Образ положительного героя с дымком и огоньком

0:00
0
66

Актуальная в последнее время тема табачного лоббизма на этот раз всплыла на страницах газеты «Время новостей».

Итак, грядет акцизная реформа, и беспокойство производителей табака понятно. Кроме того, табачников страшно волнует закон о рекламе. Разные компании лоббируют разные решения, причем в деле задействованы не только думцы (а интерес к табаку в Думе едва ли не равен интересу к нефти) но и правительство, в частности, антимонопольный комитет (МАП). Табачники в отличие от нефтяников не могут создать единый лоббистский пул. Слишком противоположны интересы различных компаний в зависимости от того, какую продукцию они выпускают, каким образом ее рекламируют.

Один скандал на эту тему уже разразился в ходе обсуждения поправок к закону «О рекламе» в думском экономическом комитете. Антимонопольный комитет внес поправку, предлагающую запретить с 2003 года лишь ту рекламу, в которой используются образы физических лиц. В думских кулуарах уверяют, что МАП здесь держит сторону компании ВАТ, т.к. у ее главного пиарщика В. Аксенова хорошие связи с руководством этого ведомства. Ведь этим решением наносится страшный удар по основным конкурентам ВАТ — компании Филипп Моррис с ее курящим «Мальборо» ковбоем, JTI c «Петром Первым» или «Реемтсма» с рекламным гонщиком «Формулы-1». При том, что бюджеты этих компаний на рекламном рынке России приближаются к телевизионным (до $10 млн.) и приходятся в основном на наружную рекламу, сообщает «Известия».

А до этого специалисты сайта «Русский табак» в дискуссии на тему поправок к закону «О рекламе» посмотрели на проблему рекламного героя с другой стороны и отметили абсурдность запрета на использование в рекламе образов моложе 35 лет. Действительно, кто авторитетнее для юнцов? Ровесник, которому разве что лучшее в мире средство от прыщей рекламировать или выше упомянутые успешные мужчины средних лет? Похоже, в этом пункте законодатель перемудрил, констатируют табачные специалисты. Они предлагают отменить эту поправку, а другие ограничения на рекламу вводить постепенно, в течение нескольких лет, с тем чтобы двигаться в духе и темпах европейского регулирования, но не опережая его, дабы не содействовать перетоку рекламных капиталов на другие рынки. Последовательность введения ограничений предлагается следующей:

— Немедленно вводится запрет на рекламу в кинотеатрах, на остановках, в метро и вообще малую наружную рекламу для пешеходов.

-С 2003 года запрет на спонсорство спортивных соревнований и табачную рекламу в молодежной и спортивной прессе.

— С 2004 года запрет любой (т.е. крупнокалиберной) наружной рекламы табачных изделий

— С 2005 года запрет на такую рекламу в любых печатных изданиях, кроме специализированных, и на спонсорство культурных мероприятий.

— С 2006 года табачная реклама сохраняется только в специализированных табачных СМИ и местах продажи табачных изделий.

Похоже, в этих предложениях есть баланс интересов всего табачного сообщества, но суждено ли им быть услышанными?

Светлый образ дымящего героя, похоже, волнует в последнее время не только производителей сигарет, рекламы и депутатов-лоббистов, но и столичных эстетов. Во всяком случае, на выход антитабачного закона московскими галеристами был дан достойный художественный ответ. Почти одновременно в феврале прошли две экспозиции с явно табачным оттенком, о чем взахлеб со всеми подробностями и сообщили культурные обозреватели всех солидных газет. Имеются в виду выставка французского художника Б. Бернара под названием «Сигары и искусство», а также экспозиция в галерее «Ковчег» — «100 лет с огоньком. Курение и курильщики в изобразительном искусстве ХХ века».

Выставки готовились давно, но благодаря случайному совпадению приобрели особую злободневность и даже оппозиционность. Во всяком случае, галеристы «Ковчега» с гордостью отметили, что от поддержки их выставки отказались несколько аккредитованных в Москве табачных компаний. И хотя речь идет пока всего лишь о выставке весьма средних советских художников 20-60-х годов, но отказ табачных спонсоров от поддержки искусства вообще может стать для этого самого искусства настоящей катастрофой, с тревогой отмечает «Время новостей».

Табачные гиганты оказывают значительную поддержку музеям и выставочным проектам, а также театрам, операм, балетам по всему миру. Малевич в Русском музее, Ларионов и Гончарова в Третьяковке, как и многие другие проекты состоялись только благодаря вредной привычке и щедрости «одной табачной компании». А как же грядущие поправки к закону о рекламе? (См. выше). Остается только надеяться на постоянство вредных привычек и устойчивость общества к запретам, а то искусство в России просто не выживет.

В «Ковчеге» остались дымящие и смолящие герои вчерашних дней во главе с товарищем Сталиным и его трубочкой. А что же нынешние российские лидеры в Кремле и Белом доме?

Как рассказал корреспонденту МК один знакомый министр, уединившись с ним для перекура на черной лестнице, весь личный состав его ведомства уже направил в Кремль телеграмму с выражением полной поддержки «антитабачной» инициативы.

В самом же Кремле реакция на изменение законодательства была мгновенной: глава администрации Александр Волошин издал распоряжение, в котором велено подыскать для заядлых кремлевских курильщиков подходящие помещения, поскольку теперь запрещается дымить непосредственно на рабочем месте. Старая советская народная мудрость: «для курящих перекур, а кто не курит — продолжает работать» — в действии!

При этом в рядах высокопоставленных кремлевских чиновников немало курящих, а неформальное лидерство в этой «партии курильщиков», несомненно, можно присвоить самому Александру Стальевичу. Но только где теперь будут нервно затягиваться кремлевские курильщики — непонятно. Со свободными помещениями — напряженка.

И среди членов кабинета министров курят не все, но многие во главе с премьер-министром Касьяновым. Глава правительства теперь прячется с сигаретой в специальной комнате отдыха, а остальные — по лестницам и туалетам.

Устраивает перекуры и министр по антимонопольной политике Илья Южаков. Руководитель того самого МАП, которое проверяет ныне приказ ГТК №303, устанавливающий упрощенные условия пересечения таможенной границы для участников ВЭД — крупных плательщиков, среди которых и табачные гиганты. «Ведомости» сообщают, что по поводу возможной отмены этого приказа обеспокоен, например, руководитель компании «Авалон Импорт» — таможенного брокера ВАТ, имеющего федеральную лицензию. Вот вам и лоббизм!

В случае отмены этого приказа ГКТ импортеры понесли бы огромные убытки. Но, кажется, для табачников эти опасения напрасны, т.к. сам импорт сигарет в Россию постепенно стремится к нулю. По крайней мере, такие данные привел на пресс-конференции гендиректор российского представительства все той же компании ВАТ Л. Синельников («Московская правда»). В прошлом году к нам было импортировано 7 миллиардов штук сигарет, в то время как всего за три года до этого Россия «заглатывала» около 100 миллиардов. Нетрудно догадаться, что тенденция сохранится и на 2002 год. Объясняется же сокращение поставок не страстью к здоровому образу жизни, вдруг охватившей российских курильщиков, а налаживанием в стране собственного производства табачной продукции, вполне способной конкурировать с импортом.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ