Юбилей "ФМ" на фоне конкурентной борьбы

0
24

За неделю до Международного дня отказа от курения компания компания Филип Моррис отметила десятилетний юбилей своей деятельности на российском рынке. С чем ее и поздравил «Русский табак».

В отличие от своих российских собратьев, мировой лидер табачной индустрии начал деятельность в нашем отечестве отнюдь не с махорочного производства, а с открытия московского офиса. Команда из десяти человек приступила к работе, которая через десятилетие сформировала бизнес, приносящий только российскому бюджету почти 300 миллионов долларов в год. «РТ» поздравляет своих друзей-«филипков» с юбилеем и, не останавливаясь на романтической стороне грандиозных свершений, в цифрах представляет современное положение компании в России.

Общий объем инвестиций 547 млн. долларов США. Краснодарская фабрика (с 2001 года официально называется ОАО «Филип Моррис Кубань») — 187 млн., «Филип Моррис Ижора» — 360 млн. Общий объем производства — 70 млрд. (прогноз на 2002 год). Из них 30 млрд. — краснодарского производства, выросшего за девять лет в девять раз, и 40 млрд. — ижорского, начинавшегося с нуля (на месте фабрики был лес). В прошлом году общее производство составили более 53 млрд. В этом году прекращен импорт, потребности рынка полностью закрываются внутренним производством. Более того, начат экспорт продукции. Как пояснил на пресс-конференции управляющий директор «Филип Моррис Сейлз энд Маркетинг» г-н Дюрст, на сегодня из России налажены регулярные поставки на рынки Белоруссии, Молдовы, Украины и в другие страны. Компания намерена далее развивать экспортные поставки и не ограничиваться странами СНГ, хотя ближнее зарубежье — это основное экспортное направление.

Доля рынка — 23,3 процента по последним данным «БА». Ведущие марки хорошо известны даже отъявленным борцам с курением. По кулуарным сведениям, последняя новинка «Next» была принята очень хорошо. А предыдущая марка, «Оптима» уже занимает 3 процента всего российского рынка. Вопреки ожиданием, компания не раскрыла на пресс-конференции никаких секретов своего успеха, кроме одного: за 10 лет число сотрудников увеличилось в 285 раз, и все они — просто супер таланты!

В общем, как замечает «Трибуна», «Филип Моррис» за 10 лет благополучно укоренился в России и намерен расширять свое присутствие на отечественном рынке. Всевозможным борцам с курением тоже есть чем утешится: в день рождения своего первого офиса табачный лидер заявил о намерении расширять не только свой «убийственный» бизнес, но и благотворительную деятельность. Например, скоро стартует социальная программа по спасению беспризорников, которую компания «ФМ» намерена проводить совместно с Торгово-промышленной палатой РФ. При этом спонсоры собираются финансировать отнюдь не соответствующие госслужбы, признанные заниматься проблемой беспризорников, а совсем наоборот, оказывать непосредственную помощь 20 детским приютам в 11 российских городах

Philip Morris понравилось вкладывать деньги! Так комментирует «Ъ» заявление руководителя российского офиса об увеличении объемов производства по итогам 2002 года на 30 процентов — до 70 млрд. штук сигарет. А губернатор Ленинградской области, где и предполагается инвестировать еще 30 млн. долларов в развитие мощностей фабрики «ФМ Ижора», в своем интервью газете «Ведомости» обещает не лишать компанию налоговых льгот. Пока. А то ведь как только появились у области дополнительные доходы от уплаты акцизов этой крупнейшей табачной фабрикой, их немедленно отнимает правительство в федеральный бюджет в результате акцизной реформы. А между прочим, когда заключали инвестиционное соглашение с «ФМ», рассчитывали на определенные условия, по которым и получает сегодня налоговые льготы «ФМ Ижора».

Впрочем, несмотря на акцизные проблемы, «Время новостей» отмечает здоровый оптимизм руководства компании, который построен на десятилетнем опыте работы в России. Ведь еще в 1994 году компании приходилось импортировать в страну 88 процентов сигарет, а сейчас вся продукция производится на фабриках в Ижоре и на Кубани. В следующем году Марк Дюрст ожидает увеличения присутствия на российском рынке на 30 процентов. А эксперты утверждают, что если это и произойдет, то за счет других игроков, т.к. рынок устоялся и значительных изменений на нем уже не предвидится. Значит, в следующем году следует ожидать дальнейшего ужесточения конкуренции. Ведь основные конкуренты «ФМ» также отметили свои юбилейные даты выдающимися успехами.

Вот, например, компания JTI тоже отметила свое десятилетие присутствия в России. И, как заявил ее финансовый директор г-н Райан Ли в интервью «Российской газете», «компания добилась впечатляющих успехов, заняв лидирующие позиции на рынке». Действительно, разве не стали сегодня самыми популярными сигареты «Петр I», «Русский стиль», «Magna», «More» и «Monte Carlo»?

А компания ВАТ вообще недавно получала поздравления с вековым юбилеем! При этом по наблюдению «Ъ», последнее десятилетие было ознаменовано особенно бурным ростом, что не в последнюю очередь связано с успехами BAT в России. Из небольшого представительства, открытого здесь в 1991 году, компания выросла в одну из крупнейших табачных групп, владеющую тремя фабриками (Москва, СПб, Саратов), широким спектром брендов и более чем семьюдесятью торговыми представительствами. И, наконец, самая большая ценность — «ВАТ Россия»: почти 3000 сотрудников, беззаветно посвятивших себя общему делу.

Недавно «Русский табак» сообщал, что ВАТ обнародовала результаты своей деятельности за три квартала 2002 года и рапортовала о семипроцентном росте прибыли. При этом в России увеличение объемов реализации наблюдается у таких марок, как Kent, Vogue и Pall Mall. Наибольший рост прибыли пришелся на третий квартал года, благодаря чему общий показатель девяти месяцев вырос на 4 процента, перекрыв, таким образом, некоторое снижение объемов в первой четверти года.

Так что у ВАТ, вероятно, были основания поставить под сомнение результаты исследования рынка сигарет, проведенного агентством «БА», согласно которым в третьем квартале марка «Ява золотая» уступила первое место сигаретам L&M компании «Филип Моррис». (Об этом писал журнал «Компания».)

Похоже, все-таки компания ВАТ в последнее время не имеет равных и успешно конкурирует с «ФМ» если не в сфере благотворительности, то по своему присутствию в различных консультативных советах и бизнес-ассоциациях. Например, в качестве члена Консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве РФ. Директор ВАТ по корпоративных связям г-н Аксенов проявлял особую озабоченность в связи с проблемой возврата НДС. Он предлагает ввести упрощенную схему возврата НДС для стабильно работающих компаний, которые исправно платят налоги.

Ну а основной отечественный конкурент табачных транснационалов — ОАО «Донтабак», помнится, также отмечал прошедшим летом свой 145- летний юбилей, с которым его и поздравлял «Ъ», а также другая пресса. При этом отмечалось, что крупнейшему налогоплательщику Ростовской области, несмотря на реконструкцию и возросшую конкуренцию, удалось-таки сохранить в 2002 году достигнутые объемы производства. И на том спасибо. Но зато «Донтабак», чей гендиректор г-н Саввиди, дружит с философами из Ростовского университета, стал недавно спонсором III Российского философского конгресса, проходившего в городе Ростове. О чем и сообщила газета «Версты»,

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ