ЭКС-КОМАНДУЮЩИЙ СЕВЕРНЫМ ФЛОТОМ ОБЪЯВЛЕН ПРЕСТУПНИКОМ

0:00
0

Наконец-то закончился длящийся почти год процесс по делу, связанному с гибелью экипажа атомной подводной Северного флота К-159. 18 мая Северный флотский военный суд приговорил временно отстраненного от командования Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова, обвинявшегося в гибели экипажа АПЛ К-159, к 4 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в два года. Сучков признан виновным по статье 293, часть 2 Уголовного кодекса РФ (халатность, повлекшая гибель людей).

Как известно, К-159 затонула 30 августа 2003 года в Баренцевом море в трех милях к северо-западу от острова Кильдин. На лодке находился экипаж из 10 человек – один найден живым, остальные погибли. Лодка находилась в пункте базирования в населенном пункте Гремиха в ожидании утилизации. 28 августа была начата буксировка АПЛ на завод для проведения работ по выгрузке активной зоны ядерного реактора. Буксировка подлодки осуществлялась на четырех понтонах. В ночь на 30 августа в штормовых условиях произошел отрыв понтонов. Подводная лодка потеряла остойчивость и затонула.

По информации главной военной прокуратуры, сразу же после гибели АПЛ было заведено уголовное дело, а командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков был отстранен от должности. Судебный процесс по делу о гибели АПЛ К-159 начался 12 января. Материалы дела насчитывают 29 томов. Суд за это время допросил 103 человека, в том числе главнокомандующего ВМФ Владимира Куроедова, единственного из оставшихся в живых членов команды старшего лейтенанта Максима Цибульского, представителей командования Северного флота. Также перед судом выступил командир соединения подводных лодок, дислоцирующегося в Гремихе (Мурманская область), капитан 2 ранга Сергей Жемчужнов, который был руководителем перехода АПЛ К-159 на судоремонтный завод “Нерпа”. В отношении него также возбуждено уголовное дело по статье 352 УК РФ (нарушение правил кораблевождения), следствие по которому продлено до 30 июня. В качестве экспертов и специалистов суд привлек семь ведущих ученых страны в области кораблестроения и военных наук. Были частично прослушаны записи переговоров командного пункта штаба Северного флота с буксировщиком и подлодкой К-159, просмотрена видеозапись осмотра затонувшей атомной подводной лодки, изучена техническая и иная документация.

Надо заметить, что все время пока шло следствие Сучков не признавал себя виновным, фактами разбирательства с ним была возмущена вся флотская общественность. Между тем главком ВМФ Владимир Куроедов, давая в Североморске по этому делу свидетельские показания, заявил, что Сучков как командующий СФ лично виновен в гибели экипажа АПЛ. И здесь вырисовываются интересные детали. Поговаривают, что до своего выступления в суде Куроедов лично не раз уговаривал Сучкова признать вину, получить условный срок, а чуть позже реабилитироваться и уйти на новую почетную должность в Главкомате ВМФ. Но Сучков не сдавался, он говорил, что “не виновен” и эту его позицию поддерживают многие. Комментируя журналистам судебный вердикт, Сучков заявил: “Мы верили, что следствие будет объективным и тщательно разберется в обстоятельства дела. К сожалению, этого не произошло”. Адмирал подчеркнул, что он “не снимал и не снимает с себя ответственности как с командующего Северным флотом, однако не считает себя виновным с точки зрения уголовного права”. Сучков сообщил также, что во время следствия на него оказывалось давление, однако не стал конкретизировать, со стороны кого. Адмирал при этом выразил уверенность, что в отношении его “осуществлен спецзаказ со стороны прокуратуры”.

Решение суда вызвало резко негативную реакцию действующих офицеров Северного флота и ветеранов, приехавших в Североморск для того, чтобы выразить поддержку адмиралу Сучкову. Выступая от имени моряков, капитан второго ранга Валерий Лосинец назвал решение суда “откровенным политическим заказом”. Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов в интервью “Интерфаксу” также выразил несогласие с решением суда.

“Я предполагал, что судебный вердикт будет таким, но уверен, что наша борьба продлится, пусть даже не один месяц”, – сказал он, подчеркнув, что “намерен до конца поддерживать адмирала Сучкова”.

Защита адмирала Сучкова намерена в ближайшие дни подать апелляцию в военную коллегию Верховного суда РФ по поводу приговора в отношении их подзащитного. По словам одного из адвокатов Александра Шадрина, “уже сегодня краткая жалоба будет направлена в коллегию, а после изучения постановления суда жалоба будет направлена в развернутом виде”.

Между тем представитель гособвинения, помощник главного военного прокурора полковник юстиции Игорь Мурашкин выразил удовлетворение решением суда.

“Хочу отметить, – заявил он, – что выводы суда основаны на тщательном анализе и беспристрастной оценке собранных доказательств”. “В соответствии с законом мы с уважением относимся к решению суда и намерены продолжить работу до вступления приговора в законную силу”, – сказал Мурашкин.

Представитель потерпевших адвокат Светлана Белова заявила журналистам о несогласии с решением суда со стороны большинства родственников погибших подводников. “Девять жизней – это слишком тяжкое последствие и условная мера наказания является половинчатым решением”, – считает она. Белова не исключила, что по просьбе потерпевших будет сделана попытка оспорить судебное решение. С ее мнением не согласна другая потерпевшая – мать капитана третьего ранга Юрия Жадана – Надежда Жадан. Она не считает виновным в гибели своего сына Сучкова. “Я не верю в проведенную экспертизу” по факту гибели офицера “и считаю, что ему не была оказана своевременная помощь”, сказала она. Жадан также уже подала жалобу на решение суда и “намерена до конца добиваться истины”.

Таким образом, имеются различные оценки, связанные с осуждением экс-командующего Северным флотом. Стоит заметить, что это уже не первое дело, когда в гибели солдат обвиняются отцы-командиры. Скажем, в связи с катастрофой вертолета Ми-26 в Ханкале августе 2002 года осужден командир полка, в котором служил экипаж этой винтокрылой машины. Между тем понятно, что вина командиров здесь косвенная. В связи с плохим финансированием армии подобные ЧП, возникают в последнее время часто. Анализ открытой информации показывает, что в последние годы в структуре чрезвычайных происшествий Военно-морской флот РФ был в числе лидеров. Затонул “Курск”, скандалы на ЧФ, связанные со сменой его руководства, гибель “К-159”, провальные пуски ракет на учениях “Безопасность-2004” и т.п. О катастрофическом положении ВМФ намерен рассказать министру обороны сам адмирал Сучков. 22 мая он должен встретиться с Сергеем Ивановым.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ