Украина готовит новый этап военного строительства на море

0
23

Вслед за радикальным реформированием МВД страны и упразднением ГАИ руководство Украины разрабатывает планы дальнейшего совершенствования силовых структур, в том числе и Вооруженных сил. Первым шагом здесь будут мероприятия, связанные с дальнейшим сокращением армии и флота. Уже начато расформирование эскадры разнородных сил Военно-морских сил Украины (ВМСУ), а ее командир контр-адмирал Игорь Тенюх подал в связи с этим в отставку. В своем рапорте Тенюх заявил, что не желает принимать участие в планомерном уничтожении Военно-морских сил. Как сообщают СМИ, командир эскадры был одним из первых высокопоставленных военных, поддержавших «оранжевую революцию» в ноябре-декабре 2004 г. 47-летний Тенюх — опытнейший офицер ВМС Украины. Он получил образование в Академии Вооруженных сил Украины и Академии ВМС США. Несколько лет занимался созданием эскадры разнородных сил — самого мощного соединения украинского флота. И вот теперь эскадра расформировывается. Что будет на ее месте, пока неизвестно. Планы по дальнейшему военному строительству на Украине только разрабатываются.

Надо заметить, что противоречия в этих планах имеются не только у руководства ВМСУ, но и между украинским Генштабом и Министерством обороны. Начальник Генштаба Вооруженных сил Украины Сергей Кириченко считает, что расформирование эскадры разнородных сил — правильный шаг. Украина не готовится стать мировой морской державой и намерена оставить в своем составе только прибрежные силы и корабли. В связи с этим не только будут сокращать численность кораблей ВМС, но и отказываются от ввода в строй новых мощных крейсеров, подлодок и т.п. Кириченко сообщил на днях, что позиция Генерального штаба в отношении ракетного крейсера «Украина» заключается том, чтобы внести на рассмотрение правительства проект распоряжения о приостановлении его строительства и реализации иностранному заказчику. В бюджете 2004 года Украина предусматривала незначительные средства на завершение строительства ракетного крейсера «Украина». Его техническая готовность составляла на тот момент в 96%. Потребность в средствах на достройку крейсера в полном объеме оценивается примерно в 150 млн гривен.

Строительство ракетного крейсера, в настоящее время носящего имя «Украина» (ранее «Адмирал Лобов»), началось на госпредприятии «Судостроительный завод имени 61-го коммунара» (Николаев) в 1984 году по заказу Военно-морского флота СССР. Когда корабль начинал строиться, его ориентировочная стоимость составляла около $600 млн.

В числе возможных покупателей крейсера фигурируют Россия, Китай и Индия. Сумма покупки — $300-400 млн. России, с одной стороны, целесообразно иметь такое судно, однако, она может построить аналогичный крейсер на своих верфях, скажем, в Санкт-Петербурге. Хотя сделка по покупке крейсера может быть выгодной, если она произойдет по схеме списания Украине части нефтегазового долга. Но пока такой сценарий не обсуждается. Минобороны Украины невыгодна такая схема продажи крейсера, поскольку ему нужны «живые» деньги, которые (почти треть нынешнего годового оборонного бюджета страны) можно было бы получить именно от продажи крейсера третьим странам.

Похоже, что пришедшие в Минобороны Украины реформаторы готовы распродать не только крейсера, но и получить выгоду от продажи единственной в составе ВМСУ подводной лодки. Хотя украинский Генштаб категорически против этого. Похоже, между начальником ГШ ВСУ Кириченко и министром обороны Анатолием Гриценко разгорается скандал. Кириченко считает, что подводная лодка нужна ВСУ для подготовки противолодочных сил по отработке задач отслеживания и уничтожения подводных лодок.

«Необходимо завершить ее ремонт и ввести лодку в боевой состав ВМС», — заявил он. Надо заметить, что единственная в ВМСУ субмарина для береговой обороны Украины «погоды не сделает». Во-первых, она стара. Во-вторых, до сих пор небоеготова.

Подводная лодка «Запорожье» (до 21 октября 1997 года — Б-435) была построена и спущена на воду 29 мая 1970 года. Раньше лодка входила в состав Северного флота, с 1990 г. находилась в составе Черноморского флота. В состав ВМС Украины вошла в 1997 году. В том же году, 1 августа, на «Запорожье» был поднят флаг украинских ВМС. С тех пор она ни разу не выходила в море. С 1997 года лодка находилась в доковом ремонте завода «Металлист» в Балаклаве. В начале февраля 2003 года лодка перебазирована из Балаклавской в Севастопольскую бухту для проведения ремонта узлов и механизмов. Надводное водоизмещение лодки составляет 1950 тонн, подводное -2500 т. Скорость хода в надводном положении — 16,4 узлов, в подводном -16 узлов. Длина корпуса — 91 метр. На вооружении находятся торпеды и мины.

Таким образом, ВМС Украины ждут значительные сокращения и преобразования. Подобные реформы ожидаются во всех Вооруженных силах страны. Этому было посвящено заседание коллегии Министерства обороны, которое прошло на прошлой неделе в Киеве с участием народных депутатов Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны. По окончании его стало известно, что Минобороны Украины намерено подготовить законопроект, которым будет утверждена численность Вооруженных сил страны на период до 2011 года. Она сократится с 260 тыс. до 145 тыс. человек, из которых 20 тыс. будут составлять гражданские служащие. Численность ВМСУ от этого количества составит около 15%, то есть примерно всего на две-три бригады охраны водного района Черного моря, Азова и границы по реке Дунай.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ