На табачном рынке вскоре появятся отечественные сигариллы

0:00
0

В то самое время, когда чиновники Еврокомиссии вместе с учеными обсуждали на антитабачной конференции в Хельсинки методы борьбы с табачным бутлегерством, которое провоцирует огромная разница в уровне налогов в разных странах, литовская таможня как раз и задержала два железнодорожных вагона с “Примой”. Как сообщает “Русский табак”, стоимость контрабандных сигарет составляет более $166 тыс. Доставлялся табачный товар через Белоруссию под видом силикатных блоков.

Конечно, не всегда контрабанда идет вагонами. Крупные и мелкие контрабандисты постоянно изобретают новые способы доставки товара. Например, небольшие партии сигарет переправляются через нашу западную границу на надувных плотах по реке Неман, где их периодически и отлавливают калининградские таможенники. Другой давно проверенный способ ввоза табачной контрабанды из России в Финляндию – внутри выдолбленных бревен.

Россия давно является основным поставщиком контрабанды в страны Балтии, а после введения новых табачных акцизов, установленных директивами ЕС, наша страна станет еще более опасным соседом для Прибалтики.

Особый наплыв контрабандных сигарет ожидается в Латвии после открытия границ в рамках вступления в ЕС. Кажется, именно этой республике теперь отводится роль транзитной территории, которую используют для “круговой” транспортировки табачных изделий из Западной Европы через СНГ и обратно, в страны Евросоюза. Что, естественно, и вызывает серьезную обеспокоенность у руководителей латвийского МВД, как утверждает обозреватель газеты “Бизнес & Балтия”. Между прочим, масштабное распространение нелегальных сигарет связано с проводимой Евросоюзом и США политикой по ограничению курения, в рамках которой табачные изделия облагаются высокими налогами и пошлинами.

При этом в Западной Европе налогообложению подлежит только продукция, предназначенная для внутреннего рынка, а та, что идет на экспорт, от него освобождена. Используя эту лазейку, преступные группировки и выстраивают свои экспортно-импортные цепочки, например “путь туда и обратно” и т.п. Однако самой типичной для бывших республик СССР схемой контрабанды для ухода от акциза и НДС является “лжеэкспорт”. Это когда сигареты, изготовленные на российских фабриках и предназначенные на экспорт, на самом деле никуда “не выезжают”, а остаются в России и распродаются мелкими партиями.

По данным российского МНС, в 2002 году отечественные предприятия выпустили почти 400 млрд. сигарет при потреблении в 300 млрд. Таким образом, разрыв составляет порядка 33 процентов. Правда, ассоциация “Гранд-Табак” оценивает уровень производства сигарет в прошлом году в 340 млрд. сигарет, а уровень потребления – в 290 млрд. штук. Эти остающиеся 50 млрд. скорее всего и попали в страны ближнего зарубежья, в частности, в Латвию.

Сегодня самая болезненная “мозоль” Латвии – восточная граница с Россией и Белоруссией, обустройство которой крайне важно завершить до вступления в ЕС.

Впрочем, первые меры по ограничению продажи нелегальных сигарет в Латвии уже приняты. Вот предложил министр внутренних дел запретить торговлю акцизными товарами на местных рынках – исконной вотчине контрабандистов. Впрочем, запрет на торговлю табачными изделиями на базарах вряд ли решит проблемы: тот, кто занимается контрабандой, все равно найдет способ реализовать свою продукцию. Не лучше ли прислушаться к советам международных экспертов, которые предлагают легальность пачек сигарет сделать гораздо более наглядной для потребителей и представителей правоохранительных органов, а наказание за контрабанду – более серьезным.

Итак, чем выше налоги, тем больше на рынке появляется несертифицированной продукции. Где же производится вся эта табачная контрабанда и “нелегальщина”?

Например, в Санкт-Петербурге поддельные сигареты набивали на Кировском заводе. Несколько цехов давно арендовала здесь некая фирма “Танем”, еще с 1998 года попавшая в поле зрения местного УБЭП. Как писал “Ъ”, именно тогда у этой фирмы возник хозяйственный спор с АО “Булгартабак Холдинг”. А в ходе расследования выяснилось, что первоначально между болгарской компанией и “Танемом” существовали договорные отношения, но в 1998 году “Булгартабак” разорвал контракт с россиянами из-за грубых нарушений технологии производства сигарет. С тех пор немало воды утекло, а “Танем” так и продолжал гнать миллионы пачек табачной продукции. Причем не только псевдоболгарские “Родопи”, “БТ” и “Стюардессу”, но и псевдороссийские “Космос” и “Тройку”, а затем и псевдоамериканские “Marlboro”, “L&M”, “Bond”.

Табачок был примерно одинаковым – менялись лишь упаковки. В ходе обысков был арестован 1 млн. 322 тыс. пачек сигарет различных марок, а также сырье и оборудование. В результате в июне текущего года перед судом предстали шестеро подпольных предпринимателей, которые буквально наводнили рынок фальшивой продукцией. По данным оперативников и следователей, выручка от продажи самопальных табачных изделий составила более 100 млн. рублей.

Не успели в Петербурге вынести приговор местным табачным фальсификаторам, как сыщики подмосковного УБЭП накрыли в Нарофоминском районе огромный склад поддельных сигарет. С которого, как утверждает “МК”, эта продукция отправлялись как на местные рынки так и, между прочим, за рубеж. Сигареты хранились в ангаре на территории птичника. В ходе обыска оперативники изъяли около полумиллиона пачек сигарет L&M, Marlboro и Monte Carlo на сумму 7 млн. рублей, которые, как показала экспертиза, оказались поддельными.

Здесь же был задержан 33-летний уроженец Азербайджана, который, по оперативным данным, входит в преступную группировку, занимающуюся изготовлением фальшивых сигарет и торговлей ими. На складе была изъята документация, по которой сыщики намерены отследить и пресечь каналы распространения, а самое главное обнаружить и закрыть само подпольное производство.

В то время как в Подмосковье ищут подпольную табачную фабрику, из Ростова поступают тревожные сообщения об остановке фабрики легальной. Переживет ли сезон “Донской табак”? “РТ” пишет, что люди увольняются сотням, тогда как представители компании заявляют, что речь идет всего лишь о двухнедельном “техническом перерыве”. Решение о приостановке выпуска продукции было принято руководством “Донтабака” в рамках реализации проекта по переносу производства из центра Ростова в промзону. Такова официальная версия происходящего. Однако информация из Ростова наводит на более пессимистические выводы.

Началось все с того, что весенний сезон прошел у “Донтабака” не так хорошо, как у конкурентов. В конце апреля отпускные цены на продукцию были снижены на 12-15 процентов. В июле появились первые сообщения из регионов о новом снижении продаж ростовских сигарет. К началу августа были резко сокращены бюджеты поддержки дистрибуторских каналов, что еще сильнее обвалило продажи. В течение месяца были уволены 700 человек. Учитывая все вышеизложенное, ситуация напоминает скорее системный кризис. Если положение “Донского Табака” не исправится, рынок ждут значительные изменения.

Ну а пока можно порадоваться за табачников Московской области, где как раз состоялось официальное открытие новой фабрики в городе Шаховская. “Когда все продают, надо покупать” – этот биржевой принцип может объяснить решение компании “Элит табак” открыть новую фабрику в то время, когда большинство действующих предприятий отрасли стоят на грани закрытия. После официальных выступлений была разрезана ленточка, и операторы запустили производство сигарилл “Corsar of the Queen”, которое, между прочим, и составляет основу бизнеса новой компании. Более того, “Элит табак” – первый российский производитель, который наладил выпуск сигарилл с фильтром на собственных мощностях. И хотя перспективы нового проекта “Элит табак” крайне скептически оценили бы четверо из пяти российских табачников (причина – пресловутое перепроизводство и ужесточение конкуренции), компанию трудности не смущают. Она готова бороться за свое место на рынке. Ну а тенденция быстро растущего сегмента сигарилл вполне может помочь им в этом.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ