Центризбирком пересчитает кандидатов

0
42

Пять или четыре? – этот вопрос будет мучить политгадателей до 27 января. Именно в этот день ЦИК обязан принять решение о регистрации или отказе в ней кандидатам Дмитрию Медведеву, Михаилу Касьянову и Андрею Богданчикову. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов и лидер ЛДПР Владимир Жириновский были официально зарегистрированы Центризбиркомом еще в конце 2007 года.

Сомнений по поводу регистрации Дмитрия Медведева ни у кого не возникает. Если еще в ноябре-начале декабря, как сообщают «РИА «Новости», Медведев по социологическим опросам слегка отставал от лидеров второго эшелона — Зюганова и Жириновского, то в конце декабря он их обошел. А в начале января (результаты первого опроса, который проводился после поддержки его кандидатуры Путиным) его рейтинг взлетел в пять раз. Медведев вырвался в безоговорочные лидеры — 46 процентов против 7-ми у Жириновского и 6-ти у Зюганова. Осталось набрать всего 5 процентов, чтобы выборы завершились уже в первом туре.

«КоммерсантЪ» приводит данные опроса аналитического «Левада-центра», социологи которого попытались выяснить, какие личные качества Дмитрия Медведева более всего привлекательны для простых граждан.

На конец декабря самых ценных качеств у Дмитрия Медведева оказалось два — его «близость Путину» и доверие, которым первый вице-премьер пользуется у действующего президента. Эти черты в личности преемника заметили 42 процентов граждан.

По мнению директора «Левада-центра» Льва Гудкова, на самом деле это означает, что «население не воспринимает Дмитрия Медведева как самостоятельного политика», преемник «не вышел из тени президента». По словам социолога, Дмитрий Медведев воспринимается как «добрый, заботливый начальник», который, став президентом, продолжит курс Путина в интересах «простых людей», в чем не сомневаются 81 процент граждан.

Если это мнение о преемнике у россиян не изменится в ближайшие полтора месяца, то «победа в первом туре выборов Медведеву гарантирована», считает Лев Гудков. Пошатнуть мнение о нем могла бы критика со стороны оппозиционных кандидатов, если бы она «распространялась не только в сети интернет, но через влиятельные в российском обществе телеканалы».

Но телевидение не спешат предоставить равное время всем участникам предвыборной гонки. Исследование информационно-аналитической системы «Медиалогия», проведенное по заказу «Ведомостей», показало, что за месяц с момента объявления четырьмя партиями Медведева кандидатом он упоминался в СМИ в четыре раза чаще, чем Жириновский и Зюганов.

Центральные телеканалы посвятили Медведеву 840 сюжетов, Жириновскому — 198, Зюганову — 167, самовыдвиженцам Андрею Богданову и Михаилу Касьянову — около 50.

Благоволят Дмитрию Медведеву и звезды. Астролог Павел Глоба провел пресс-конференцию, на которой, как сообщает «РИА «Новый регион», заявил: «Править страной Медведев будет два президентских срока – восемь лет. Но он не будет слабой и управляемой личностью. Первый вице-премьер рожден в год змеи, а змея хорошо умеет сбрасывать кожу и менять свой цвет. У Медведева есть шансы стать более жестким, прагматичным и менее управляемым. За это я могу ручаться».

В отсутствии звездного карт-бланша самовыдвиженцы Андрей Богданов и Михаил Касьянов вынуждены были собирать подписи в свою поддержку, по 2 млн. каждый. Такова процедура для кандидатов, выдвинутых не от политической партии, представленной в Госдуме.

По информации «Би-Би-Си» Касьянов передал в ЦИК 2 млн. 67 тыс. подписей граждан («Время новостей» упоминает, что подписи привезли на четырех «газелях», всего 138 коробок общим весом около двух тонн.), а Богданов — 2 млн. 100 тысяч (о весе его подписных листов газете ничего не известно). Член ЦИК Евгений Колюшин сообщил журналистам, что Богданов потратил на сбор подписей в 54 регионах России 811 тыс. рублей, а Касьянов израсходовал 4 млн. 700 тыс. рублей и вел сбор подписей в 77 субъектах Российской Федерации.

Теперь две бригады экспертов-графологов будут вести проверку подлинности представленных подписей.

«Работа будет адская, — мрачно заметил Колюшин «Российской газете», — работать будут в две смены, чтобы успеть, — на проверку у Центризбиркома десять дней».

«РИА «Новости» поделилось с читателями некоторыми размышлениями о фигуре лидера Демократической партии России Андрея Богданова. При общей численности избирателей 109 145 517, 2 миллиона подписей, необходимых собрать претенденту, — это чуть меньше двух процентов, рассуждает издание. Но на выборах 2 декабря в Госдуму ДПР получила всего 0,13 процента голосов, это 89 тысяч 780 человек.

По закону в политической партии должно состоять не менее 50 тысяч членов. Анализируя с этой точки зрения результаты голосования, «РИА «Новости» получило, что за вычетом 50 тысяч (сами партийцы) ее поддержали 39 780 человек: «Выходит, за этих «демократов» проголосовали не все их родственники, соседи, друзья, одноклассники и проч. То есть, лидер привел партию к оглушительному провалу. Зачем, в таком случае, партийцы выдвигают его в президенты?»

Ответ на этот вопрос есть у «Новой газеты» и экспертов «РИА «Выборы» и «Времени новостей».

«Поскольку в нынешнем Кремле привыкли к тройному запасу прочности, очевидно, что на роль подстраховочного спарринг-партнера был выбран «самовыдвиженец» Андрей Богданов», отмечает «НГ».

Политолог Алексей Макаркин в интервью «РИА «Выборы» называет Богданова «страховочным кандидатом», который никогда не откажется от выборов. Для выборов нужны, как минимум, две кандидатуры, и в случае, если остальные кандидаты откажутся от президентской гонки, останется г-н Богданов.

«В 2004 году таким кандидатом был спикер Совета Федерации Сергей Миронов, который поддерживал действующего президента. Сейчас таким кандидатом является Богданов», — напоминает политолог.

«Он будет чисто технической фигурой, страховкой от возможного шантажа со стороны Зюганова и Жириновского, которые могут пригрозить снятием своих кандидатур и тем самым сорвать выборы», — вторит ему первый заместитель гендиректора Центра политтехнологий Борис Макаренко («Время новостей»).

Наименьшие шансы быть зарегистрированным имеет Михаил Касьянов, уверена газета «РБК daily». Политолог Алексей Макаркин отмечает, что, с одной стороны, участия Касьянова хотел бы Запад: с точки зрения Запада отсутствие Касьянова – это отсутствие демократической альтернативы существующим кандидатам, Богданова Запад всерьез не воспринимает. С другой стороны, допустить Касьянова до выборов – значит дать ему трибуну, дать возможность выступать по телевидению, вести избирательную кампанию, мобилизовывать активистов на поддержку своих идей.

По мнению Макаркина, предоставление Касьянову значительных возможностей как кандидату в президенты проблемнее, чем позиция Запада.

«Независимая газета» считает, что идет подготовка общественного мнения к тому, что подписи, собранные Михаилом Касьяновым, фальшивые. Так, в Марий Эл открыто уголовное дело в отношении руководителя регионального предвыборного штаба Касьянова Рустама Абдуллина. Дело возбуждено по статье «фальсификация избирательных документов».

Как рассказал «КоммерсантЪ», руководитель регионального «касьяновского» штаба был задержан в минувшую субботу на йошкар-олинском железнодорожном вокзале при попытке доставить 50 тыс. подписей в Москву.

Рустам Абдуллин в разговоре с «Новыми известиями» обвинения в свой адрес опроверг. «Я считаю, что это политическое дело, — сказал он. — В данный момент готовятся жалобы на неправомерные действия сотрудников прокуратуры и ФСБ».

Политолог Георгий Чижов в интервью «Независимой газете» отмечает, что «проблема поддельных подписей не нова». Г-н Чижов, имеющий большой опыт проведения избирательных кампаний в регионах, подчеркивает, что подписи можно собрать двумя способами: или, имея мощную партийную структуру — скажем, как «Единая Россия» или КПРФ, или коммерческим способом.

При этом политологи сильно сомневаются в наличии «мощной партийной структуры» у РНДС Михаила Касьянова, пишет «НГ». Один из основных аргументов — что эта организация так и не была зарегистрирована как партия. А потому, по мнению газеты, собрать подписи в свою поддержку кандидат Касьянов мог единственным — коммерческим способом.

Как правило, каждая подпись избирателя обходится кандидату от 30 до 50 руб., сообщает «НГ». А с учетом всех накладных расходов, по подсчетам политтехнологов, нужно потратить никак не меньше 120-140 млн. руб. Но именно этот способ и вливание таких значительных сумм как раз и является практически «гарантией» того, что далеко не все подписи окажутся «качественными».

«У политтехнологов, работающих «в поле», очень велик соблазн «сэкономить», — продолжает Чижов. — Например, не нанимать сборщиков, чтобы те ходили по домам, а купить базу данных жителей города с адресами и паспортными данными и перенести ее в подписные листы».

По словам советника Михаила Касьянова Елены Дикун, их штабом «на подписи» потрачено всего 5 млн. руб. — то есть в среднем по 2 руб. за подпись, причем если не учитывать никаких накладных расходов. Политологи называют эту цифру «категорически далекой от реальности».

Такую же точку зрения высказал «НГ» координатор думской фракции КПРФ Сергей Решульский.

«Два миллиона — это примерно каждый пятидесятый избиратель, то есть касьяновские сборщики должны были стоять по всей стране, однако лично я никогда и нигде их не видел, да и не слышал ни от кого из своих коллег, что они их видели», — отметил Решульский. Видел ли он сборщиков Богданова, остается загадкой.

В свою очередь гендиректор компании РR-3000 Станислав Радкевич уверил «Ведомости», что команда Касьянова финансово достаточно хорошо обеспечена, чтобы провести сбор подписей, не прибегая к подделке. Правда, отметил, что в любой команде могут оказаться провокаторы, которые нанимаются специально для того, чтобы их поймали на подделке.

Заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский считает, что участие Михаила Касьянова в президентских выборах не вписывается в технологию предвыборной кампании преемника. «Кампания с Касьяновым и без него — две разные вещи с точки зрения содержательной структуры, — рассказал он «Независимой газете». — Сейчас Медведев имеет возможность оптимально позиционироваться перед максимально широким электоратом. Он выступает как наиболее праволиберальный кандидат, одновременно представляя свою программу как социально ориентированную».

По словам эксперта, если в кампании примет участие Касьянов, сразу появляется образ врага. «Политическая задача этих выборов — чтобы граждане не просто проголосовали за Медведева, но и поддержали планируемую программу реформ. Медведев должен выглядеть консолидирующей фигурой, и вносить в его кампанию элемент образа врага технологически и политически не совсем правильно», — считает Бадовский.

С г-ном Бадовским не согласен первый заместитель гендиректора Центра политтехнологий Борис Макаренко. «Слепить из Касьянова образ врага, как это было сделано с СПС в думскую кампанию, сложнее, ведь он был премьером весь первый срок президентства Путина. Для власти это обоюдоострая вещь», — сказал он в интервью «Времени новостей».

Эксперты отмечают, что помочь в регистрации Михаилу Касьянову может своеобразное чувство юмора Кремля.

Как рассказал «Новым известиям» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, «у меня такое впечатление, что Кремль решил Касьянова зарегистрировать и в качестве шутки приписать ему 2 процента». Политолог имеет в виду прозвище Касьянова Миша Два Процента, которое тот получил, когда работал с государственными и коммерческими долгами России и якобы брал с заинтересованной стороны два процента от общей суммы подписанного документа.

Политумельцам «ничего не стоит со злорадным иезуитством изобразить Касьянову те самые прилепившиеся к нему 2 процента, даже если он наберет 5 процентных пунктов или ноль. Мелочь — а кому-то будет приятно…», — согласен политический обозреватель «РИА «Новости» Андрей Колесников.

«РБК daily» напоминает, что у этой президентской кампании будет самая короткая скамейка кандидатов. В президентской кампании 2000 года участвовали 11 кандидатов, в 2004 году – шесть.

А в 2008-м? Пять? Четыре? Или, может быть, три?

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ