Антитабачный закон – выполним! Акцизы – повысим!

0:00
0

Вступление с силу закона об ограничении курения сопровождалось прессой, публикующей многочисленные отзывы табачных боссов различного уровня, а также депутатов и представителей широкой общественности. В рамках общегосударственной кампании по формированию здорового образа жизни закон обсуждался на парламентских слушаниях и на Госсовете. Народ при этом безмолвствовал, молчаливо одобряя. Во всяком случае, по результатам опроса общественного мнения, представленным РБК, новый закон одобрили не только все некурящие (95%), но и 80% курящих россиян!

“С именем Путина в российской истории будет неразрывно связана борьба с курением и олигархами” – констатирует в “Собеседнике” Дмитрий Быков, подводя политическую базу и выражая известную озабоченность демократической курящей общественности. Власть, мол, не должна регулировать то, что по идее должно быть результатом личного выбора.

С особым смаком демократическая пресса обсуждала законодательные перлы о запрещении демонстрации курения общественными и политическими деятелями или в художественных фильмах и спектаклях.

А самый ортодоксальный курильщик Александр Гордон решительно выступил в “Огоньке” под лозунгом “Долой насилие над курящими!”. Он намерен и дальше с “Парламентом” в зубах вести по ночам интеллектуальные беседы с академиками на канале НТВ. Проплатив, если потребуется, за это штрафы на год вперед.

“Финансовая Россия” спокойно и без демократических эмоций подводит резюме.

Сейчас вступили в силу статьи закона, которые касаются продажи сигарет несовершеннолетним и мест, где отныне курение запрещено. С 1 января следующего года запрещено производить и импортировать папиросы и сигареты, в которых содержание смол и никотина не соответствует нормам. С 2004 года запрещается продажа “некондиционных” табачных изделий.

Таким образом, закон затрагивает интересы сразу нескольких категорий общества: конечных потребителей – курильщиков, производителей и дистрибьюторов табачных изделий, а также компаний, чья деятельность связана с рекламой табака.

Больше всего волновались завзятые курильщики, хотя им нечего волноваться до тех пор, пока соответствующие санкции не будет закреплены в Кодексе об административных нарушениях.

Табачники, напротив, спокойны как никогда. Тем более что нововведения инициированы именно ими, в чем чистосердечно признался, например, член совета директоров ВАТ и одновременно рабочей группы по подготовке закона Владимир Аксенов. И от имени всей отрасли изложил следующие тезисы:

– Принятие закона явилось следствием компромисса всех вовлеченных сторон.

– Это важнейший закон для табачной отрасли, в котором для нее впервые точно очерчены – правила игры.

– Производителям дано полтора года на то, чтобы привести параметры своей продукции в соответствие с законом.

Мы, как иностранные инвесторы, считаем, что основной задачей является воспитание в российском обществе вот именно такого подхода – учета интересов всех и принятие компромиссного варианта, заявил он в интервью “Русскому табаку”. С точки зрения здравоохранения тоже были уступки, но, объективно говоря, был сделан громадный шаг. Во-первых, впервые был принят такой закон – это идеологически и организационно очень важно. Во вторых, закон сформулировал определенные задачи по ограничению табакокурения (именно ограничению). И, в третьих, закон впервые наметил методы борьбы с детским курением.

Г-н Аксенов напомнил, кстати, что хотел еще в позапрошлом году предложить более жесткие нормы ПДУ, смолы и никотина, но Дума тогда благополучно провалила закон с подачи борцов за поддержку отечественных производителей в лице В. Жириновского и Н. Рыжкова.

Что касается дистрибуторов табачных изделий, то нововведения затронут их еще в меньшей степени, т.к. за год они успеют продать весь сигаретный товар со старыми этикетками.

Наконец, какие изменения ждут рынок рекламы табака? При разработке “антитабачного” закона из него были исключены нормы, ограничивающие рекламу табачных изделий. Они должны войти в закон “О рекламе”, который еще находится в стадии разработки и предоставляет обширное поле для лоббистских усилий. Особенно в отношении рекламы наружной.

Хотя ассоциации отечественных производителей “Грандтабак” и “Табакпром” принимали участие в разработке закона и приветствуют его постепенное введение, принят он был, конечно, в интересах крупных ТНК.

Эти компании получают действенный инструмент борьбы с конкурентами, производящими вредные “Приму” с “Беломором”, а всеобщий переход на более “легкие” виды сигарет позволит увеличить их продажи, а значит, и прибыль. Кроме того, через участие в разработке и принятии нового закона табачники создают себе репутацию “белых и пушистых” радетелей за здоровье потребителей своего товара, и имидж “друга детей”, как, например, компания ВАТ.

Отечественных производителей больше всего интересовал пункт о запрете наружной рекламы. Тратить на “наружку” такие бюджеты, как ТНК, отечественные фабрики не могут. Но именно этот пункт, беспокоивший “транснационалов”, из закона исключен. Здесь они задействовали все свои лоббистские возможности.

Вот, например, “Профиль” приводит изощренные доводы защитника “транснационалов” депутата Думы от явно правых сил В. Семенова:

“Сама идея запрета рекламы сигарет никаких возражений не вызывает, однако резко делать это нельзя. Табачные и рекламные компании имеют полное право на отсрочку, чтобы у них было время подготовиться. Кроме того, в отличие от Европы, в России фильтрованные сигареты курит менее половины населения. Поэтому полностью запрещать рекламу, популяризирующую в основном дорогие марки, нецелесообразно. Людей надо подготовить к постепенному переходу на более качественную продукцию, снижающую отрицательный эффект от курения. Именно поэтому мы разрабатывали проект, что называется, в рассрочку, до 2005 года. Вначале исчезнет реклама на радио, затем в печатных СМИ. Последней будет запрещена наружная реклама малых габаритов. После 2005 года табачная реклама останется лишь в местах производства и продаж, в Интернете и спец. СМИ типа “Плейбой”.

А фракция “Яблоко”, наоборот, явно полевела и встала на защиту отечественного производителя. “Яблочники” предлагают не принимать выше упомянутые правительственные поправки к закону о рекламе, представляющие собой попытку вмешаться в конкуренцию на табачном рынке и предоставить преимущества одной группе компаний в противовес другой. Они будут добиваться принятия Думой поправки, запрещающей всю наружную рекламу. Это справедливо, поскольку ставит всех производителей в равные условия.

Пока шли все эти дискуссии за круглыми столами в Думе и вокруг нее, правительство совсем по-большевистски потихоньку подготовило налоговую революцию в системе акцизов, что и стало табачной сенсацией в центральных газетах в начале февраля.

МНС (по согласованию с Минфином) предлагает повысить акцизы на табачную продукцию в 2003 году аж на 100 процентов. (При сохранении существующей специфической системы акцизов с фиксированными ставками). Министерство также намерено внести предложение о “расщеплении” акциза и направлении 50 процентов акцизных сборов в федеральный бюджет, а 10 процентов планируется перечислять Минздраву на проведение профилактики против курения и лечения больных, пострадавших от вредной привычки.

Пока в ожесточенной борьбе между ФИЛИП МОРРИС и ВАТ за выгодную для каждого систему акцизов промежуточную победу одержал ФМ и другие производители дорогих сигарет, отметил в “Ъ” Дмитрий Добров. Инициатива ВАТ и крупнейших российских фабрик поддержки в МНС и Минфине, увы, не нашла. Однако ставить точку в этой борьбе еще рано. Тем более что результатом стопроцентной индексации акциза станет подорожание сигарет среднего класса примерно на 2 рубля и это настораживает всех, в том числе и транснациональных гигантов.

При этом специалисты из ассоциации “Табакпром” и др. прогнозируют колоссальный рост контрабанды и резкое увеличение объема “серого” рынка сигарет.

МНС опять наступает на те же грабли, отмечают “Ведомости”. Налоговики провоцируют контрабанду сигарет. Опять будет как в прошлый раз – при повышении акцизов на алкоголь.

Потери от ухода производителей в тень превзойдут фискальную выгоду.

Так что поддержку у депутатов Госдумы получить правительству будет непросто, о чем и заявил уже, например, зампред бюджетного комитета С. Шторгин. Тема для новых дискуссий налицо.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ