Транснационалы и крепкий "мужик"

0:00
0

Транснациональные табачные компании, стремительно теряя своих потребителей в цивилизованных “некурящих” странах, жизненно заинтересованы в перспективном российском рынке (курят 70% трудоспособных мужчин), обреченно констатируют “Известия”. Недаром за последние 10 лет крупные западные компании вложили 2,5 млрд долларов в российское табачное производство.

“Коммерсант” делает краткий экскурс в развитие табачного рынка.

За последние пять лет производство основных международных марок перенесено в Россию. Marlboro, Parliament, L&M и Bond сейчас выпускают фабрики “Краснодартабакпром” и “Филип-Моррис Ижора”; Camel”, Winston и Salem – на фабрике “Петро”. Руководство BAT развернуло производство сигарет Pall Mall в Саратове, а на “Яве” – Lucky Strike. (Все это помимо популярных отечественных марок – от “Золотой Явы” до “Космоса”.)

Стремится не отстать и Imperial Tobacco. Компания начала долгосрочную инвестиционную программу с открытия постпредства в Москве и рекламы новой торговой марки “Мужик” – крепких сигарет для настоящих мужчин, которые будут производиться в России из 100% импортного сырья.

Фактически из основных сигаретных брэндов лишь два – Kent и Davidoff – поступают к нам из-за границы.

Табачная индустрия – она из немногих в России, где отечественное производство преобладает над импортным. Доля ввозимых сигарет уменьшается с каждым годом. По данным “Бизнес Аналитики”, папиросы и сигареты без фильтра занимают до сих пор почти 50% в общероссийском выпуске табака. Но не “Прима” с “Беломором” сдерживают импортный поток, а продукция “обрусевших” западных производителей. Импортируются в основном сигариллы или дорогие марки сигарет, доля которых ничтожно мала.

Другое дело – сырье! В сырьевом сегменте Россия находится в полной зависимости от импорта. Реально на нашей территории выращивается только 1000 т табачного сырья в год вместо необходимых 360000 т.(!)

“Финансовые Известия” приводят эти впечатляющие данные по импорту и дают следующий прогноз:

Излишек табачной продукции на рынке достиг критических величин. Снизить давление можно только за счет сокращения количества производителей. ТНК – крупнейшие инвесторы – под это сокращение не попадут, а наоборот, расширят свое присутствие на российском рынке. В этом году они начали реформу сбытовых сетей. Одни сокращают количество дилеров, другие полностью отказываются от независимых оптовиков. Российские оптовики считают, что табачная торговля осталась единственным сектором рынка, который контролирует национальный капитал. Именно в торговле следует ожидать их решающей схватки с российскими отделениями западных табачных концернов.

Эту интригующую тему вкупе с еще более запутанной проблемой акцизов героически стремится раскрыть в своих “Табачных хрониках” обозреватель “Коммерсанта” Д.Добров.

Он делает вывод, что нынешний расклад сил на рынке разительно отличается от того, что наблюдался в конце прошлого года.

Одна группа компаний (Philip Morris, BAT, Reemtsma, LD, “Донтабак”) максимально сократила число дистрибуторов, сделав выбор в пользу крупных компаний. Более того, PM и BAT договорились со своими российскими партнерами, чтобы те отказались от реализации сигарет конкурентов. Таким образом , эти компании могут спокойно проводить свою ценовую политику и планировать свою работу в регионах. И они не собираются менять свою систему сбыта.

Вторая группа (представленная в первую очередь JTI и “Балканской звездой”) по-прежнему предпочитает работать с большим количеством дилерских компаний, каждая из которых специализируется на конкретном регионе.

Кто из производителей прав, станет ясно уже в середине следующего года. Мелкие фабрики постепенно сдают позиции и рынок переходит фактически под 100-процентный контроль восьми основных производителей, из которых пять ТКН и три отечественных. Именно между ними развернется основная борьба за сферы влияния.

Похожая ситуация и с системой акцизов, по поводу изменения которой сейчас идут консультации в Думе и правительстве.

В основу нынешней специфической системы взимания акцизов, принятой в 1997 г. и устанавливающей три акцизные ставки, были заложены ГОСТы аж 70-80-х годов. Но получилось так, что сейчас она больше всего устраивает отнюдь не изготовителей “Примы”.

Никто из западных производителей, успевших вложить в нашу страну сотни миллионов и чутко следивших за соблюдением своих прав, выступать против специфических ставок и деления на классы в рамках ГОСТа не стал. Наоборот, ТНК подогнали под отечественный ГОСТ свои международные марки, что стало давать существенную экономию на акцизе. В результате сейчас 95% всех сигарет, поступающих на рынок, облагаются всего двумя ставками – 10 руб. за сотню для сигарет без фильтра и 35 руб. для сигарет с фильтром. И практически не применяется ставка 55%, установленная для импортных и лицензионных марок.

Естественно, фактический переход на две ставки устраивает производителей сигарет типа “Мальборо”, но вызывает недовольство тех компаний, которые сильны в низшем и среднем ценовом сегменте рынка. И в первую очередь трех самых крупных российских производителей “Донтабак”, “Балканская звезда”, “Нево-табак” , а также примкнувшей к ним компании ВАТ.

Обиженные табачники начали действовать, в результате чего на обсуждение была вынесена идея кардинальных изменений в системе акцизов и введения так называемого смешанного акциза. Взвешивать аргументы обеих сторон предстоит депутатам и правительству, которое твердо решило с января 2003 года кардинально увеличить размер акциза на табачную продукцию.

А пока предложение МНС о повышении табачных акцизов на 15-20% не находит поддержки у депутатов, которые подсчитали, что доля налогов в цене пачки сигарет с учетом НДС, налога с продаж и пр. и так составляет около 40%.

При том, что в развитых европейских странах эта доля доходит до 80%.

В российском “налоговом раю” ТНК начинают получать уже и прибыль на свои инвестиции.

Журнал “Компания” отмечает, что “Philip Morris-Ижора” стала первой табачной фабрикой с иностранным капиталом, принесшей дивиденды своим акционерам. Конкурирующие ТНК пока вкладывают всю прибыль в развитие производства и дистрибуции.

Кроме того, компания Philip Morris, которая в 2002 г готовится сменить свое “закапанное никотином” название на Altria, постоянно подает примеры спонсорской и благотворительной деятельности в России, финансируя различные культурные акции и талантливых студентов, как , впрочем, и другие ТНК.

А вот отечественные компании мало пока мало уделяют внимания корпоративной рекламе и пиару, отмечает “Известия”. Но в условиях конкуренции с ТНК у них постепенно вызревает понимание необходимости такой деятельности и формирования благоприятного имиджа компании.

Разве не конкуренция подвигла компанию “Донтабак” сделать приоритетным направлением производство сигарет высшего качества на основе смесей американ бленд? Особая гордость компании – соответствующие мировым стандартам сигареты с уникальным биофильтром, представленные семейством “21 век”, сообщает “Коммерсант”.

Так что ТНК в своей деятельности в России хоть и делают ставку на “Мужика”, но с постоянной оглядкой на ВОЗ и прочие Минздравы. И приучают к цивилизации местных аборигенов-конкурентов.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ