РЫНОК СТАБИЛИЗИРОВАЛСЯ?

0:00
0

Как ни крути, цифры нелегального производства на входе и экспорта на выходе – чистое гадание! К такому выводу недавно пришел “Русский табак”, проанализировав динамику табачного рынка. Тем не менее, ясно одно: сегодня мы можем констатировать посткризисную стабилизацию производства, точнее завершение его роста. О чем и свидетельствуют цифры.

И Госкомстат, и “Табакпром” единодушно отмечают снижение внутреннего производства в 2003 году. Причем, налицо явное сближение всех типов данных, что связано с наконец достигнутой унификацией систем работы всех предприятий отрасли. Идет процесс коррекции соотношений “производство – складской запас – продажи”. Излишне высокие складские запасы (как на самих фабриках, так и в товаропроводящих структурах) снизились в прошлом году благодаря сознательному сокращению производства, которое стабилизировалось на уровне 380-390 млрд. штук (включая контрафакт).

Что же на выходе? Если к внутреннему потреблению (330-340 млрд. штук) добавить почти официальные цифры импорта (5-6 млрд. штук) и экспорта(2-3 млрд.), то реальный объем “серого” экспорта получится где-то в пределах 73-78 млрд. штук сигарет. Во всяком случае, так насчитал “РТ”.

В общем, уровень производства-потребления, кажется зафиксировался на ближайшие несколько лет. (Разумеется, если не последует новых акцизных и антирекламных сюрпризов.) Сама по себе динамическая структура российского табачного рынка больше не таит угроз для радикальных колебаний цифры внутреннего производства.

Однако стабильный по емкости рынок в условиях конкуренции вынуждает предприятие “бежать изо всех сил, чтобы хотя бы оставаться на месте”. Более сильные предприятия продолжают свое расширение (за счет консолидации и поглощения слабых), хотя самые слабые уже давно покинули рынок.

Так кто же может сегодня рассчитывать на успех? Только тот, кто может строить свой бизнес на четком соблюдении требований следующих четырех систем. Первая – система подбора персонала и структуры управления; вторая – система контроля качества продукции и ее адекватность запросам потребителей; третья – система внешних коммуникаций с ключевыми аудиториями (потребители, розница, дистрибуторы, персонал предприятия) плюс реклама; наконец, четвертая – система дистрибуции или доставки.

Последний пункт, пожалуй, наиболее важный. Четкость системы дистрибуции определяет шансы предприятия на рынке. Далеко не все производители осознали простую вещь: между цехом и курильщиком ваша продукция не нужна никому.

Главная же идея состоит в том, что все эти четыре системы должны совершенствоваться. Именно на них должен сосредоточиться руководитель предприятия.

“Новости торговли” приводят слова Наиль Ахундова, директора по продажам ассоциации “Союзконтракт Табак” о том, что сегодня производить сигареты могут все, но не каждый может их продать. В его компании вполне сознательно не много внимания уделяет прямой рекламе, зато тесно работают с дистрибьюторами. Например, регулярно проводятся слеты дилеров, на которых присутствует более ста основных партнеров и представителей “Булгартабак Холдинга”. Именно это позволило “СК” опередить конкурентов и стать лидером в сегменте болгарских сигарет в России.

Ольга Абашева, директор по продажам группы компаний “Юнэкт” отмечает, что все крупные игроки табачного рынка задумались о пересмотре схем дистрибуции и создании систем управления цепочками поставок, которые приходят на смену стихийному сбыту.

Функция таких систем заключается не в том, чтобы донести до потребителя произведенный товар, а в том, чтобы обеспечить спрос. При этом схема дистрибуции максимально оптимизируется, а следовательно, удешевляется.

Первым внедрением систем управления цепочками поставок занялся менеджмент BАT, позже такую попытку предприняли в Philip Morris. Недавно пересмотром дистрибьюторской политики занялась и компания JTI.

И сегодня крупные табачные компании продолжают перестраивать свои дистрибьюторские сети, что ведет к перераспределению сил на российском рынке, отмечает “РБК-Дейли”. А рынок этот, согласно данным Минэкономразвития и МНС оценивается в настоящее время в 10 млрд. долл. и занимает третье место после США и Китая.

По мнению экспертов, производители табачной продукции безусловно выиграют от уменьшения числа дистрибьюторов. Особенно на региональных рынках, где прекратятся демпинговые войны между многочисленными оптовиками. А чем больше дилер сможет продать, тем больше его будет поощрять табачная компания. В свою очередь крупный дистрибьютор может регулировать объемы продаж в разных сегментах. Хотя стать таким продвинутым дистрибьютором нелегко, нужно обладать необходимой инфраструктурой: складами, автомобилями, собственной розничной сетью в регионах и т.д. Вот и наблюдается сегодня укрупнение самих дистрибьюторов, т.е. скупка небольших дилерских компаний крупными оптовиками.

В свою очередь, трансформация табачными компаниями своих сбытовых сетей способна повлиять на общий расклад сил на рынке. Конечно, навряд ли ВАТ и JTI, имеющие примерно по 15 процентов рынка, смогут в ближайшее время догнать Philip Morris, которому принадлежит самая большая доля – 25 процентов. Зато между ними с переменным успехом ведется борьба за второе-третье место.

Например, компания “БАТ Россия”, по собственным данным со ссылкой на исследования компании “Бизнес Аналитика”, за последний год увеличила свою долю рынка в крупных городах России на 3 процента. Во многом благодаря тому, что ей первой удалось успешно внедрить систему эксклюзивной прямой доставки – т.н. ЭПД. “Секрет фирмы” посвящает нас в дистрибьюторские тайны компании ВАТ. “С помощью своих партнеров СНС и “Тюсом” в результате внедрения ЭПД в Москве компания добилась лидерства на столичном рынке, утверждает Владимир Аксенов, директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия”. Следующим этапом стал перенос технологии в регионы. В настоящее время “БАТ Россия” опережает конкурентов в таких городах как Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Саратов, Пермь, Самара, Тюмень и Ижевск. Благодаря ЭПД доля рынка выросла на 4,5 процента за два года”.

Компании JTI в основном еще только предстоит разбираться со своими многочисленными дистрибьюторами. Но и существующая сейчас система, кажется, не утратила своей эффективности. Во всяком случае, утверждает “Россiя”, именно с этой системой благодаря своей региональной политике компания JTI вышла на второе место на российском рынке по объемам продаж. Под лозунгом “Мыслить глобально, действовать локально”. Как утверждает, менеджер компании JTI по продажам в Байкальском регионе, при российских просторах без четко отработанных схем и методов доставки продукции просто не обойтись.

Сегодня в Сибири у JTI есть сеть складов и сильная команда сотрудников, заинтересованная в увеличении доли ведущих марок сигарет компании в общем объеме продаж, а так же в совершенствовании методов и форм работы с розничным рынком. Вот, например, на территории успешно развивается специализированная розничная табачная сеть “Дело-табак”, которая в этом секторе стала новатором и законодателем моды. Ибо хорошо отлаженный сбыт продукции в силу сибирских географических условий является важнейшим фактором для расширения рынка, успеха филиала и компании в целом.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ