Потребительское табачное лобби – в Думу

0:00
0

Российская Ассоциация менеджеров и издательский дом “Коммерсантъ” опубликовали, наконец, очередной, четвертый по счету, рейтинг “1000 самых профессиональных менеджеров России”. А “Русский табак” напоминает, что среди прочих в 2003 году в этот список попали уже девять руководителей табачных компаний. В итоге “ТОП-100” нынешнего года пополнился еще одним табачником. К “ветеранам” списка лидеров – Ивану Саввиди и Леониду Синельникову – присоединился “дебютант” ТОПа Марк Дюрст. Кроме того, заметно увеличилось число представителей отрасли и в общем списке лучших российских менеджеров. С наибольшим количеством баллов в первую группу списка попали бывший теперь уже глава компании “Лиггетт-Дукат” Стюард Хейнсворф и еще один “ветеран” рейтинга гендиректор “БАТ-СТФ” Татьяна Мамина. В группе B – Марина Скалова, руководитель “Филип Моррис Кубань”, и бывший глава (ныне заместитель гендиректора) “Нево Табак” Александр Каплан. В группе C “дебютанты” рейтинга – гендиректор “Петро” Гари Уилсон и глава “Филип Моррис Ижора” Ги Гуфферс.

Впрочем, один из главных табачных лидеров Иван Саввиди уже успел пожаловаться в интервью тому же “РТ” на свою тяжкую долю. И как тут жить дальше? Когда глобализация идет такими темпами, что впору констатировать: в океане остались одни крупные хищники, на фоне которых “Донтабак” – мелкая, но в то же время лакомая для них рыбешка. А ведущие транснациональные компании все продолжают и продолжают концентрировать в своих руках мировую табачную отрасль. Впрочем, острая фаза борьбы с крупнейшими мировыми табачными гигантами должна продлиться еще 5-7 лет, считает гендиректор “Донского табака”. Он уверен, что если компания выдержит этот срок, то однозначно сохранит свои позиции в стане лидеров российского табачного рынка.

Самое же неприятное для “Донского табака”, по словам г-на Саввиди, то, что транснационалы весьма успешно лоббируют в России такую систему налогообложения, которая ставит отечественные фабрики в заведомо неравное положение с гигантами. В структуре себестоимости наших дешевых сигарет доля налогов втрое больше, чем в дорогих западных сигаретах. При этом для российских табачников перейти из одного ценового сегмента в другой очень непросто, надо фактически с нуля завоевывать потребителей дорогих сигарет. Получается, что идет борьба и с транснациональными компаниями, и со своим правительством вообще (и отдельными его членами, в частности).

Вот, например, министр труда и социального развития Александр Починок, как отмечает “Парламентская газета”, оказывается, не только сам не курит, но и другим не хочет давать! Что и выяснилось недавно на очередном “круглом столе”, проводимом думским Комитетом по охране здоровья и посвященном проблеме подросткового курения. Участники заседания утверждали, что принятый в 2001 году закон “Об ограничении курения табака” требует более детальной проработки. Вот Комитет Госдумы и подготовил поправки в закон, суть которых заключается в следующем. Во-первых, предлагается почти полностью запретить широкую рекламу сигарет. Во-вторых, следует увеличить площадь, занимаемую подписью о вреде курения, до 50% большей стороны пачки. В-третьих, обязать производителей сигарет вкладывать в каждую десятую пачку специальную листовку, рассказывающую о вреде курения. В-четвертых, повысить возраст, с которого можно покупать табачные изделия, с 18 до 21 года. Поправки предусматривают создание в российских городах “специализированных пунктов для лечения никотиновой зависимости”. В общем, всем скоро перекроют дымоход – и курильщикам, и табачным компаниям!

Но ведь главной проблемой остается воплощение законодательных актов в жизнь! А кроме запрета рекламы табака на телевидении, остальные положения закона на практике носят декларативный характер. Вот и заявил Александр Починок, что “на сегодня отсутствует механизм реализации нормативных положений закона”. Считая, впрочем, инициативу по внесению законопроекта вполне своевременной, Починок при этом предлагает наказывать порок прежде всего рублем, т.е. поднимать акцизы на табак. Такие действия следует рассматривать не как фискальную меру, а как средство борьбы с курением (прежде всего, подростковым) и говорить нужно не о разовом повышении, а о долгосрочности таких мер. В итоге и остальные участники “круглого стола” также пришли к общему мнению, что гораздо продуктивнее бороться с курением посредством повышения цен на табачные изделия, делает вывод “Московская правда”.

Да что там г-н Починок! Как считает “Известия”, среди присутствующих он был одним из немногих, настроенных “вегетариански” по отношению к табачным компаниям и сотрудничеству с ними. Большинство участников “круглого стола” обвиняли “табачников” в “политике двойных стандартов”, “агрессивной рекламе” и утверждали, что табачные компании в борьбе с курением не помощники.

Однако сами табачные компании заявляют, что они-то как раз готовы сотрудничать с государством, чтобы максимально снизить вред от потребления своей продукции. Отнеслись они к инициативе депутатов довольно спокойно, как к неизбежному предвыборному популизму. Вот, например, руководитель службы по связям со СМИ компании Philip Morris Дмитрий Хрол сказал, компания поддержит постепенное введение ограничений на рекламу, концентрируясь, прежде всего, на запрете тех форм рекламы, которые легко могут быть доступны детям. Например, следует запретить рекламу на радио. Кроме того, бесплатная “раздача слонов”, а точнее, образцов табачных изделий – еще одна форма маркетинга, которую необходимо запретить.

Ну а директор по корпоративным отношениям представительства BАТ Владимир Аксенов заявил “Ъ”, что законодательные акты вообще-то должны приниматься сознательно, а не в предвыборной горячке. Скоропалительное принятие решений по серьезным проблемам ведет к правовому нигилизму. Плохо продуманные законы просто не будут выполняться, а запрещать приобретать курево совершеннолетнему гражданину – вообще неконституционно. В целом же любая компания встретит предложенные изменения нормально, если дать ей время на подготовку.

В то же время главный аналитик “Грандтабака” Виктор Стефашин считает, что наибольший урон от законодательных нововведений понесут как раз российские табачные компании, отмечает “Столичная вечерняя газета”. Занимающим 80% российского рынка табачных изделий транснациональным компаниям, таким как Philip Morris, BAT, JTI и др. полный запрет рекламных компаний даже выгоден. Ведь их брэнды хорошо известны, а затраты на выпуск новых пачек для них будут неощутимы. Что же касается отечественных марок, то за огромным предупреждением Минздрава на пачках сигарет никто не сможет разглядеть их и без того мало известные названия. При этом полное отсутствие рекламы не даст возможности заявить об этих марках потребителю. К тому же у наших производителей нет средств на полное обновление изображения на пачках. Ну а от запрета наружной рекламы, который, как известно, в столице уже начался, первым как раз и пострадает московский бюджет, а, стало быть, и простые граждане. Поскольку рекламные поступления – это едва ли не основная статья доходов городского бюджета, ежегодно приносящая до $100 млн.

Впрочем, пройдет ли этот очередной антитабачный (и антирекламный) законопроект хотя бы одно чтение в Госдуме, и достигнет его внесение каких-нибудь иных целей, кроме предвыборных? И с каких это пор вопрос о повышении табачных акцизов (опять же, за счет потребителя) стал входить в компетенцию Минтруда и его руководителя? Вопросы, вопросы…

Вопрос же об избрании в Думу Ивана Саввиди, который выдвинут кандидатом в депутаты от “Единой России”, пока также остается открытым. Но “Ведомости” уже отмечают участие в думских выборах гендиректора “Донского табака” как один из примеров возможного усиления потребительского лобби во власти. Вообще в новой Госдуме может серьезно вырасти представительство стремительно растущего потребительского рынка. В депутаты собрались руководители многих компаний этой отрасли, например “Седьмого континента”, “Перекрестка”, “Трех китов”, “Гранда” а также “Евросети” и др. И можно не сомневаться, что уж эти господа, в том числе и г-н Саввиди, смогут отстоять интересы своих секторов!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ