РОССИЯ УВЕЛИЧИВАЕТ ТАБАЧНЫЙ ЭКСПОРТ В СТРАНЫ СНГ

0:00
0
142

Продажа ярославской фабрики «Балканская звезда» транснациональной табачной корпорации Altadis знаменует завершение длительного этапа раздела советского наследия международными гигантами индустрии, комментирует «Русский табак». Вообще для табачной отрасли характерен высокий уровень глобализации. А почти двенадцать лет интенсивного развития в условиях свободного рынка сделали российскую табачную отрасль одной из самых успешных в стране и привели в итоге четыре пятых производства под контроль шести мировых лидеров. Завершение этапа, возможно, означает паузу в инвестиционных сделках, но отнюдь не означает, что сохранившие независимость предприятия обречены на медленное вымирание.

К примеру, власти Красноярского края вполне довольны работой Канской табачной фабрики. Ведь, несмотря на очень сложную ситуацию в отрасли, руководство фабрики смогло не только сохранить рентабельность производства, но и выполнить значительное количество социальных программ.

На Моршанской ТФ дела тоже обстоят неплохо — экономический эффект брэнда «Тамбовский волк» ежегодно возрастает на 3-5 процентов.

Компания «Донской Табак» обновила семейство сигарет «21 ВЕК», в котором появилась новая версия — УЛЬТРА-1 с биофильтром. Изменения затронули и две другие версии — «21 ВЕК»-легкие и «21 ВЕК»-суперлегкие. Вместе с дизайном пачки в лучшую сторону изменился и вкус. Запуск обновленных сигарет начался в августе с Черноморского побережья, где компания проводит сейчас широкомасштабную промоушн-акцию от Новороссийска до Сочи.

Между прочим, компания «Донтабак» — этот последний независимый табачный производитель всероссийского масштаба, как и «Балканская звезда», также недавно сменила основного акционера, пишет «Ъ». Только в отличие от директора «БЗ» г-на Галагаева, который после покупки его пакета акций французами, говорят, разбогател на $50 млн., бывший гендиректор «Донтабака», а ныне депутат Госдумы Иван Саввиди так и остался при своих. Потому как передал все свои акции (75,71 процента) супруге — Кирияки Саввиди (по причине своей депутатской деятельности). Сам же депутат заявил, что передача пакета — «это дело семейное» и ни о какой «коммерческой сделке» речь не идет.

О неплохих перспективах отрасли говорилось и на пресс-конференции президента ассоциации «Грандтабак» С.Р. Шелехова, которая состоялась 17 августа в связи с предстоящей в начале сентября табачной выставкой. В рамках этого мероприятия предполагается провести отнюдь не только чемпионат по курению трубки, но и конференцию для специалистов отрасли, где с докладами выступит руководитель информационно-аналитической службы ассоциации В. Стефашин. Ожидаются также выступления ряда приглашенных специалистов, в частности, представитель «Филип Моррис» обнародует итоги работы компании на российском рынке за десятилетний период.

Правда, упомянутая ИАС «Грандтабак», подводя итоги второго квартала, в очередной раз констатировала, что в России ужесточается конкурентная борьба табачных компаний, в то время как продолжающееся перепроизводство ведет к затовариванию торговой сети. Например, на складах только «табакпромовских» фабрик запасы сигарет выросли с 0,899 млрд. шт. по состоянию на 01.01.04 до 11,699 на 01.05.04.

Чтобы ослабить напряженность с реализацией производители вынуждены идти на сокращение прибыли, рекомендуя дистрибуторам снижение цен в рознице. Так что российский курильщик может радоваться: в июне на рубль снижена цена на «Яву Золотую», в конце июля «Лиггетт-Дукат» на целых 3 рубля опускает цену за Gold Bond и Sobranie. То же и «Донтабак»: сигареты «Навигатор» подешевели более чем вдвое, а «Наша Марка всего на 10 коп. Тем не менее, сигареты этой компании стали успешно пропадать с прилавков. В несколько меньшей степени эту политику стала проводить и «Балканская звезда», зато остальные крупные табачные компании проводят политику стабильных цен. Пока.

При этом все стараются увеличивать экспорт, в основном, конечно, в ближнее зарубежье. Не случайно во втором квартале зарегистрированы самые большие экспортные поставки табачных изделий за всю историю Российской Федерации — 1428,578 млн. шт. (в первом квартале — 894,689 млн. шт.). Стоимостный же объем экспорта достиг во втором квартале 18,282 млн. долл. (в первом — 9,152 млн. долл.). При этом средняя цена одной экспортной пачки сигарет за отчетный период отнюдь не уменьшилась, а наоборот, увеличилась до 26 центов. Кроме того, на экспорт успешно продолжается поставка табачной продукции в старой упаковке, т.е. изготовленной по старому ГОСТу.

Естественно в стране появились специализированные фирмы-экспортеры табачной продукции различных фабрик. Наиболее крупной из них является сочинская фирма «Каравелла», которая специализируется на поставках сигарет фабрик «ФМ Ижора», «Петро» и «БАТ Ява» в Грузию.

Как отмечает ИАС «Грандтабак», крупнейшими российскими экспортерами сигарет во втором квартале стали: «ФМ Ижора» — 332, 865 млн. шт. (против 103,350 млн. шт. в первом); «Донской табак» — 228,500 млн. шт. (в первом квартале — 261,007 млн. шт.); «БАТ-СПБ» — 195,800 млн. шт. (в первом квартале это место занимала ТФ «ФМ Кубань» с объемом экспорта в 123,430 млн. шт.). На их долю пришлось более 50 процентов общероссийского экспорта. Позиции российских компаний по стоимостному объему экспорта расположились следующим образом: «ФМ Ижора» — 6,967 млн. долл.; «БАТ-СПБ» — 2,664 млн. долл.; «Донской табак» — 2,218 млн. долл.; «ФМ Кубань» — 1,247 млн. долл.; «БАТ-СТФ» — 1,111 млн. долл.; «Лиггетт-Дукат» — 0,963 млн. долл.

Какие же табачные брэнды пользуются наибольшим спросом на просторах СНГ и за его пределами?

У табачной фабрики «БАТ-СПБ» основным экспортным брэндом был «Кент». Эти сигареты поставлялись в Грузию, Азербайджан, Армению, Казахстан, Узбекистан, Украину. Цена колебалась от 22 до 50 центов/пач. Небольшая партия «Пэлл Мэлл» было отправлена в Молдавию. Предприятие «БАТ-СТФ» осуществило поставки сигарет «Лаки Страйк» в Молдавию, Грузию и Узбекистан по цене в 17-28 центов за пачку. Табачная фабрика «ФМ Ижора» осуществила поставки сигарет: «Вирджиния слимс»(по цене от 03 до 0,54 долл./пач.), «ЛМ»(0,24 долл./пач.), «Мальборо» (0,37 долл./пач.),»Парламент»(0,54-0,68 долл./пач.),»Бонд Стрит»(0,20 долл./пач.) — в Казахстан, Молдавию, Украину, Армению

ТФ «ФМ Кубань» поставляет в те же страны брэнды «Ред энд Уайт»(0,15-0,16 долл./пач.) и «Бонд Стрит»(0,17-0,18 долл./пач.).

ТФ «Лиггетт-Дукат» осуществила поставки сигарет «Собрание» (по 0,3-0,8 долл./пач.) и «ЛД слимс»(0,1 долл./пач.) в Армению, Казахстан, Украину, Польшу.

ТФ «Реемтсма-Волга» поставляет сигареты: «Максим» — в Армению, Монголию и Азербайджан (0,18-0,23 долл./пач.); «Вест» — в Грузию (0,26 долл./пач.) и даже «Давидофф» — в Казахстан (0,36 долл./пач.).

Вот на этом транснациональном фоне особо отмечается настойчивая работа в области экспортной политики компании «Донской табак», которая, в отличие от многих ТНК, не имеет многолетнего опыта подобной деятельности, не располагает своей зарубежной дистрибуцией и мониторингом, но тем ни менее, достаточно активно работает в станах ближнего и дальнего зарубежья.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ