Для тех, кто делает выбор

0:00
0
60

Недавно в Москве прошло рабочее совещание экспертов ВОЗ, посвящённое проблемам курения, по итогам которого «Медновости» поместили интервью с директором ГНИЦ профилактической медицины академиком РАМН Р. Огановым. Академик входит в совет экспертов и представлял Россию на этом совещании по разработке глобальной политики по борьбе с курением. По мнению г-на Оганова, складывается эта самая политика из двух основных пунктов:

Первый — профилактика курения, основой которого является работа с детьми и подростками — ведь именно в этом возрасте большинство курильщиков пробуют свою первую сигарету. Фактически, это работа на будущее, что делает ее особенно значимой. Результат деятельности в этом направлении можно будет оценить только спустя тридцать-сорок лет, анализируя заболеваемость и смертность на протяжении поколения.

Второе направление — это прекращение курения среди тех, кто уже «подружился» с табаком. Ведь если мы хотим снизить заболеваемость и смертность среди населения в ближайшие годы, необходимо обратить внимание именно на курильщиков и помочь им отказаться от вредной привычки. Медицина здесь пользуется наибольшим авторитетом, и именно врачи должны стать инициаторами и катализаторами процесса борьбы с курением.

Сегодня желающему бросить курить предлагается масса способов это сделать. Наиболее научно обоснованным методом на данный момент является все НЗТ: различные жвачки, пластыри, спреи, содержащие никотин. Перспективным является недавно появившийся препарат «Бупропион», действие которого в корне отличается от никотинзамещающих препаратов. Он влияет непосредственно на рецепторы головного мозга, которые ответственны за формирование у человека никотиновой зависимости и может использоваться вместе с никотинзаместителями, усиливая их эффект. Но, какое бы лечение ни выбрал курильщик, ключевым фактором является желание бросить курить.

Было бы хорошо, если часть налога с продаж табака шла бы на укрепление здоровья населения, на разработку и реализацию соответствующих программ, мечтает академик. Во многих западных странах эта система уже работает, однако у нас до этого еще далеко.

А разве может ли существующая на сегодняшний день в России законодательная база обеспечить эффективную борьбу с курением? Главные недостатки нового закона об ограничении курения — отсутствие механизмов реализации перечисленных в нем ограничений и недостаточная жесткость. Например, под антирекламу «Минздрав предупреждает…» отводится всего 4 процента площади табачной пачки. Между тем Евросоюзе уже стоит вопрос о том, чтобы отдавать под противотабачную рекламу 30 процентов площади табачных изделий.

И подавать в суд на производителей табачной продукции в нашем государстве практически невозможно. Да, собственно, и за границей подобные суды истцы выигрывают не часто.

Между тем, табачные компании — это богатая, мощная индустрия, которая эффективно лоббирует свои интересы и ведет активную пропаганду табака, вкладывая колоссальные средства в рекламу. Мы не можем с ними бороться, потому что находимся в разных весовых категориях.

Весьма полезным инструментом борьбы с курением может стать общественное мнение, считает академик Оганов. Если сформировать у людей представление о том, что курение — дурной тон, это, без сомнения, приведет к снижению числа курильщиков. Эффективными мерами борьбы могут стать мероприятия по защите прав некурящих, запрещение курения на рабочих местах. Вопрос спорный!

Вот и газета «Ведомости» приводит противоречивые данные на этот счет.

Недавние исследования специалистов Российского онкологического научного центра РАМН отчасти подтвердили мнение великого Гете, утверждавшего, что образованный человек не курит. Кроме того, ученые выявили и другие факторы, влияющие на развитие и распространение этой пагубной привычки. И в результате пришли к выводу, что с увеличением уровня информированности о вреде курения вероятность развития этой привычки уменьшается.

Однако выводы онкологов несколько расходятся с данными маркетологов. Например, по данным компании «КОМКОН», доля людей с высшим образованием среди курящих составляет в России 30 процентов. Среди обладателей вузовских дипломов некурящих всего на 2 процента больше. А данные маркетологов о зависимости курения от семейного положения вообще противоречат исследованию онкологов. Так что поиск связи между курением и образом жизни вполне может оказаться пустым занятием.

Зато психологи единодушны в другом: по их мнению, очень опасно — как для психологического состояния, так и для бизнеса — самодурство некурящих начальников. Последнее особенно обострилось после вступления в силу в начале этого года Федерального закона «Об ограничении курения», содержащего статью о запрещении курения на рабочих местах. И, конечно, представители табачной индустрии разделяют мнение психологов в отношении подобной корпоративной политики. Например, вице-президент British American Tobacco Владимир Аксенов рассказал об одной фирме, в офисе которой висит большой плакат: «Мы некурящая компания! «. Выяснилось, что все, кроме начальства, здесь курят по-прежнему, просто теперь приходится выходить на улицу. Но ведь у нас не Калифорния!

Если начальство все-таки озаботилось курением сотрудников, психологи рекомендуют сочетать методы кнута и пряника. Именно так поступил, к примеру, директор официального импортера автомобилей Peugeot в Петербурге компании «Автоевросервис». Предложив сотрудникам ежемесячную надбавку за здоровый образ жизни в виде $50, он добился впечатляющих результатов: курить бросили шесть человек. И это был добровольный выбор!

Мы давно признаем, что курение связано с риском для здоровья и не пропагандируем курение, просто предлагаем продукцию высокого качества потребителям, которые уже сделали свой выбор в отношении курения, разъясняет политику компании ВАТ В. Аксенов в своем интервью («Медновости»). Он отмечает, что в последние время, в связи с относительной стабилизацией экономической ситуации, наметилась тенденция к увеличению спроса на более дорогие (и легкие) сигареты. Кроме того, на табачном рынке России сокращается доля импорта.

Мы готовы к конструктивному диалогу о перспективах уменьшения потенциального негативного влияния потребления табачных изделий на здоровье, утверждает г-н Аксенов. Компания ВАТ даже вкладывает средства в исследование биологических механизмов, ответственных за возникновение заболеваний, вызванных курением.

Но курение — осознанный выбор каждого курильщика и нас никак нельзя обвинить в том, что мы скрываем какую-либо информацию от наших потребителей. А пропаганда здорового образа жизни — это задача государства, которое должно правильно и эффективно использовать ресурсы, поступающие в бюджет в виде налогов и акцизов, в том числе и от табачных компаний.

Пропагандируя здоровый образ жизни, «Медицинская газета» напоминает об опасностях, которые подстерегают ни в чем не повинных пассивных курильщиков. По результатам исследований американских ученых, пассивное курение влияет на умственное развитие детей, заметно понижая коэффициент IQ. «Если ты не желаешь бросить курить ради жены и детей, сделай это хотя бы ради своей кошки!», — цитируют «Известия» американскую газету Times. Оказывается ученые обнаружили, что под воздействием табачного дыма у этих милых животных сильно возрастает риск развития злокачественных опухолей. А частицы, содержащиеся в дыме, легко накапливаются в кошачьем мехе.

А вот показатели потребления сигарет в странах мира, которые приводит «Русский табак», вселяют некоторый оптимизм. По данным ООН, каждый взрослый россиянин выкуривает в год в среднем 2081 сигарету. И с таким показателем наше государство оказалось всего лишь на 18-й позиции (в списке из 110 стран). Есть шанс догнать США (16-е место, 2193 сигареты на душу), а затем лидера — Грецию, где выкуривают 3571 сигарету на каждого грека. Но не лучше ли «скатиться» до соседнего Азербайджана (77 место, 600 сигарет на душу)? Сделаем правильный выбор!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ