лежит вне компетенции СП. Они сумели доказать это в Арбитражном суде, подав соответствующий иск. Арбитраж с доводами Счетной палаты не согласился, сочтя, что уплата нулевого НДС при экспорте своей продукции не является налоговой льготой. И признал правоту BAT. Теперь, если апелляция СП не будет удовлетворена и суд оставит решение в силе, будет создан положительный прецедент, которым не преминут воспользоваться российские компании. Вот так под Новый год компания ВАТ и засудила Счетную палату. Теперь г-н Пансков и прочие аудиторы наверняка будут более трезво оценивать пределы своей компетенции. Что же им еще остается делать?

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ