Победные рапорты табачных "транснационалов" к женскому дню

0:00
0
63

К большому женскому празднику мелкие мужские лоббистские страсти вокруг табака в думских и правительственных структурах временно поутихли и можно вспомнить, наконец, и о самих табачных производителях — отечественных и транснациональных.

Тем более что разные компании, и особенно транснациональные, постоянно рапортуют о своих достижениях за прошедший год в различных печатных изданиях.

Вот «Русский табак» приводит данные Госкомстата об увеличении производства табачной продукции в 2001 году на 10,3 процента. Всего за прошедший год в стране было выпущено 374 млрд. штук сигарет. Комитет также предоставил информацию на начало 2002 года: в январе производство табачных изделий увеличилось на 6,4 процента по сравнению с январем 2001 года, а вот по сравнению с последним месяцем 2001 года тот же показатель (январь 2002) снизился на 32,4 процента. Ну очень сложная штука — статистика!

И здесь еще раз вспоминается более ранняя оценка ассоциации табачных дистрибьюторов о том, что емкость российского рынка сигарет к 2010 году может сократиться до 260-270 млрд. штук против 280 млрд. штук в настоящее время, а с стоимостном выражении — наоборот, увеличиться с сегодняшних $5 млрд. до $6-8 млрд. за счет сокращения сегмента дешевой низкокачественной продукции и роста потребления более дорогих сигарет. Об этой тенденции в очередной раз напоминает и обозреватель «Общей газеты». Конечно, столь разительная эволюция пристрастий российских курильщиков, снискавших славу любителей забористого курева, во многом объясняется стараниями уже прочно обосновавшихся на нашем рынке крупнейших мировых табачных производителей — JTI, PM и BAT. Это благодаря их многомиллионным инвестициям табачная отрасль была практически полностью переоснащена под выпуск продукции, отвечающей международным стандартам. А ключевым моментом в деятельности ТНК в России, конечно, стало достижение оптимального сочетания цены и качества.

К примеру, стратегия развития компании JTI в России заключалась в решении триединой задачи: постепенный перенос в Россию производства глобальных флагманских марок, запуск на рынок отечественных марок, отвечающих международным стандартам качества, и, наконец, — последовательное наращивание выпуска высококачественных изделий в сегменте «премиум». И если решение первой задачи диктовалось экономическими реалиями, то постановка других базировалась на прогнозе маркетологов компании, вовремя предвидевших изменения пристрастий российских курильщиков. Аналогичной стратегии, с некоторыми нюансами, придерживаются в своем успешном развитии и конкуренты JTI.

Одним из главных стратегических отличий JTI от других компаний стала политика дистрибуции. JTI остается «белой вороной» на российском табачном рынке, сохраняя максимальное число дистрибьюторов, напоминает газета «Ведомости». В прошлом году все ее основные конкуренты занимались перестройкой системы продаж и сократили число своих дистрибьюторов до 3-5 фирм. А JTI, хотя и пыталась пойти тем же путем, но в конце концов решила продолжать работу со всеми своими 75 дистрибьюторами. Очевидно, лишь по прошествии времени можно будет точно сказать, чья стратегия оказалась более правильной.

Между тем, процесс концентрации торговли сигаретами в России идет полным ходом: к концу прошлого года, по оценке «Гранд-Табака», 10 компаний — «Оптима», «Меркурий», «Савва», «Тюсом», СНС и др. — контролировали 90% сбыта сигарет.

Вообще деятельность табачных компаний JTI и ФИЛИП МОРРИС как основных налогоплательщиков бюджета Ленинградской области особенно любит освещать местная пресса. Так, «Деловой Петербург» поведал о перипетиях внедрения японской технологии «точно в срок» на местной фабрике ОАО «Петро». Суть данной концепции транспортной логистики заключается в том, что предприятие поддерживает минимально необходимые запасы сырья и комплектующих, ну буквально на несколько дней или даже часов бесперебойной работы. Дальнейшие поставки от своих партнеров и отгрузку готовой продукции компания организует с точностью до минуты. В результате снижаются затраты на содержание складов, сокращается штат обслуживающего персонала и т.п. И здесь JTI оказалась снова «белой вороной». Другие компании не спешат последовать ее примеру, т.к. японская модель пока что забуксовала на российских просторах. И дело здесь не только в огромных расстояниях и состоянии дорог, но и в непредсказуемости властей в том числе и таможенных.

Кстати, в той же статье сообщается, что ОАО «Петро» освободило старое здание на Васильевском острове и переехало в производственные корпуса на Петергофском шоссе.

И еще одна табачное предприятие закрылось в Ленобласти. Компания ФИЛИП МОРРИС объявила об остановке производства на своей фабрике «ФМ-НЕВА», которая работала с 1994 года на арендованных помещениях завода «Волна». На предприятии не было условий для развития и внедрения новых технологий. Об этом сообщил директор по управлению производством ФМ в России г-н Гуфферс на пресс-конференции по итогам деятельности компании за 2001 год, которую освещал «Русский табак».

Проект «ФМ-Нева» был временным, необходимым для укрепления позиций компании в регионе до появления нового современного предприятия «ФМ-Ижора», на котором теперь и сконцентрированы все технологические возможности. «ФМ-Ижора» является единственной фабрикой полного цикла среди трех заводов компании ФМ в России. В прошлом году предприятие вышло на запланированную производственную мощность и произвело 25 млрд. сигарет, а в 2002 году планируется увеличить объем выпуска до 30 млрд. штук. Всего объем инвестиций в развитие компании «ФМ-Ижора», которая работает с 2000 года, составил 330 млн. долларов. А Ленобласть теперь можно поздравить с появлением самого крупного налогоплательщика!

Руководство ФИЛИП МОРРИС объявило об увеличении производства сигарет на трех фабриках в России в 2001 году до 54 млрд. штук, что на 34 процента больше по сравнению с 2000 годом. Общая же доля компании на российском рынке увеличилась в прошедшем году до 19 процентов, что поставило ее на лидирующую позицию. Далее следуют: JTI — 14,8 процентов, Галлахер — 14,3 процента, ВАТ — 13,6 процентов, Донской табак — 10,7 процентов, Балканская звезда — 7 процентов, Реемтсма — 3,3 процента. Остальные компании занимают около 17 процентов рынка.

Объявлено также, в 2002 году компания планирует полностью прекратить импорт сигарет в Россию. Теперь вся продукция ФМ для российских нужд, даже самая «продвинутая», будет производиться на отечественных предприятиях

Вообще за 2001 год производственные прибыли компании ФИЛИП МОРРИС ИНТ. выросли на 2,6 процентов — до 5,4 млрд. долларов, а объемы поставок увеличились на 3,5 процентов в основном благодаря высоким показателям в Центральной и Восточной Европе, а также в Азии.

Примерно такая же тенденция отмечалась и при подведении итогов транснациональной деятельности компании ВАТ, о которых также сообщает «Русский табак». Здесь общий показатель объемов продаж за прошедший год увеличился на 3,6 процентов — до 25,7 млрд. фунтов. При этом снижение объемов продаж на четырех мировых рынках сбыта нивелировалось семипроцентным ростом показателя по Европе в целом и, в частности, в России, где полученные ВАТ в 2001 году прибыли выросли больше чем в два раза по сравнению с годом ранее.

Из последних новостей транснациональных компаний на российском рынке можно отметить грядущую продажу немецкой компании Reemtsma британскому концерну Imperial Tobbacco, о чем сообщает «Коммерсантъ», ссылаясь на германскую прессу. Британцы пока слабо представлены на нашем рынке (около 0,1 процента), но завладев немецким гигантом и его фабрикой «Реемтсма-Волга» в Волгограде, они имеют неплохие шансы увеличить свою долю без дополнительных приобретений. Вообще в печати периодически появляются слухи о британских интересах к российским независимым табачным производителям. «Время новостей» в этой связи недавно упомянуло «Донской табак», «Балканскую звезду» и «Нево-Табак». Но ситуацию с отечественными производителями табака обсудим в следующий раз.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ