PHILIP MORRIS: ОТВЕТНЫЙ УДАР ПО БАТ’У

0:00
0
67

Общее число марок табачных изделий, продаваемых на российском рынке, достигает 2400, а их стоимость варьируется от 3 до 200 рублей. Такую информацию приводит «Парламентская газета». Подчеркивается, что за последние десять лет российские производители сумели не только покрыть дефицит табачных изделий в России, но и обеспечили рынки стран СНГ. При этом выросло не только количество выпускаемой продукции, но и ее качество. В 2000 году, впервые за всю историю табачного рынка России, производство сигарет с фильтром превысило количество так называемой бесфильтровки. Сейчас же доля сигарет без фильтра составляет всего 20 процентов.

Обозреватель «Парламентской газеты» Николай Хохлов связывает стремительное развитие табачной отрасли с прозрачной и понятной системой налогообложения, когда в 1997 году адвалорная ставка акциза сменилась специфической. Автор считает, что крупные международные табачные компании приняли решение перенести производство в Россию именно из-за привлекательных условий работы на рынке. Однако в прошлом году, когда была введена смешанная система акцизов, ситуация ухудшилась. Новые правила игры открыли ряду компаний дополнительные возможности ухода от налогов.

Счетная палата, проанализировав ситуацию, рекомендовала вернуться к прежней системе взимания акцизов. Такого же мнения придерживаются и многие участники табачного рынка. Директор Балтийской ТФ Владимир Казаков в интервью ИА «Интерфакс» отметил, что «специфическая система взимания акциза упрощает подсчеты и позволяет прогнозировать бюджет в масштабах как отдельной фабрики, так и всего государства, вне зависимости от перепадов курса доллара». А директор Казанской ТФ Геннадий Лашманов уверен, что «рынку не нужны бесконечные проверки и инспекции, связанные со смешанной системой».

Николай Хохлов не согласен с заявлениями о том, что адвалорный компонент позволяет установить «своего рода социальную справедливость»: «Разве есть социальная справедливость в том, что сигареты более высокого качества становятся все менее доступными для покупателей с небольшими доходами?

Получается, что курильщиков просто вынуждают потреблять менее качественные сигареты, лишая их возможности выбирать. И почему же такая трактовка «социальной справедливости» не применяется больше ни к одному другому подакцизному товару, включая алкоголь?»

«Русский фокус» при этом подчеркивает, что конфигурацию системы налогообложения определяют прежде всего табачные компании, которые лоббируют выгодные для себя правила ведения игры. Обозреватель Сергей Муравьев высказывает мнение, что размежевание табачных монополистов на два лагеря, в одном из которых американская Philip Morris и японская Japan Tobacco, а с другой — British American Tobacco, британская Gallaher и немногие крупные фабрики, контроль над которыми сохранил национальный капитал, определяется идеологией бизнеса. Американцы стараются исповедовать принципы единообразия в ассортиментной политике и маркетинге вне зависимости от того, на каком рынке работают, британцы же не просто учитывают местные особенности, но активно их эксплуатируют.

Главной же особенностью отечественного рынка, как отмечает «Русский фокус», является уникальная дешевизна сигарет: пачку сигарет с фильтром можно купить за 5 руб. Кроме того, фантастически велик разброс цен: в одном киоске продается «Парламент» или Davidoff за 40 руб. и «Прима» — в 10 раз дешевле. Соответственно, и деньги на столь разнородном табачном рынке компании делают по-разному: одни сфокусированы на довольно дорогих интернациональных марках, другие предпочитают раскручивать дешевые локальные брэнды.

Разница в подходах предопределяет и разные лоббистские устремления. «Правила игры устанавливаются государством, однако было бы наивно полагать, что при этом депутаты и чиновники не принимают во внимание аргументы бизнесменов, тем более, если это представители транснациональных корпораций. Сейчас столкновение двух позиций выглядит особенно остро», — утверждает Сергей Муравьев.

«Русский фокус» отмечает, что сегодня основная борьба табачных гигантов разворачивает за 2/3 рынка дешевых сигарет: «Себестоимость сигарет при современном уровне их производства — понятие почти относительное. Основные издержки составляют не затраты на табак, бумагу или ацетатное волокно для фильтров, а расходы на рекламу и имидж марки. И разница между «Явой» и Marlboro с точки зрения качества может быть отнюдь не так велика».

Вот как комментирует ситуацию представитель Philip Morris Дмитрий Хрол: «Табачный рынок России высококонкурентен. В такой среде привязка акциза к отпускной цене сигарет может провоцировать ценовые войны».

Сегодня ситуация на российском рынке разворачивается именно по этому сценарию. «Компания» сообщает, что компания British American Tobacco приняла решение снизить цены на сигареты «Ява золотая» с 13 до 12 рублей. В компании БАТ объясняют этот шаг стремлением использовать динамику возросшего спроса на сигареты низкого и среднего сегмента. По данным ACNielsen, в прошлом году доля экономичного (самого дешевого) сегмента сократилась почти на 2,5 процента, в то время как низкий вырос на 3,5 процента, а средний — на 1 процент за год. Однако участники рынка трактуют действия БАТ иначе. По оценкам агентства «Бизнес Аналитика», доля «Явы золотой» в традиционной рознице снизилась за год с 5,2 до 4,6 процента, в то время как доли марок конкурентов — L&M, «Балканская Звезда» и Bond Street, за этот же период немного выросли.

Обозреватель «Компании» Ольга Ходорович разделяет мнение представителя ФМ, высказанное в журнале «Русский фокус», что демпинговая политика БАТ может спровоцировать цепную реакцию и начало ценовой войны. Владелец крупной дистрибуторской компании, пожелавший остаться неизвестным, сообщил Ольге Ходорович, что конкуренты могут начать атаку на ВАТ.

«Компания» отмечает, что в условиях перепроизводства табачной продукции демпинговая политика одного из крупнейших игроков табачного рынка может привести к серьезным последствиям. Так, при общем объеме потребления в 320-330 млрд. сигарет табачные фабрики уже несколько лет выпускают на 50 млрд. сигарет больше. А весной 2003 года компания Philip Morris начала инвестировала в расширение мощностей своей фабрики «Филип Моррис Ижора» под Санкт-Петербургом $240 млн., что позволит увеличить выпуск сигарет еще на 50 млрд. штук в год.

Нужно отметить, что новая табачная ассоциация, которую создают компании Philip Morris и Japan Tobacco International, станет достойным противовесом «Табакпрому», большинство членов которого поддерживают нынешнюю систему налогообложения. Как сообщает журнал «Коммерсантъ-деньги», сегодня Совет по вопросам развития табачной промышленности объединяет «Дж.Т. Елец» (принадлежит JTI), «Филип Моррис Ижора» (Philip Morris) и Балтийскую табачную фабрику. Однако, скорее всего, список участников будет расширен. По крайней мере, под письмом в правительство о необходимости вернуть специфическую систему акцизов свои подписи поставили директора еще десяти предприятий.

Новая ассоциация станет прямым конкурентом «Табакпрома», настаивающего на сохранении смешанной ставки акциза. В самом «Табакпроме» к появлению конкурента отнеслись спокойно. По словам главы ассоциации Василия Теревцова, «Philip Morris и JTI создали эту ассоциацию, чтобы усилить свои позиции по акцизному вопросу». Зато непосредственные оппоненты Philip Morris и JTI по акцизной борьбе были куда более эмоциональны. Владимир Аксенов, директор по корпоративным отношениям BAT, назвал решение о создании новой ассоциации «не только весьма недальновидным, но и крайне дестабилизирующим фактором». Однако в Philip Morris говорят, что пытались договориться с другими табачниками в рамках «Табакпрома», но их позиция учтена так и не была.

Нужно отметить, что Philip Morris сегодня продолжает оставаться флагманом табачной промышленности, однако в прошлом году доля компании на рынке упала на 1 процент, что сократило разрыв ФМ с его главным конкурентом — British American Tobacco. «Компания» отмечает, что сегодня у британской компании появился шанс догнать своего американского визави: сейчас у Philip Morris около 17 процентов мирового рынка, у БАТ -14,6 процента.

«Компания» в статье, посвященной деятельности БАТ, подчеркивает, что сегодня это единственная крупная табачная компания, не отягощенная непрофильными активами. Однако, несмотря на это, British American Tobacco пока не удается добиться доминирующего положения. Обозреватель «Компании» Ольга Ходорович отмечает, что ВАТ явно не хватает своего «ковбоя Marlboro» — ударного брэнда, способного соперничать с легендарной маркой Philip Morris.

Российский рынок для БАТ является одним из наиболее перспективных, потому табачный гигант стремится удерживать лидирующее положение по ряду позиций. Особый предмет гордости British American Tobacco — реноме одной из самых социально ответственных компаний. Как сообщает «Коммерсантъ», БАТ — единственная в России компания, которая представляет социальный отчет по международным стандартам.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ