Акцизное яблоко раздора покатилось по России

0:00
0

Как и следовало ожидать, намеченная в 2003 году передача 100 процентов акцизов на табак в федеральный бюджет вызвала недовольство регионов. И уже в августе правительству пришлось заняться подавлением “табачного бунта” некоторых региональных руководителей, о чем подробно рассказывали, например, “Ведомости”, а также “Известия” и “Ъ”.

А началось все с заседания трехсторонней комиссии по по совершенствованию межбюджетных отношений, которая собралась для обсуждения проекта бюджета-2003 перед его рассмотрением на заседании правительства 14-15 августа. Вот эта рабочая группа после бурных дебатов и отклонила предложения зампреда бюджетного комитета Думы Михаила Задорнова о сохранении в 2003 году действующей структуры распределения поступлений от акциза на табачную продукцию между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в пропорции 50 на 50. Ведь проект бюджета-2003, внесенный в правительство Минфином, предусматривает 100 процентное поступление табачного акциза в федеральный бюджет (взамен центр согласился подарить территориям 10 процентов акцизов на нефтепродукты и кое-что еще).

Аргументом Минфина послужило то, что табачные акцизы имеют значение для очень небольшого количества субъектов, в которых есть такое производство. Однако, как выяснилось, эти субъекты готовы бороться до последнего за право наживаться на вредной привычке. По данным М. Задорнова, перераспределение табачных акцизов затронет интересы 10 территорий. Больше всего пострадают Ярославская и Ленинградская области, где акцизы обеспечивают до 15 процентов доходов местных бюджетов. “С 1991 года правительство не вложило ни копейки в развитие табачного производства. Все делалось усилиями региональных властей. То, что центр получает 50 процентов акцизов, уже несправедливо”, – возмущался депутат от Ленобласти Александр Беляев.

Однако председательствующий в комиссии вице-премьер Виктор Христенко жестко осадил “бунтарей” от регионов, попросил не доводить бюджетный федерализм до феодализма и даже “федеразма”, а также выразил мнение, что табачный вопрос правительство урегулирует. По словам вице-премьера, от перераспределения табачного акциза пострадают лишь в 7-8 регионов, а оставшиеся 80 только выиграют. Что и подтвердилось при голосовании: производители табака оказались в меньшинстве, так что сенаторы и депутаты не пожелали ради них возвращаться к прежней системе акцизов.

За счет табачных акцизов Минфин рассчитывает в проекте федерального бюджета зарезервировать средства в размере 8,35 млрд. руб. на дотации и субвенции регионам, которые будут распределяться между территориями в перерыве между вторым и третьем чтением бюджета Госдуме. Часть этих средств и может быть направлена на компенсацию выпадающих доходов субъектов РФ в связи с перераспределением поступлений от табачного акциза, предполагает “Русский табак”.

Дискуссия по табачным акцизам продолжилась, конечно и на расширенном заседании правительства. Здесь в атаку пошел ярославский губернатор Анатолий Лисицын, возмущенный “иезуитской политикой Минфина в отношении акцизов на табак”. “Почему всем безразлично, как я буду отчитываться перед своими избирателями?. Откуда я возьму два миллиарда рублей?” Но, как уверяет “Ъ”, крик губернаторской души не нашел отклика у премьер-министра. Алексей Кудрин напомнил. что акцизы – это отражение госмонополии на табак, и они должны быть централизованы. А все налоги с табачных предприятий, кроме акцизов, по-прежнему будут сохранены в субъектах РФ. Кроме того, на 1-2 года сохранится частичная компенсация из федерального бюджета выпадающих доходов регионов.

Так что, по оптимистической оценке правительства, поступления по табачным акцизам в федеральный бюджет в 2003 году составят 20,3 млрд. руб, обещает нам “Русский табак”. Что между прочим, более чем два раза больше отчетной суммы этих поступлений за 2001 год. При этом доля табачных акцизов в совокупном объеме поступлений налогов в федеральный бюджет в 2003 году составит 1,08 процента от общей суммы предполагаемых налоговых поступлений 1882,4 млрд. руб.

А издание “Учет. Налоги. Право” напоминает, что в новой редакции “Перечня ввозимых на территорию РФ табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными марками”, выпущенной ГКТ, расширился перечень подакцизных товаров. Теперь это не только сигареты, но и сигары, сигариллы, а также курительный табак, в том числе трубочный (за исключением табачного сырья, используемого для производства).

Но пока таможенники думают, куда еще можно клеить акцизные марки, а правительство считает будущие доходы, губернаторы “обиженных” табачных регионов демонстрируют решимость и дальше бороться против стопроцентного изъятия табачных акцизов.

В прошлом году табачная промышленность заплатила более 9,1 млрд. руб. акцизов, напоминает “Ъ”. Более 90 процентов этих денег осело в бюджетах семи регионов федерации. Лидерами по объему табачных акцизов являются Москва (самые крупные фабрики – “БАТ-Ява”, Liggett-Ducat) и Санкт-Петербург (“Петро”, “Ротманс-Нево”, “Нево-табак”). В московском бюджете на долю табачных акцизов приходится всего около 1,2-1,5 процентов. Наибольший удельный вес табачных денег – в бюджете Ярославской области (фабрика “Балканская звезда” формирует до 18 процентов местного бюджета). В Санкт-Петербурге эта доля составляет около 6 процентов. Приблизительно такое же место занимают табачные акцизы в Ростовской (“Донтабак”) и Саратовской (БАТ-СТФ) областях. Краснодарский край (“Филип Моррис Кубань”) и Волгоградская область (“Реемстма-Волга”) занимают промежуточное положение (3-5 процентов местного бюджета)

После заседания правительства ярославский губернатор Анатолий Лисицын сделал официальное заявление, что будет оспаривать в судах вплоть до Конституционного решение правительства о стопроцентном изъятии с 2003 года табачных акцизов в пользу федерального бюджета. По мнению губернатора, создаваемый правительством РФ фонд из 8 млрд. руб., средства которого должны перераспределяться между всеми территориями, не может стать адекватной компенсацией для регионов, потерявших табачные акцизы. И зачем региону-донору лезть из кожи, наращивая объемы производства и налоговую базу, если в любой момент у него могут все отобрать!

А губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков заявил в очередной раз, что изъятие табачных акцизов в пользу федерального бюджета подорвет доверие иностранных инвесторов к России. Ленинградская область предоставила фабрике “Филип Моррис Ижора” льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество, рассчитывая, что будет получать акцизы. А раз акцизы заберут в федеральный бюджет, то и льготы можно отнять.

В России около 20 регионов, имеющих табачные производства, однако основные мощности сконцентрированы всего в семи субъектах федерации. И скорее всего “акцизный вопрос” будет окончательно решен осенью, когда будет приниматься бюджет на 2003 год.

Жесткое решение правительства может вызвать бурю протестов и в других регионах, опасается “Известия”. Дело не только в табачных акцизах, сомнению подвергается сама система межбюджетных отношений, где господствовать по-прежнему собирается федеральный центр.

По мнению ярославского губернатора, “правительство вправе регулировать финансовые потоки, но в отношении регионов-доноров должен осуществляться дифференцированный подход. Кроме того, когда постоянно меняются правила игры, мы лишаемся возможности не только стратегического, но и тактического планирования”. Анатолий Лисицын рассчитывает найти взаимоприемлемое решение “табачного вопроса” в ходе личной встречи с премьером Касьяновым.

А чиновники Минфина считают, что недовольство региональных властей вызвано решениями, которые связаны с общим ходом налоговой реформы. И, как любая реформа, она безболезненно не проходит и затрагивает чьи-то интересы. В соответствии с Конституцией РФ налоги являются предметом совместного ведения федерации и субъектов, а Налоговый кодекс – закон федеральный. Это дает право федерации не только в одностороннем порядке менять налоги, ставки по ним, пропорции отчисления, но и менять сам перечень региональных и местных налогов. Регионы же раз от разу совершают ту же ошибку – считают доходы от налоговых поступлений уже своими.

В правительственных кругах вынуждены согласиться, что пока ситуация действительно такова – региону реально можно строить планы только на текущий год. Однако регионы, судя по всему, планируют идти до конца. Так, в Ростове и еще ряде областей не скрывают, что намерены привлекать для лоббирования своих экономических позиций в диалоге с правительством “своих” депутатов Госдумы и членов Совета федерации.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ