Предвыборная кампания: низкий старт

0:00
0

По оценкам большинства экспертов, опрошенных Новыми известиями, в этом году думская избирательная кампания побьет все финансовые рекорды. Каждая партия только официально может потратить свыше миллиарда рублей. При этом, несмотря на попытки ЦИК сделать выборы более прозрачными, политики все равно будут применять серые схемы финансирования в обход Минюста.

“Нынешние выборы будут, несомненно, дороже, ведь партий власти стало две. И расходы просто увеличатся в два раза”, – сообщил НИ гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

Новые известия также отмечают, что реальные бюджеты партий в 3-4 раза выше зафиксированных в отчетах, поданных в Минюст. По мнению президента Института национальной стратегии Станислава Белковского, в ходе этой выборной кампании основной объем финансирования будет теневым, а деньги будут тратиться в огромных объемах и, разумеется, вне рамок избирательного фонда.

Среди источников финансирования эксперты называют и традиционные “торги” проходными местами в парламент. При этом расценки на места в Госдуму в данном политическом сезоне побили все рекорды. Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин сообщил НИ, что проходные места в партийных списках продаются от 3 до 7-10 млн. евро. Похожие цифры называет НИ и Станислав Белковский: в “Единой России” они уже доходят до 10 млн. долларов, в КПРФ – 5 млн. долларов.

Не останутся в стороне от финансирования партий и госкомпании. Однако, по мнению Алексея Мухина, особенностью этих выборов является то, что “Газпром” через родственные фирмы поддерживает только одну партию – “Единую Россию”, хотя раньше он распределял свою помощь равномерно. “А вот главным спонсором “Справедливой России” является “Роснефть”. Через аффилированных лиц, конечно”, – убежден г-н Мухин.

Ведомости отмечают, что ЦИК готовит масштабную кампанию по рекламированию декабрьских выборов. Медиаплан насыщенный: 32 рекламных ролика (каждый должен появляться на федеральных каналах не реже раза в неделю), многосерийный документальный фильм о выборах, серия информационо-разъяснительных программ, тематические теле- и радиовикторины, публикации в печатных СМИ.

Один из роликов, призванных сделать из россиянина ответственного избирателя, выглядит так: маленькая гирька опускается на чашу колеблющихся весов, равновесие нарушается, а диктор за кадром убеждает зрителя в том, что его голос может стать решающим. Будут и ролики, соблазняющие вкладчиков: “Только до 2 декабря вы можете сделать свой вклад в будущее”. Для любителей спорта выйдет ролик с эмблемой Олимпиады в Сочи: “Они сделали свой выбор, теперь выбор за вами”.

В итоге ролики могут привлечь до трех процентов избирателей дополнительно, прогнозирует член ЦИК с совещательным голосом от “Единой России” Сергей Костенко.

Хотя порог явки отменен, глава Центризбиркома Владимир Чуров не раз заявлял, что рассчитывает на явку в 60-65 процентов (на парламентских выборах 2003 года она составила 56 процентов), пишут Ведомости. Тем не менее, согласно майским данным ВЦИОМ, четверть россиян вообще не знает о грядущих выборах. Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров уверен, что в сентябре, когда на головы избирателей обрушится “информационный вал”, опросы покажут быстрый рост информированности избирателей. Сейчас ЦИК с помощью социологов выясняет, какие группы избирателей наименее информированы, и с учетом этих данных планирует информационную политику.

Набрать большее число голосов на предстоящих выборах партиям помогут патриотические установки в их предвыборных программах. К такому выводу пришли специалисты Российской академии госслужбы при президенте РФ, опубликовавшие результаты исследований предвыборных настроений россиян.

КоммерсантЪ приводит данные опроса РАГС, согласно которым в пятерку самых популярных партий попали “Единая Россия” (31,4 процента), КПРФ (10,2 процента), “Справедливая Россия” (6,9 процента), ЛДПР (5,2 процента) и “Патриоты России” (5,1 процента).

Неожиданный успех “патриотов” в РАГС объясняют тем, что “в последнее время наметился процесс формирования интегрирующих российское общество ценностей”, главными из которых академики назвали “общенациональный патриотизм и укрепление российской государственности”. Как констатировали в РАГС, в обществе складывается “массовый интерес к патриотическим идеям, лозунгам и действиям”, поэтому академия довела до сведения собравшихся на выборы-2007 партий, что “убедительная артикуляция этого интереса в предвыборной борьбе является одним из наиболее эффективных способов завоевания симпатий избирателей”.

Доверие избирателей партии также могут завоевать, убедив их в честности и бескорыстности своих кандидатов. Согласно данным ВЦИОМ, половина россиян предпочитают эти качества компетентности и образованности политиков (5-6 процентов).

Из-за представления россиян, что политикой занимаются люди корыстолюбивые, партии стремятся привлекать в свои ряды авторитетных людей из других сфер – спортсменов, артистов, докторов, чтобы использовать моральный ресурс незапятнанных людей, рассказал Ведомостям гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Социологи “Левада-центра” составили предвыборные рейтинги от обратного, померив степень неприятия партий избирателями. По данным Ведомостей, социологи спрашивали: за какую партию не проголосуете ни при каких обстоятельствах? Наибольшее неприятие вызывают ЛДПР (32,8 процента) и КПРФ (25,7 процента). “Медведи” антипатичны 9,9 процента опрошенных, а эсеры – 3 процентам.

Низкий антирейтинг “Справедливой России” объясняется ее недостаточной известностью, говорит замдиректора “Левада-центра” Алексей Гражданкин. “Идеи эсеров общество замечает, их авторов – нет”, – добавляет гендиректор Центра политконъюнктуры Михаил Виноградов.

Если “Справедливая Россия” проведет хорошую кампанию и убедит колеблющихся, партия сможет бороться с коммунистами за второе место, рассуждает гендиректор Центра политтехнологий Игорь Бунин, хотя преимущество КПРФ и ЛДПР – устойчивый электорат. Пока эсерам не хватает ярких лидеров и реальных дел, сомневается в успехе их кампании г-н Гражданкин.

К декабрьским выборам может опуститься рейтинг ЛДПР, прогнозируют эксперты. За голоса почитателей партии сейчас борется “Единая Россия”, что доказывает ее участие в патриотической мобилизации во время эстонских событий, предупреждает Виноградов.

Газета Новые известия публикует результаты опроса фонда “Общественное мнение”, сделанного на прошлой неделе. Они свидетельствуют о том, что освещение деятельности партий в регионах – явление сезонное, которое жители этих регионов замечают лишь в предвыборный период. Согласно опросу почти половина россиян (49 процентов) не видят в регионах никакой партийной деятельности. Только 21 процент респондентов все-таки заметили действия широко рекламируемой “Единой России”, про все же другие партии вспомнили только 4 процента жителей.

Руководитель Независимого института выборов Александр Иванченко объясняет это тем, что партии собственной рекламой занимаются только эпизодически, два-три месяца во время избирательной кампании.

Советник президента ФОМ Вероника Перевезенцева также считает, что причина “неузнаваемости” партий в том, что еще не стартовала политическая кампания. Да, политики ездят в регионы, но эта деятельность не так широко освещается.

Интересно, что только 29 процентов участников опроса заявили, что они являются сторонниками какой-либо из партий. Тогда как две трети (64 процента) не относят себя к сторонникам ни одной из них.

Если обратиться к президентским рейтингам, интересен опрос ВЦИОМа, который включил в число возможных кандидатов Владимира Путина. Не удивительно, что он получил наибольшее число голосов – 64 процента. Исследование показало, что единственным оппозиционным кандидатом, способным составить ему конкуренцию, является лидер КПРФ Геннадий Зюганов (Зюганов, Иванов и Медведев получили бы одинаковое (по 3 процента) количество голосов). По мнению Независимой газеты, включение Путина в список кандидатов выглядит уловкой, скрывающей расклад сил до объявления официального преемника. Тем не менее, факт остается фактом: если учесть, что Зюганову приходится только мечтать о том количестве эфира, который приходится на долю Медведева или Иванова, его даже можно назвать фаворитом президентской гонки, констатирует НГ. Косвенно об этом свидетельствуют и данные фонда “Общественное мнение” – в конце июня рейтинг Зюганова был выше рейтинга Медведева и Иванова.

Уверенное положение лидера Компартии в первую очередь связывается с тем, что в преддверии выборов левое поле было зачищено от популярных политических фигур, таких как Дмитрий Рогозин или Сергей Глазьев.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает Зюганова серьезным конкурентом будущего преемника и подчеркивает, что шансы вождя КПРФ будут особенно высоки, если Кремль вдруг захочет поиграть в игру под названием “Конкурентные выборы” и преемников в избирательном списке будет несколько.

Структура рейтинга должна измениться после того, как Путин окончательно откажется баллотироваться в президенты. “Как только Путин уйдет, его соратники тут же получат высокий электоральный рейтинг”, – считает Федоров.

Тем временем потенциальные преемники Медведев и Иванов ищут новые “точки опоры”. Экономический обозреватель телекомпании “Рен-ТВ” Александр Бирман в журнале Секрет фирмы говорит о намечающемся альянсе Дмитрия Медведева с заместителем главы президентской администрации Игорем Сечиным, доказательством чему служит пример разрешения коллизии вокруг Ковыкты. С другой стороны, отказ Сергея Иванова от поста председателя совета директоров во вновь создаваемой Объединенной судостроительной корпорации в пользу министра обороны Анатолия Сердюкова наводит его на мысль о сближении вице-премьера со своим однофамильцем, влиятельным президентским помощником Виктором Ивановым. Он отмечает, что последний является покровителем Анатолия Сердюкова. Ранее между однофамильцами нередко возникали конфликты из-за наиболее дееспособных предприятий ВПК. “Но, видимо, сейчас наступает время для примирения и взаимных уступок. По некоторым данным, в число опекаемых Виктором Ивановым бизнесменов входит владелец “Нафта-Москвы” Сулейман Керимов, являющийся, как известно, крупным акционером Сбербанка и “Газпрома”. Для реализации президентских амбиций Сергея Иванова опосредованный доступ к таким активам значит гораздо больше, нежели тотальный контроль над всем отечественным ВПК”, – делает вывод Александр Бирман.

Согласно ежеквартальному докладу “Ренессанс групп” (сайт Газета.ру), первый вице-премьер Сергей Иванов в последние полгода стремительно догонял Дмитрия Медведева и теперь обогнал его. Россияне считают, что Иванов предпочтительнее Медведева по целому ряду показателей, и уверены, что именно на него сделает ставку Владимир Путин. Если в прошлом квартале лишь 20 процентов россиян были уверены, что Путин выберет преемником экс-министра обороны, то теперь таковых уже 30 процентов. Медведев отстает – у него лишь 28 процентов. Респонденты считают, что именно Иванов лучше справится с внешнеполитическими проблемами и коррупцией в стране. Но авторы доклада призывают не спешить с выводами: по мнению россиян, Медведев эффективнее в наиболее волнующей их теме – социальной и экономической сфере. Он сможет решить экономические проблемы с точки зрения 7 процентов, тогда как Иванову доверяют в этом лишь 5 процентов. А именно экономика, по мнению исследовательского центра “Ренессанс групп”, пока выглядит основной темой предстоящей кампании. “Иванову еще многое предстоит сделать, чтобы стать очевидным преемником”, – уверен главный стратег и глава аналитического управления “Ренессанс Капитала” Роланд Нэш.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ