Спасение утопающих в табачном море – в надежных руках

0:00
0

Жизнь табачных компаний становится все сложнее. Производители с ужасом ждут грядущего изменения акцизной системы. Рынок не может проглотить всей произведенной продукции, поэтому конкуренция между производителями обостряется с каждым днем. Хуже всех приходится отечественным фабрикам, обделенным иностранными инвестициями. Они всеми силами стараются держаться за последних поклонников “Примы” и “Беломора”. Тем более, что в России сейчас невыгодно не только производить сигареты, но и торговать ими.

Эксклюзивная дистрибуция становится все менее выгодным делом. Маржа оптовиков настолько мала, что они постепенно начинают приторговывать шоколадом и прочими продуктами питания. Серьезные профессионалы покидают рынок. Оставшихся разобрали транснациональные компании, так что российским фабрикам уже не из чего выбирать.

Вот пессимистический прогноз “Финансовых известий”: В ближайшее время табачному рынку не удастся выйти из кризиса. Транснациональные компании не собираются сокращать объемы производства, российские фабрики также стараются удержать свою долю рынка. Поэтому конкуренция будет обостряться. Выиграет битву тот, кто четко разработает маркетинговую стратегию и вложит солидные средства в рекламу (что практически нереально для отечественных производителей). Придется также менять систему дистрибуции и заниматься построением собственных региональных сетей продаж.

Один из лидеров табачного сообщества – гендиректор ассоциации “Табакпром” В. Теревцов в интервью “Россiи” также прогнозирует, что производство сокращаться не будет. Оно даже может вырасти на 1-2 процента. Однако будет происходить дальнейший структурный сдвиг в сторону сигарет с фильтром за счет “примообразной” низкосортной продукции.

Производителю сейчас самое главное – поддерживать вкусовые качества своей продукции, чтобы потребитель ощущал свою любимую марку с неизменным вкусом. А для этого обязательно должно быть постоянство качества сырья, т.е. табачка.

И конечно, по критерию качества небольшим производителям, которых на сегодняшний день около 70, сложно конкурировать как с транснационалами, так и с крупными российскими фабриками, такими, как “Донской табак”, “Балканская звезда”, “НевоТабак”. Потому что у них есть современная технология, есть ноу-хау, есть специалисты, что очень важно. А потребители уже выбирают, что для них лучше, и сейчас на первое место выходит все то же “золотое” соотношение – цена – качество.

Вообще, все не так плохо. Вот и интервью с “табачным” журналистом Дмитрием Добровым в “Русском табаке” выдержано преимущественно в мажорных тонах. Общаясь со всеми игроками табачного рынка, этот обозреватель “Ъ” стал абсолютным лидером среди табачных журналистов, с мнением которого считаются профессионалы. Правда, и этот ас табачной журналистики жалуется, что операторы рынка отличаются крайней консервативностью при общении с представителями СМИ. Итак, сегодня сильнейшим игроком на рынке среди производителей он считает Philip Morris.

Тема акцизов, по всей видимости, еще долго будет оставаться актуальной.

А будущее табачной индустрии, по его мнению, совсем не так ужасно, как о нем говорят уважаемые операторы рынка. Конечно, прогнозируют кризис перепроизводства, но, с другой стороны, помнится, как еще в 1999 году все “хоронили” табачный рынок. Однако он, как по Жванецкому, “не только существует, но еще и очень неплохо выглядит”. Кроме того, общаясь по долгу службы с производителями и других товаров (алкоголя и пр.), г-н Добров авторитетно заявляет, что, именно в табачном бизнесе сконцентрировано максимальное количество высоко квалифицированных и очень интересных личностей. И эти личности не сдадутся просто так ни конкурентам, ни налоговым органам.

Например, как утверждает журнал “Компания”, донские казаки успешно выступили против ковбоя “Мальборо”. А в роли атамана – гендиректор компании “Донтабак” Иван Саввиди. Крупнейшая российская фабрика строит бизнес по западным технологиям. Сейчас ростовская компания “Донской табак” завершает формирование многопрофильного холдинга (под рабочим названием “Наша марка”). Помимо табачного производства в него входят мясоперерабатывающий и консервный заводы. Общий оборот холдинга оценивается в $300 млн – неплохое подспорье в грядущих войнах с транснациональными корпорациями.

В борьбе с международными производителями (Philip Morris, ВАТ, JTI), российская компания использует их опыт и бьет врага его же оружием. Она развивает непрофильный бизнес, реформирует сбытовую систему и борется с курением. В 2001 году компания контролировала 10 процентов продаж табачных изделий. Г-н Саввиди развивает компанию в духе новомодных стратегических разработок. Крупнейший российский производитель сигарет идет по пути компании Philip Morris. Эта стратегия в 2001 году принесла результаты: объем продаж компании вырос со $150 млн. до $170 млн. Правда, возникшие проблемы со сбытом и враждебные акции дистрибуторов в 2001 году заставили гендиректора задуматься о сбыте. И он, по примеру западных конкурентов, начал постепенное сокращение прямых контрактов с оптовиками.

В 2001 году глава “Донтабака” выступил с еще одной инициативой и, как транснационалы на Западе, начал борьбу с курением в России. Для начала он пролоббировал первое чтение закона “Об ограничении курения табака”, запрещавшее рекламу табачных изделий. Ведь денег на раскрутку табачных марок оставалось все меньше, и ограничение рекламных возможностей конкурентов было бы выходом из положения. А в мае 2001 года г-н Саввиди продемонстрировал последовательность антитабачных действий, полностью остановив фабрику в День борьбы с курением.

Правда, западным корпорациям и рекламным агентствам все же удалось отбить атаку Саввиди – большинство ограничений на рекламу, за которые он боролся, были сняты. Зато г-ну Саввиди в конце концов удалось реформировать систему дистрибуции. Сейчас у его компании всего три эксклюзивных дистрибутора, а в 2001 году “Донтабак” создал 12 региональных представительств и 19 региональных складов. Одновременно директор изменил маркетинговую политику, сокращая в последние годы долю “Примы” и делая упор на развитие собственных, более дорогих марок – “XXI век” (15 руб. в рознице), “Донской табак” (10 руб.).

А вот “Русский фокус” особо отмечает богатую фантазию креативщиков с Тихого Дона в создании новых брэндов сигарет. Продукция с нежными именами Дэнди”, “Театральные”, “Бальные”, “Хакер”, “Для приятелей”, “Кинь-грусть” вскоре появится на прилавках юга России..

Конечно, не совсем отлаженная система сбыта до сих пор считается слабым местом компании “Донтабак”. Однако положение дел с дистрибуцией не заставило г-на Саввиди отказаться от задуманного и он намерен стать президентом будущего холдинга с новым незапятнанным названием. По примеру руководства все той же Philip Morris.

Но, как утверждает “Русский табак”, в последнее время внимание нашего табачного сообщества все больше приковано к Болгарии, точнее, к конкурсу на приобретение контрольного пакета акций “Булгартабак-холдинга”, который предварительно оценивается в $50-70 млн.

И здесь отличилось яркие личности из руководства небольшой отечественной фирмы “Союзконтракт-Табак”. Им удалось пролоббировать, чтобы чиновники родного правительства потребовали от Болгарии передачи компании “Булгартабак” в качестве платы за то, что эта страна была союзницей нацистской Германии. И российское правительство напомнило болгарам о делах 55-летней давности. Благодаря правительственному демаршу СК-Табак” сегодня как никогда близок к покупке либо всего холдинга, либо большой его части. Фирма участвует в тендере в числе пяти претендентов, среди которых есть структуры, связанные с JTI и BAT.

Правда, в ответ руководство болгарской компании “Булгартабак” объявило о прекращении деятельности двух совместных предприятий в России – ЗАО “СК-Булгартабак” в Подольске и ЗАО “Булгартабак-Белгород”. Так что конкурс начался со скандала, за дальнейшим развитием которого и обещает следить уважаемый обозреватель “Ъ” Дм. Добров.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ