СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ ТАБАЧНОЙ КООПЕРАЦИИ

0
22

Русский табачный рынок третий год страдает от перепроизводства, и новые фабрики сейчас никто не строит, отмечает «Ъ». Тем более удивительно, что «Союзконтракт-табак» (СТ), лицензионный производитель болгарских сигарет, вдруг сподвигся к возведению крупной фабрики в Калужской области. Причем, размах мероприятия вызвал немалое изумление конкурентов СК по табачному рынку. Как следует из инвестиционного плана компании, мощность новой фабрики составит 19 млрд. сигарет в год (восьмое место в России по проектной мощности), а сумма инвестиций — $68 млн., из которых $13 млн. — собственные средства, а остальные — привлеченные.

«СК-табак» специализируется на производстве и продаже некогда популярных сигарет болгарского производителя «Булгартабак» — «Родопи», «Стюардесса», «БТ». На момент разногласий с «Булгартабаком», повлекших приостановку производства этих марок, доля рынка «СК-табак» составляла около 1,5 процента (5 млрд. сигарет). Теперь же, с вводом в строй новой фабрики в Калужской области компания и предполагает увеличить свои производственные мощности.

Президент СТ Григорий Исраелян так и заявил скептикам: «Строительство планируется завершить к концу текущего года, на новой фабрике мы будем производить весь нынешний ассортимент и размещать лицензионное производство. Мы вышли на рынок в условиях перепроизводства и заняли свою нишу. А с открытием новой фабрики мы значительно увеличим свои продажи».

Правда, планируемые показатели роста не называются, хотя сам по себе такой оптимизм впечатляет. Особенно на фоне закрытий действующих (вернее действовавших) фабрик. За истекший год закрылось два предприятия — фабрика «Новость» (Курск) и Астраханская ТФ. Еще на двух — Прокопьевской ТФ и фабрике «Елецкий табак» — начаты процедуры банкротства. Сократил производство и ростовский гигант «Донтабак» который не смог выдержать конкуренции с ТНК.

Самые слабые уже покинули рынок, отмечает «Русский табак», зато те, кто устояли слишком «упруги» чтобы их просто «сжимать». Остается путь поглощения.

Если же рассматривать сегодня динамическую структуру табачного рынка (входа-выхода готовой продукции), то в последнее время стало особенно заметно, что в России функционирует немало тщательно скрытых цехов. Активность на вторичном рынке оборудования для сигаретного производства очень высока и совсем не соответствует стабильности легального рынка. На первый взгляд, в прошедшем году было объявлено о множестве банкротств, но «бесследно» исчезло оборудование только курской и астраханской фабрик. Остальные же предприятия просто реализуют схему, давным-давно обкатанную в других отраслях экономики. Ценные активы выводятся в чистое, не обремененное долгами новое предприятие, а старое банкротится. В условиях жесткой ценовой конкуренции директора предпочитают стряхнуть груз кредиторов в легальных рамках действующего законодательства, но не бросать табачный бизнес. Даже самая «дохлая» фабрика вполне может жить, если ее избавить от необходимости обслуживать долг по начальным инвестициям в оборудование и сырье.

Благо, рынок поставки сырья все еще плохо структурирован. До сих пор не редкость получение табака — главной статьи текущих затрат — по бартеру от небольших поставщиков за готовую продукцию. В процессе такой трансформации часть оборудования может «исчезать». Кроме этого, некоторые предприятия и без шумных банкротств перестают работать и тихо закрываются, распродавая машины и оборудование всем желающим. Конечно, подавляющая часть внутреннего рынка наполнена легальной продукцией, так как входу подделок на рынок объективно противодействуют все уровни торговли плюс органы надзора. Поэтому заявления некоторых экспертов о 20 и более процентах поддельных сигарет в рознице выглядит малообоснованными.

Если считать, что в России в прошлом году выкурили примерно 330-340 млрд. штук сигарет, то это скорей всего нижняя граница оценки внутреннего потребления. Объем подпольного производства также никому достоверно неизвестен. Число одновременно действовавших лицензий на табачное производство достигало 120. Но лишь половина предприятий находится «на виду и на слуху», а порядка 20 серьезных (т.е. способных произвести около 1 млрд. штук сигарет в год) — скрываются в тени. Таким образом, общий объем подпольного производства едва ли превышает 20-25 млрд. штук, что составляет 6-7 процентов от емкости рынка.

Ну а переход к фазе консолидации как естественное продолжение кризиса перепроизводства и последующей стабилизации не есть специфически российское явление. Однако уже сейчас у нас постепенно происходит уменьшение числа независимых производств при сохранении или росте общего объема производства. При этом число собственников уменьшается, т.е. предприятия не только и не столько тихо умирают, сколько еще в живом состоянии переходят в руки более сильных игроков. Вот два уже известных примера.

В прошлом году Балтийская табачная фабрика приобрела Армавирскую ТФ. Самая успешная из калининградских табачных фабрик быстро захватила нижние сегменты рынка своего региона и уже не один год развивает экспансию на «материк». Для Балтийской ТФ самым лучшим оказался регион Северного Кавказа и юга России. Вполне логично было бы создать именно там производственный центр. А произошло это в разгар «кризиса перепроизводства», когда многие российские табачники в бессилии опустили руки, не помышляли о создании новых мощностей. БТФ же приобрела, конечно, пока не реальную, а скорее потенциальную долю рынка, но достижимую много легче, чем усилиями из Калининграда. Принимая во внимание традиционный местный патриотизм российских курильщиков, а также сближение производства и сбыта для уже раскрученных марок БТФ, плюс освобождение части южнороссийского рынка локальным лидером в лице «Донтабака», нельзя не признать удачность этого приобретения.

Другой пример — как раз строительство новой фабрики «Союзконтракт-Табак». В результате успешной, но отнюдь не простой, и не обязательно честной борьбы за консолидацию производства и продажи сигарет болгарских марок в России, ассоциация «СК-табак» столкнулась с ограничением внутренних возможностей их производства при наличии некоторого обнадеживающего потенциала рынка. Потенциал на переполненном рынке — вещь крайне редкая и, надо признать, СТ много потрудилась для его формирования. Целенаправленно в ходе ценовой войны с Сочинским и Белгородским СП «Булгартабака» «Союзконтракт» позиционировала болгарские сигареты как самые дешевые общероссийские сигареты с фильтром, к тому же с «импортным» прошлым и ностальгическим «советским имиджем».

Усилия нескольких лет по привлечению и поддержке мелких региональных дистрибуторских компаний не пропали даром — практически по всей стране можно купить «болгарию». В последние годы специальная инвестиционная программа позволила резко увеличить собственную табачную розницу в регионах, и сейчас число точек в ряде городов Поволжья и Урала достигает нескольких сотен.

Тонкой политической и грубой экономической игрой фактически были уничтожены все конкурентные поставщики болгарских сигарет, а неопределенная ситуация в самой Болгарии с приватизацией «Булгартабак Холдинга» устраняет ощутимый риск, что придет новый хозяин и начнет наводить порядок с болгарскими сигаретами в России.

Наконец, права на легендарные брэнды подкреплены на трех неравнозначных уровнях: пятилетний лицензионный договор с самим холдингом, передача «Булгартабаком» прав на контроль своих марок в России дружественной СК ассоциации дистрибуторов «Грандтабак» и сложная юридическая ситуация с основными торговыми знаками (как минимум шесть наиболее известных болгарских марок все еще остаются «спорными»). Принимая во внимание все вышесказанное, становится очевидной недальновидность тех, кто «покрутил пальцем у виска», услышав о строительстве новой фабрики. Конечно, планы компании захватить уже в текущем году 7 процентов рынка нельзя воспринимать всерьез, но и опровергнуть наличие потенциала роста сложно.

Можно и впредь прогнозировать появление новых табачных альянсов. Такие факты консолидирующего сотрудничества будут укреплять позиции кооперирующихся участников на рынке, давая им конкурентное преимущество перед теми, кто работает в изоляции. Стабилизация рынка ведет к консолидации. Или наоборот?

Олег Никотенко

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ