Судьба ТВ-6: битва за свободу слова на фоне спортивной хроники

0
18

Повышенный интерес, сохраняющийся у прессы к истории с ТВ-6 (причем на информационно насыщенном фоне — экономические проблемы, продолжающееся падение цен на нефть, неблагополучие в Чечне, в очередной раз не складывающиеся отношения с Западом и т.д.), — свидетельство того, что общество воспринимает этот сюжет как знаковый. Упорство, с которым «секира фараона» продолжает гнаться за командой Киселева, несомненно, впечатляет и отечественных, и западных либералов. В особенности, конечно, отечественных.

«На общество наползает волна страха», — пишет Общая газета.

Власть своими последними действиями дает для этого немало поводов, но, может быть, главный из них — анонимность преследователей. Когда в отставку был отправлен Николай Аксененко, было заметно, пишет газета, что причина немилости остается для него загадкой. Никто не сомневался, что дело вовсе не в финансовых злоупотреблениях, которые инкриминируются всесильному главе МПС. Вопросов было множество: кто инициировал отставку — сам Путин или Степашин, не забывший старых обид? Ограничится ли дело увольнением от должности или последует арест? Ясно было одно: «если пал Аксененко, которого хотел отстоять сам премьер, пасть может любой».

Примерно так же, по мнению газеты, оценивается и история с ТВ-6: «Если тебя решено уничтожить, не поможет никто и ничто — ни адвокаты, ни зарубежные покровители, ни апелляция Киселева к «национальным интересам».

Тем более, параллельно против журналистов действует и ФСБ. Опять же, мало кто верит, что Пасько и Данилов и впрямь наказаны за передачу «иностранным резидентам» секретных материалов, но все ученые и журналисты стремятся теперь быть в своих действиях поосторожнее. Правда, чего именно следует остерегаться, никто не понимает: «Очевидно, что, если захотят, все равно осудят».

Газета задается вопросом: откуда этот страх? Ведь и при Ельцине были и отставки, и аресты крупных чиновников и бизнесменов, однако никакого мистического трепета они не вызывали.

По мнению ОГ, разница в том, что в ельцинские времена и власть, и общество верили, что власть нуждается в общественной поддержке — то есть зависима от общества. Теперь же к власти пришло осознание ее абсолютной «безальтернативности» и самодостаточности. Неудивительно, что в такой ситуации верховному властителю нет нужды кого-то лично травить. Достаточно лишь продемонстрировать свое неудовольствие — нужный эффект будет достигнут как бы сам собой.

С точки зрения «Еженедельного журнала», атака ЛУКОЙЛа на ТВ-6, начавшаяся еще прошлой весной, после назначения Евгения Киселева гендиректором канала, была акцией вполне самостоятельной. Более того, агрессивные действия нефтяников стали для Кремля неожиданностью.

Мотивы называют разные. По одним данным, нефтяные короли вознамерились доказать Путину, что им по силам задача, которую не сумели решить «штатные кремлевские технологи», а именно: ликвидация последнего федерального канала, неподконтрольного Кремлю. По другой версии, всему виной старые претензии Вагита Алекперова к Борису Березовскому.

Важнее то, что инициатива, по данным Еженедельного журнала, принадлежала ЛУКОЙЛу, а окружение президента лишь наблюдало за процессом, не вмешиваясь.

Спохватились лишь накануне европейского турне Путина, когда стало ясно, что решения Высшего арбитражного суда о ликвидации ТВ-6 не избежать — в самый неудобный для Кремля момент.

Тогда было сделано все возможное для исправления ситуации, включая появление на телеэкранах Бориса Ельцина, заявившего о необходимости сохранить шестой канал. Однако, как пишет Еженедельный журнал, в ЛУКОЙЛе всей этой суеты попросту не заметили. Оказалось, что президентское окружение, пустившее процесс на самотек, не в состоянии одернуть заигравшихся интриганов.

Журнал убежден, что никакой единой схемы действий, подчиненной демонической «верховной воле», не было: «Была, как это стало привычным в последнее время, борьба различных группировок, каждая из которых преследовала свою цель». Причем на этот раз к традиционным игрокам — «старомосковским» и «новопитерским» прибавились еще и нефтяники.

В любом случае, по мнению журнала, исход сражений вокруг ТВ-6 может стать для Путина серьезным поводом для размышлений: «Пока еще можно считать, что нефтяные капитаны действуют в его, президента, интересах, пусть иной раз превратно понятых и по-своему истолкованных». Однако вполне может сложиться ситуация, когда интересы «олигархов» могут не совпасть с интересами власти — и тогда у последней возможны серьезные проблемы.

В этом смысле, пишет журнал, итог ликвидации ТВ-6 можно сформулировать следующим образом: «двухлетняя кампания по «равноудалению» олигархов завершилась «равноприближением» к власти нового поколения магнатов».

С точки зрения газеты Время новостей, прекращение работы ТВ-6 обозначило конец так называемого «олигархического телевидения».

Для предпринимателей, в начале 90-х годов вложивших деньги в частное телевидение, эти инвестиции оказались максимально прибыльными: «частные телекомпании превратили обычных, пусть и состоятельных бизнесменов в настоящих олигархов — вершителей судеб страны».

Это их (и частные телекомпании, и олигархов) в конечном итоге и погубило: как только власть оценила возможности телевидения в новых условиях, судьба частных каналов была решена. Решение вопроса об их юридической принадлежности перешло в область аппаратной, финансовой и судебной техники. «Власть, однажды убедившись, насколько увесистой может быть теледубинка, больше никому ее отдавать не собирается. Разве что в очень временное пользование».

Руководитель Фонда эффективной политики и главный кремлевский политолог Глеб Павловский на вопрос Независимой газеты о возможном завершении конфликта вокруг ТВ-6 ответил: «Мне трудно представить финал ситуации с ТВ-6, потому что сегодня никто не управляет этим процессом. История стала полностью политической».

Если власть сумеет справиться с ситуацией, есть надежда на возвращение на шестую кнопку прежней команды, считает Павловский. Однако есть опасение, что дело слишком запущено.

«Это наглядный образец хулиганства бизнеса за счет президентского рейтинга», — заявил директор ФЭП. Он, впрочем, добавил, что речь идет исключительно об «азиатски ориентированном бизнесе, который в принципе не заинтересован в европейской ориентации России, поэтому склонен наносить ей ущерб».

Павловский убежден в бесперспективности идеи Бориса Немцова об ограничении размеров пакета акций для одного инвестора двадцатью пятью процентами. «Мы только что видели, — заметил глава ФЭП, — как ЛУКОЙЛ, у которого было гораздо меньше 25% акций ТВ-6, устроил настоящий политический погром, а также погром президентской власти». Нет сомнений, что такие «олигархические судороги», как в истории с ТВ-6, формальным ограничением процентов прекратить вряд ли удастся.

Большинство экспертов, к которым обратилась Независимая газета, считают, что пока у команды Киселева немного шансов вернуться на шестую кнопку.

Как заметил глава Фонда политических исследований и консалтинга Андрей Федоров, в нынешнем виде эту команду, по-видимому, до эфира не допустят, «тем более, что она, судя по всему, менять свои взгляды не намерена». Вернуться на шестой канал журналисты могут только при одном условии — «моральной капитуляции».

С Андреем Федоровым согласен другой Федоров — Валерий, глава Центра политической конъюнктуры. По его мнению, реальность сохранения команды Киселева на «шестой кнопке» — примерно 50%. Чтобы вернуться, журналистам «необходимо определиться в своих симпатиях: или вы хотите работать, или вы дружите с Березовским».

Известный политолог Игорь Бунин (Центр политических технологий) отмечает высокий профессионализм и устойчивый рейтинг киселевской команды — по этой причине «телевизионный истеблишмент на их стороне». Однако для того, чтобы получить право на шестой канал, Киселеву неизбежно придется «четко дистанцироваться от Березовского и Гусинского. В противном случае сопротивление власти будет сильнее, чем мнение телевизионной элиты.

Любопытна эта подборка мнений в НГ: с одной стороны, судя по заявлению Глеба Павловского, власть о разгроме ТВ-6, что называется, ни сном ни духом: все дело в «разбушевавшемся» ЛУКОЙЛе. С другой — чтобы вернуться на свою кнопку, журналистам все-таки следует отказаться от контактов с Березовским, иначе власть будет против.

Как пишут Известия, позиция журналистов ТВ-6 по отношению к Березовскому вполне понятна: они «чувствуют себя по-человечески обязанными олигарху-изгою». Он дал им работу после ухода с НТВ, «исправно до последнего момента платил жалованье и даже обещал подарить в собственность коллектива акции канала».

Впрочем, замечают Известия, последнее — один из любимых трюков Бориса Абрамовича: «Как у хозяина Каштанки, всегда нетрезвого столяра. Тот давал «таксу» заглотать еду на ниточке и затем тянул назад. Этот фокус рассудительный олигарх проделал с ОРТ. Теперь почти то же самое — с журналистами ТВ-6″.

Тем не менее, сегодня Березовскому есть чем гордиться, замечают Известия: он борец за гражданские права россиян — за свободу слова, за гарантированное Конституцией право собственности, и, следовательно, за торжество Закона.

«Как странно повернулась жизнь, — с некоторым надрывом восклицают Известия, — что такой человек, как Березовский, претендует быть знаменем либерализма, что на него с надеждой и упованием смотрят диссиденты, шестидесятники, комплексующие политики демократического направления, свободолюбивые журналисты».

Вообще же, как заметила газета, 22-е января — «роковая ночь для России. То вождь умирает, то канал закрывают».

Правда, на этот раз, в связи со скандалом вокруг ТВ-6 о кончине вождя мирового пролетариата и не вспомнили. А зря: с точки зрения Известий, у Бориса Абрамовича немало общего с Владимиром Ильичом: «Тот же лоб мыслителя. Та же харизма. Та же фанатическая убежденность в своей правоте. Такая же надежда на поражение собственного правительства в империалистической войне. И методы те же самые: СМИ плюс партия. Или наоборот — партия плюс СМИ». Психологически, как считают Известия, Березовский вполне вошел в роль Ильича.

С партией у Березовского может и получиться. По мнению еженедельника Аргументы и факты, общее мнение, что «Либеральная Россия», созданная по инициативе беглого олигарха и состоящая из «раскольников из СПС», политических перспектив не имеет, может оказаться ошибочным.

По самым скромным оценкам, поясняет еженедельник, капиталы Березовского, полученные от продажи «Сибнефти», ОРТ, «Аэрофлота», составляют не менее 1 млрд. долларов. Деньги эти, как стало известно АиФ, лежат на депозитных счетах, принося в качестве процентов до 50 млн долларов в год. «И половины этой суммы хватило бы для изменения политического ландшафта страны».

Далее идут предположения по поводу того, кто из политических долгожителей согласился бы на выгодный альянс с богатой, но «беспородной» «Либеральной Россией. По мнению АиФ, на подобный шаг может решиться «Яблоко». Рейтинг партии устойчив — неизменные 6%. С финансированием значительно хуже. И потому, как считает АиФ, не исключено, что лидер «Яблока может решиться на неафишируемый союз с беглым олигархом: деньги Явлинскому нужны сегодня как никогда».

Впрочем, пока Березовскому, скорее всего не до партийного строительства: в России ему приготовили очередной сюрприз.

Как заметили на днях Известия, заявление директора ФСБ Николая Патрушева о якобы документально подтвержденных фактах финансирования Березовским чеченских боевиков фактически возвело легендарного олигарха в ранг «русского Бен Ладена». Известия даже вспомнили по этому поводу популярный ныне анекдот о том, как американцы поймали Бен Ладена, побрили — оказалось, Березовский.

Впрочем, доказать обвинения против олигарха будет весьма непросто. Как пояснила газета Ведомости, для этого необходимы свидетельства «прямой связи между переданными деньгами и последующими террористическими актами — например, в виде показаний непосредственных организаторов терактов». Понятно, что надежд на получение чистосердечного признания непойманных «непосредственных организаторов» немного. Как утверждают знающие люди, еще меньше у российских спецслужб шансов добиться экстрадиции беглеца.

Однако вполне возможно, что истинные цели этой акции уже достигнуты. Как известно, мятежный олигарх неоднократно обещал прессе в скором времени взорвать новую информационную бомбу — документально доказать причастность ФСБ к взрывам в Москве и Волгодонске осенью 1999 года. Теперь же, судя по всему, свои обвинения Березовский сможет выдвинуть лишь в новом качестве — обвиняемого по делу о финансировании чеченских боевиков.

Источники Ведомостей, близкие к ФСБ, утверждают, что история с обвинениями против Березовского — «шаг чисто политический», поскольку судебная перспектива дела сомнительна. Ясно, что, с одной стороны, власть не оставит опального магната в покое (как в свое время не оставляла в покое Гусинского — вплоть до отказа Испании выдать его российским властям).

С другой стороны, приняв на ТВ-6 команду Киселева, а затем сделав все, чтобы канал закрыли (по замечанию Ведомостей, «оборона компании в судах и вне их была крайне слабой»), Березовский приобрел на Западе завидный статус «диссидента и страдальца за свободу прессы». В точности такой, какой власть создала Гусинскому.

И пока будет тянуться дело об экстрадиции, предсказывают Ведомости, Березовскому «придется генерировать новости о том, как на родине его преследуют за убеждения». В этом смысле ТВ-6 уже отработанный материал, замечает газета. Правда, остаются другие СМИ, в первую очередь — Коммерсант и Независимая газета. И действительно, по Москве уже поползли слухи о закрытии Коммерсанта — при том, что никаких финансовых претензий к газете нет.

Ведомости, тем не менее, убеждены, что власти стоило бы оставить Березовского в покое — все равно его не выдадут: «Проще превратить его в неуловимого Джо из анекдота». (Очередная попытка сопоставить жизнь и приключения легендарного БАБа с российским фольклором).

Между тем газета Новые известия — еще одна из букета «березовских изданий» — не намерена, судя по всему, уступать Коммерсанту терновый венец оппозиционного издания.

Комментируя итоги истории с ТВ-6, газета расходится во мнениях с аналитиками, опасающимися очередного установления авторитаризма в России.

С одной стороны, газета признает, что вероятность «реинкарнации лубянского мракобесия» существует. В то же время, подчеркивают Новые известия, отключение ТВ-6 имело неприятный для власти побочный эффект: «Изощренное лицемерие первых лиц государства в сочетании с откровенным холуйством исполнителей составили экзотический коктейль, после которого затошнило изрядную часть нашего молчаливого электората».

Разумеется, на баррикады никто не вышел, и все же, как утверждают Новые известия, результат очевиден: невнятные до того «ощущения неудовлетворенности и сомнений» наконец-то оформились в сознании общества в «печальную уверенность», что у нынешней власти не хватает силенок для решения настоящих российских проблем. А потому она сосредоточилась на административной суете, которая сводится в конечном итоге к нелепым попыткам самоутверждения.

«Даже «эпохальные» президентские начинания (вроде ломки Совета Федерации, формирования федеральных округов и строительства вертикали власти) не могут считаться по-настоящему крупными и серьезными, — пишет газета, — поскольку недодуманы, не имеют практического продолжения, слишком скупы на отдачу».

К тому же стремление «подвести к руке всю страну», с точки зрения Новых известий, свидетельствует «прежде всего о слабости, крайней мнительности и неуверенности в себе».

Усилий Кремля, пишет газета, недостаточно для борьбы даже с «одним нестандартным олигархом»: правда, неприятель оттеснен за пределы страны «невероятным напряжением сил и ценой окончательной потери кремлевского «лица», однако не побежден и продолжает наносить «ощутимые удары по репутации власти».

На достижение этого более чем скромного результата, язвительно замечают Новые известия, ушла половина президентского срока Путина и потребовалась мобилизация всей мощи государственного аппарата.

Между тем, подводит итог газета, время работает против президента. Скорее всего, зачистка телеэфира и всего информационного поля будет продолжена, однако «каждый новый раунд в беспримерной битве руководителя ядерной державы Путина с одиноким Березовским неизбежным рикошетом будет добивать уже зашатавшийся президентский рейтинг».

Таким образом, «не царское» поведение власти в истории с ТВ-6, с точки зрения Новых известий, «подвело некую черту под общественными ожиданиями: в крупного государственного деятеля Путин уже не вырастет. Статья в Новых известия так и называется: «Маленький».

Как ни удивительно, но другое издание издательского дома «Коммерсант» — журнал Власть — признает неоднозначной роль в этой истории и самого Бориса Абрамовича Березовского.

Когда Березовский пригласил команду Киселева на свой канал, пишет Власть, стало ясно, что проблемы у ТВ-6 неизбежно возникнут: к этому моменту долги канала составляли $12 млн. Из них $8 млн ТВ-6 был должен Объединенному банку, полностью контролируемому Березовским. Здесь нельзя не вспомнить, что формальным основанием для ликвидации ТВ-6 по иску «ЛУКОЙЛ-Гаранта» как раз и стало то обстоятельство, что на протяжении нескольких лет долги компании превышали ее активы.

Далее Власть вспоминает историю с обещаниями подарить коллективу ТВ-6 весь свой пакет акций. Об этом своем намерении Березовский упомянул в интервью газете Коммерсант. Однако впоследствии он к этой теме не возвращался: как предполагает журнал, по-видимому, понял, что «журналисты могут просто отказаться от своего главного акционера и конфликт окажется разрешен без его участия».

Достаточно странно выглядит и история с отказом журналистов от лицензии на вещание.

14 января в интервью Газете, напоминает Власть, Березовский заявил, что он совсем не против получения права на вещание самими журналистами: «Для этого нужно только, чтобы акционер отказался от этой лицензии в вашу пользу. Меня, в принципе, такая постановка устраивает».

В тот же день исполнительный директор МНВК Павел Корчагин посылает в Минпечати письмо, в котором заявляет об отказе от лицензии и об образовании коллективом журналистов нового юридического лица — чтобы участвовать в конкурсе на шестую кнопку.

Однако уже 15-го января Березовский в интервью Коммерсанту заявил, что подобное решение — «в конечном счете, конечно, свидетельство слабости», которую, впрочем, трудно осуждать.

Тем не менее — осудил: 20-го января в программе «Намедни» Борис Абрамович прямо заявил о незаконности письма Корчагина.

Трудно отделаться от впечатления, пишет Власть, что Березовский все это время вел собственную сложную игру, результатом которой в конечном итоге могло стать только то, что и произошло: «отключение вещания ТВ-6».

Одним словом, как заметил еженедельник Московские новости, разобраться в истории с ТВ-6 непросто: «Может быть, время окончательных оценок еще не настало».

Тем не менее, как считает еженедельник, у большинства наблюдателей осталось ощущение несправедливости, совершенной и по отношению к журналистам, и — главное — по отношению к зрителям. «Ощущение превалирования политических и человеческих обид над национальными интересами, ощущение соблюдения буквы закона и умышленного пренебрежения его духом».

В этой ситуации, как считают Московские новости, трудно надеяться на то, что конкурс на частоту восстановит справедливость: «Слишком многочисленны признаки того, что несправедливость может быть продолжена».

Предотвратить ее, с точки зрения МН, не в состоянии ни власть, ни олигархи — только сами журналисты, добровольно отказавшись от участия в конкурсе. «Речь идет не о благородных жестах по отношению к коллегам и зрителям, а о возможности спасти репутацию всего телевизионного и журналистского сообщества».

Причем подобный шаг, особо предупреждают Московские новости, «не должен и не может рассматриваться как акт солидарности с владельцем ТВ-6 Борисом Березовским, тем более с его политическими заявлениями. Это акт солидарности с журналистами ТВ-6.

По мнению коллектива Московских новостей, сегодня существует угроза окончательной дискредитации журналистской профессии: «До тех пор, пока есть хоть малейшие сомнения в справедливом исходе конкурса на частоту ТВ-6, эта угроза сохраняется». Возможность отвести ее — в руках самих журналистов-телевизионщиков, убеждены Московские новости, опубликовавшие свое обращение к коллегам под заголовком «Не скупайте краденое».

Нет сомнений в том, что кипение страстей вокруг пострадавшего телеканала будет продолжаться. В том числе и на международном уровне.

Недавно «The New York Times» опубликовала свой вердикт по этому поводу: «Закрытие ТВ-6 должно показать журналистам всех уровней: критиковать Кремль вредно для бизнеса и еще более вредно для журналистики».

Далее влиятельная американская газета выдает рекомендации власти — своей, американской: «Президент Буш, подружившийся с Путиным, не должен стесняться обсуждать вопросы свободы слова с российским лидером. Ему определенно надо затронуть эту тему во время поездки в Москву нынешней весной».

Нет сомнений в том, что американский президент к своей прессе прислушивается…

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ