НА ПУТИ К ЛИДЕРСТВУ

0:00
0

“British American Tobacco – отечественный товаропроизводитель?”. “Ну а какой же еще?” – отвечает на вопрос РБК депутат Госдумы Сергей Штогрин. – “Фабрики находятся на нашей территории. Все налоги и прибыль выплачиваются в РФ. И работают на фабриках российские граждане, ну, за исключением, может быть, нескольких человек. Введением адвалорной ставки акциза депутаты поддержали их. Теперь они имеют возможность заниматься трансфертным ценообразованием, вывозить прибыль за рубеж, что, кстати, и делают. Поэтому с прошлого года, когда начал действовать смешанный табачный акциз и недобрали 4 млрд. рублей в бюджет страны”.

Итак, крупнейший отечественный производитель – компания “БАТ- Россия”, еще раз получив депутатскую поддержку в акцизном вопросе, в год празднования 10-летия своей производственной деятельности продолжает неуклонно наращивать объём продаж своих брэндов во всех ценовых сегментах. О чем и было с уверенностью заявлено в отчете компании по итогам первого полугодия, который только что опубликовал “Русский табак”.

Как утверждает директор по маркетингу Дэвид Стир, в первом полугодии 2004 г. общий объём продаж сигарет “БАТ Россия” увеличился на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. При этом марка Kent упрочила свои позиции в сегменте дорогих марок. И теперь является уверенным претендентом на лидерство в сегменте “премиум” в России. В настоящее время доля рынка Kent превышает 2 процента всего рынка. Продажи сигарет этой марки возросли на 75 процентов по сравнению с 2003 г., а доля Kent в сегменте “премиум” составляет более теперь 21 процента. В среднем же и экономичном ценовых сегментах прочно удерживают свои позиции марки Pall Mall и Ява Золотая соответственно. Высокие темпы роста демонстрируют и лидирующие в нижнем ценовом сегменте марки “БАТ-Россия”. За первое полугодие 2004 г. продажи сигарет Alliance увеличились на 90 процентов, а сигарет Ява – почти на 40 процентов. В целом, семейство сигарет Ява остается лидером среди сигарет с фильтром в России – годовой объем продаж марки превышает 30 миллиардов штук. Наряду с увеличением роста продаж ведущих марок, одной из стратегических задач компании является стремительное расширение географии продаж в регионах России. И эта задача успешно решается. Если на сегодняшний день осуществляются поставки и ведется маркетинговая деятельность уже более чем в 100 городах, то в прошлом году их было всего 50. В общем, компания продолжает наращивать как объем продаж, так и долю рынка через улучшение портфеля марок, использование инновационных подходов ко всем видам продвижения продукции в ключевых каналах сбыта, а также через расширение географии продаж. И в настоящее время занимает уверенное второе место на российском рынке. А тот факт, что все большее количество марок “БАТ Россия” становится лидерами в стратегических сегментах, лишний раз свидетельствует о том, что “БАТ-Россия” – на верном пути к лидерству, считает г-н Стир. Убежденность главного маркетолога российского отделения ВАТ подтверждается ссылкой на данные исследовательской компании ACNielsen.

Ему, несомненно, добавят уверенности также и “Новости торговли”, которые поместили марки Kent и Vogue на 3-ю и 4-ю строчки в номинации сигарет рейтинга “Товар года” за июнь.

Да, успехи ВАТ впечатляют. Как пишет “Газета”, даже вице-президент РСПП Игорь Юргенс, с некоторых пор ставит этого табачного гиганта в пример другим акулам отечественного бизнеса. Ведь до сих пор в России только British American Tobacco предоставляла социальный отчет по международным стандартам (GRI). Между тем как недавно бюро правления РСПП рекомендовало всем крупным бизнесменам внедрить эту международную систему социальной отчетности.

В то время как руководство ВАТ в очередной раз продемонстрировало, как оно оправдывает оказанное ему высокое доверие, директору департамента по корпоративным вопросам Philip Morris, который так и не нашел общий язык с депутатами по вопросу акцизов, оставалось только делать предположения по поводу дальнейших действий конкурента. Как предположил Алик Туйгунов в своем интервью “RBC-daily”, по-видимому, смысл сегодняшней стратегии ВАТ является стремление распространить единую смешанную систему взимания акциза на все страны СНГ (где в основном применяется специфическая система). Тогда для каждого конкретного рынка, в зависимости от портфеля марок сигарет, они смогут предложить ту или иную адвалорную ставку. А еще г-н Туйгунов заверил, что от сигарет без фильтра никто в России в любом случае не откажется. Впрочем, так же, как и от сигарет с фильтром.

Вот эту последнюю концепцию, несомненно, должно разделять руководство британского концерна Bunzl PLC. В начале следующего года концерн приступит к строительству во Всеволожском районе Ленинградской области завода стоимостью $20 млн. по выпуску сигаретных фильтров. Как сообщает “Финанс”, уже подготовлены все документы для проведения проектно-изыскательских работ, к которым должны преступить в конце июля. Согласно проекту, окончание строительства завода намечено на конец 2005 года, а срок его окупаемости составит пять лет.

Ну а чтобы своевременно упаковывать эту лавинообразно нарастающую сигаретную массу, международным картонажным корпорациям приходится все более интенсивно наращивать процесс изготовления сигаретных упаковок в нашей стране. И на сегодня здесь основным отечественным производителем является дочернее предприятие концерна Amcor (Австралия) в Великом Новгороде. Как пишет “РТ”, недавно на предприятии “Амкор Ренч Новгород” была пущена в эксплуатацию новая печатная машина производительностью около 2 млрд. упаковок в год. Между прочим, введение в строй четвертой печатной линии позволило создать более 40 новых высокооплачиваемых рабочих мест, при этом общая численность персонала ООО “АР Новгород” выросла до 250 человек. Вообще же это предприятие со 100-процентным иностранным капиталом работает в Новгороде с сентября 2000 года. В ближайшем будущем на фабрике планируется установка и запуск пятой технологической линии, что позволит ООО “Амкор Ренч Новгород” стать крупнейшим производителем высококачественной твердой сигаретной упаковки не только на российском рынке и в Европе, но и во всем мире. Правда, сейчас на местном, т.е. ленинградском рынке сигаретной упаковки австралийцев намерены потеснить австрийцы. Как сообщает “Лесная газета”, австрийская компания Mayr-Melnhof приобрела 100 процентов акций ЗАО “Полиграфический центр” и намерена войти в тройку лидеров городского рынка упаковки.

Представители Mayr-Melnhof заявили, что настроены на долгосрочное присутствие в России. Покупка петербургского предприятия – первый шаг к этому. В 2003 г. компания объявила о своих планах вложить $30 млн. в строительство нового завода по выпуску картонной упаковки и сигаретных упаковок в Ленинградской области производительностью свыше 4,5 млрд. штук в год. Вот только удастся ли ей быстро проникнуть на российский рынок вслед за австралийским лидером тары и упаковки?

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ