Промежуточные итоги и надежды на будущее

0:00
0

В июле Госкомстат, как водится, подвел итоги первого полугодия, о чем и сообщил “Ъ”. У статистиков получилось, что инфляция за этот период составила 9 процентов. Что, впрочем, никак не сказалось на потреблении населением таких товаров, как пиво, водка и сигареты, производство которых росло особенно высокими темпами. Так, производство сигарет и папирос увеличилось на 5,2 процентов. При этом импорт табака в Россию, как и ожидалось, сократился за отчетный период аж на 18 процентов. Что и требовалось доказать! Мудрая акцизная политика делает свое дело.

Вот, например, Московская область – емкий рынок для табачной продукции. И для отечественных производителей ситуация в губернии сложилась вполне благоприятная, с оптимизмом отмечает “МК”. Весной нынешнего года средняя цена на сигареты – “иномарки” с фильтром, по данным Мособлкомстата, была 19 рублей 36 копеек за пачку. На аналогичную отечественную продукцию она достигала лишь 7 рублей 7 копеек. Таким образом, импортные сигареты (произведенные “транснационалами”, конечно, также в России) стоили почти в три раза дороже отечественных. Это один из наиболее крупных ценовых разрывов на нашу и импортную продукцию в регионе. Поскольку по остальным видам товаров, наоборот, произошло выравнивание цен. А то ли еще будет после реформы табачных акцизов! Так что отечественным производителям во главе с компанией ВАТ остается только праздновать свою промежуточную победу в борьбе за смешанные акцизы.

Вот и профинансировала компания ВАТ в очередной раз необычную и симпатичную рекламную акцию – конкурс молодых художников под маркой “Pall Mall – Art”в шести российских городах, о чем и поведали “Известия” и другие издания. На улицах Москвы, например, художники расписывали два десятка рекламных щитов. Рекламное место заняла свободная живопись. При этом известное предупреждение Миздрава так и осталось красоваться под живописной абстракцией.

А еще компания ВАТ стала одним из главных учредителей вновь созданной ассоциации по борьбе с подделками “Русбрэнд”, сообщили “Ведомости”. Одиннадцать крупных компаний – производителей и поставщиков потребительских товаров объединяются для борьбы с подделками и серым импортом. Создаваемое ими некоммерческое партнерство “Русбрэнд” к началу осени обещает стать самым представительным объединением игроков потребительского рынка. А вице-президент BAT Russia Владимир Аксенов сообщил “Ведомостям”, что его компания стала учредителем партнерства именно потому, что эта организация берет на себя гораздо больше функций, чем другие аналогичные объединения.

В число достойных партнеров ВАТ по “Русбрэнду” на сегодняшний день входят такие компании, как Nestle, Unilever, Procter & Gamble, Adidas, Georgian Glass & Mineral Water (“Боржоми”), Wimm-Bill-Dann, Tchibo, Gillette, “Руст” и Energizer. Учредительный съезд “Русбрэнд” состоится в сентябре. И тогда держись, рязанское “Мальборо”!

Подпольные типографии также, скорее всего, придется прикрыть. По информации “Ъ”, в Москве к осени должна открыться фабрика по производству сигаретной упаковки. Международная корпорация MeadWestvaco, входящая в тройку мировых лидеров по производству бумаги, картона и упаковки, приступила к освоению российского рынка. Компания планирует начать экспансию с производства табачной упаковки. Руководство Westvaco Eastprint утверждает, что уже до конца года доля импорта сигаретных пачек сократится минимум вдвое, а ведущие табачные холдинги BAT, Philip Morris, Liggett-Ducat, Reemtsma будут заказывать упаковку у Westvaco.

Впрочем, кажется, в представительствах табачных компаний к выходу на рынок нового производителя упаковок отнеслись пока без особого энтузиазма. Они готовы рассматривать предложения нового производителя, но все будет зависеть от качества и цены на упаковку. Сейчас основная масса западных табачных компаний заказывает упаковку у Amcor Corporation. Amcor – один из основных мировых конкурентов MeadWestvaco – год назад вышел на российский рынок и открыл собственное производство в Великом Новгороде.

Тем временем в конце июня годовое собрание акционеров саратовской табачной фабрики “ОАО БАТ-СТФ” подвело итоги 2001 года. Как сообщает “Ъ”, итоги оказались вполне успешными, но дивидендов решено не выплачивать в связи с необходимостью пополнения оборотных средств и создания резервного фонда, Очевидно, в надежде на будущие прибыли.

Вот и Самарская табачная фабрика, как утверждает местная пресса, в последние годы стала стабильно развивающимся предприятием. Отметив недавно свое шестидесятилетие, она с 1998 успешно осваивает выпуск престижных марок сигарет, постепенно ориентируясь на фильтр и твердую упаковку. Для чего и были закуплены новые высокоскоростные линии в Англии и Голландии.

И, конечно, отечественный производитель с Дона не отстает от Поволжья. Успешно проведя также в июне годовое собрание акционеров и переизбравшись на следующий срок, президент ОАО “Донтабак” Иван Саввиди стал теперь и президентом футбольного клуба “Ростсельмаш”. И, как сообщает “Парламентская газета”, спас любимую команду от окончательного развала. Кроме того, Иван Саввиди также и депутат областного Законодательного собрания. И вообще “Табачка” с ее завидными доходами уже всерьез занялась всей инфраструктурой города Ростова. Очевидно, под известным лозунгом: “Табачные акцизы – в региональные бюджеты!”.

Ну а табачный производитель из другого – “транснационального” – лагеря – компания JTI сейчас серьезно занимается маркетинговой политикой и даже меняет концепцию своего самого популярного брэнда Camel. JTI больше не зовет приверженцев этих сигарет в новые приключения, а предлагает им всего лишь минутку удовольствия. На большее, считают в JTI, у современного курильщика просто нет времени. До России кампания за смену дизайна докатилась к лету. И теперь с рекламных щитов Camel на московских улицах смотрят уже не суровые мачо – покорители прерий, а прилично одетые дамы и гладко выбритые джентльмены, сидящие не на земле, а на полу, и не у ночного костра, а среди бела дня в шикарном офисе, напоминает журнал “Компания”. “Вкусы потребителей меняются раз в 20-25 лет, – утверждает, директор по маркетингу Антуан Эрнст. – Сейчас нам больше не нужно кардинальных изменений. На смену демонстративному поведению пришла потребность в удовольствии от мирного образа жизни”

Впрочем, не исключено, что подтолкнуть JTI к смене имиджа могли иные причины. Во всяком случае, на российском рынке, четвертом по важности для международных табачных корпораций после американского, китайского и японского, Camel буксует. Доля сегмента дорогих сигарет (20-30 руб. в рознице), по данным исследовательского агентства “Бизнес Аналитика”, за 2001 год выросла с 4,13 процентов до 5 процентов, а доля Camel уменьшилась с 0,43 процентов до 0,37 процентов. Эрнст не отрицает, что экономические показатели сыграли свою роль: “Нас не удовлетворяют темпы роста Camel и мы решили обновить дизайн, чтобы ускорить его”.

А как же верблюд? Он-то и претерпел самые значительные измения. Компания вдруг застеснялась этого животного и решила его замаскировать. Верблюд – вполне достойное животное для сигаретного брэнда. Но по прошествии почти ста лет потребители воспринимают Camel уже не как верблюда, а как торговую марку, символизировавшую сначала дух приключений, а сейчас – утонченное удовольствие. И верблюд на пачке Camel стал менее заметен. Если дело так пойдет дальше, верблюд Camel, наверно, скоро покинет сцену через известное угольное ушко.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ