РОССИЯ УВЕЛИЧИВАЕТ ТАБАЧНЫЙ ЭКСПОРТ В СТРАНЫ СНГ

0
28

Продажа ярославской фабрики «Балканская звезда» транснациональной табачной корпорации Altadis знаменует завершение длительного этапа раздела советского наследия международными гигантами индустрии, комментирует «Русский табак». Вообще для табачной отрасли характерен высокий уровень глобализации. А почти двенадцать лет интенсивного развития в условиях свободного рынка сделали российскую табачную отрасль одной из самых успешных в стране и привели в итоге четыре пятых производства под контроль шести мировых лидеров. Завершение этапа, возможно, означает паузу в инвестиционных сделках, но отнюдь не означает, что сохранившие независимость предприятия обречены на медленное вымирание.

К примеру, власти Красноярского края вполне довольны работой Канской табачной фабрики. Ведь, несмотря на очень сложную ситуацию в отрасли, руководство фабрики смогло не только сохранить рентабельность производства, но и выполнить значительное количество социальных программ.

На Моршанской ТФ дела тоже обстоят неплохо — экономический эффект брэнда «Тамбовский волк» ежегодно возрастает на 3-5 процентов.

Компания «Донской Табак» обновила семейство сигарет «21 ВЕК», в котором появилась новая версия — УЛЬТРА-1 с биофильтром. Изменения затронули и две другие версии — «21 ВЕК»-легкие и «21 ВЕК»-суперлегкие. Вместе с дизайном пачки в лучшую сторону изменился и вкус. Запуск обновленных сигарет начался в августе с Черноморского побережья, где компания проводит сейчас широкомасштабную промоушн-акцию от Новороссийска до Сочи.

Между прочим, компания «Донтабак» — этот последний независимый табачный производитель всероссийского масштаба, как и «Балканская звезда», также недавно сменила основного акционера, пишет «Ъ». Только в отличие от директора «БЗ» г-на Галагаева, который после покупки его пакета акций французами, говорят, разбогател на $50 млн., бывший гендиректор «Донтабака», а ныне депутат Госдумы Иван Саввиди так и остался при своих. Потому как передал все свои акции (75,71 процента) супруге — Кирияки Саввиди (по причине своей депутатской деятельности). Сам же депутат заявил, что передача пакета — «это дело семейное» и ни о какой «коммерческой сделке» речь не идет.

О неплохих перспективах отрасли говорилось и на пресс-конференции президента ассоциации «Грандтабак» С.Р. Шелехова, которая состоялась 17 августа в связи с предстоящей в начале сентября табачной выставкой. В рамках этого мероприятия предполагается провести отнюдь не только чемпионат по курению трубки, но и конференцию для специалистов отрасли, где с докладами выступит руководитель информационно-аналитической службы ассоциации В. Стефашин. Ожидаются также выступления ряда приглашенных специалистов, в частности, представитель «Филип Моррис» обнародует итоги работы компании на российском рынке за десятилетний период.

Правда, упомянутая ИАС «Грандтабак», подводя итоги второго квартала, в очередной раз констатировала, что в России ужесточается конкурентная борьба табачных компаний, в то время как продолжающееся перепроизводство ведет к затовариванию торговой сети. Например, на складах только «табакпромовских» фабрик запасы сигарет выросли с 0,899 млрд. шт. по состоянию на 01.01.04 до 11,699 на 01.05.04.

Чтобы ослабить напряженность с реализацией производители вынуждены идти на сокращение прибыли, рекомендуя дистрибуторам снижение цен в рознице. Так что российский курильщик может радоваться: в июне на рубль снижена цена на «Яву Золотую», в конце июля «Лиггетт-Дукат» на целых 3 рубля опускает цену за Gold Bond и Sobranie. То же и «Донтабак»: сигареты «Навигатор» подешевели более чем вдвое, а «Наша Марка всего на 10 коп. Тем не менее, сигареты этой компании стали успешно пропадать с прилавков. В несколько меньшей степени эту политику стала проводить и «Балканская звезда», зато остальные крупные табачные компании проводят политику стабильных цен. Пока.

При этом все стараются увеличивать экспорт, в основном, конечно, в ближнее зарубежье. Не случайно во втором квартале зарегистрированы самые большие экспортные поставки табачных изделий за всю историю Российской Федерации — 1428,578 млн. шт. (в первом квартале — 894,689 млн. шт.). Стоимостный же объем экспорта достиг во втором квартале 18,282 млн. долл. (в первом — 9,152 млн. долл.). При этом средняя цена одной экспортной пачки сигарет за отчетный период отнюдь не уменьшилась, а наоборот, увеличилась до 26 центов. Кроме того, на экспорт успешно продолжается поставка табачной продукции в старой упаковке, т.е. изготовленной по старому ГОСТу.

Естественно в стране появились специализированные фирмы-экспортеры табачной продукции различных фабрик. Наиболее крупной из них является сочинская фирма «Каравелла», которая специализируется на поставках сигарет фабрик «ФМ Ижора», «Петро» и «БАТ Ява» в Грузию.

Как отмечает ИАС «Грандтабак», крупнейшими российскими экспортерами сигарет во втором квартале стали: «ФМ Ижора» — 332, 865 млн. шт. (против 103,350 млн. шт. в первом); «Донской табак» — 228,500 млн. шт. (в первом квартале — 261,007 млн. шт.); «БАТ-СПБ» — 195,800 млн. шт. (в первом квартале это место занимала ТФ «ФМ Кубань» с объемом экспорта в 123,430 млн. шт.). На их долю пришлось более 50 процентов общероссийского экспорта. Позиции российских компаний по стоимостному объему экспорта расположились следующим образом: «ФМ Ижора» — 6,967 млн. долл.; «БАТ-СПБ» — 2,664 млн. долл.; «Донской табак» — 2,218 млн. долл.; «ФМ Кубань» — 1,247 млн. долл.; «БАТ-СТФ» — 1,111 млн. долл.; «Лиггетт-Дукат» — 0,963 млн. долл.

Какие же табачные брэнды пользуются наибольшим спросом на просторах СНГ и за его пределами?

У табачной фабрики «БАТ-СПБ» основным экспортным брэндом был «Кент». Эти сигареты поставлялись в Грузию, Азербайджан, Армению, Казахстан, Узбекистан, Украину. Цена колебалась от 22 до 50 центов/пач. Небольшая партия «Пэлл Мэлл» было отправлена в Молдавию. Предприятие «БАТ-СТФ» осуществило поставки сигарет «Лаки Страйк» в Молдавию, Грузию и Узбекистан по цене в 17-28 центов за пачку. Табачная фабрика «ФМ Ижора» осуществила поставки сигарет: «Вирджиния слимс»(по цене от 03 до 0,54 долл./пач.), «ЛМ»(0,24 долл./пач.), «Мальборо» (0,37 долл./пач.),»Парламент»(0,54-0,68 долл./пач.),»Бонд Стрит»(0,20 долл./пач.) — в Казахстан, Молдавию, Украину, Армению

ТФ «ФМ Кубань» поставляет в те же страны брэнды «Ред энд Уайт»(0,15-0,16 долл./пач.) и «Бонд Стрит»(0,17-0,18 долл./пач.).

ТФ «Лиггетт-Дукат» осуществила поставки сигарет «Собрание» (по 0,3-0,8 долл./пач.) и «ЛД слимс»(0,1 долл./пач.) в Армению, Казахстан, Украину, Польшу.

ТФ «Реемтсма-Волга» поставляет сигареты: «Максим» — в Армению, Монголию и Азербайджан (0,18-0,23 долл./пач.); «Вест» — в Грузию (0,26 долл./пач.) и даже «Давидофф» — в Казахстан (0,36 долл./пач.).

Вот на этом транснациональном фоне особо отмечается настойчивая работа в области экспортной политики компании «Донской табак», которая, в отличие от многих ТНК, не имеет многолетнего опыта подобной деятельности, не располагает своей зарубежной дистрибуцией и мониторингом, но тем ни менее, достаточно активно работает в станах ближнего и дальнего зарубежья.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ