В Российской армии положение сложное

0
21

На днях начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин заявил, что состояние российских Вооруженных Сил сейчас сложное, удовлетворение «некоторых потребностей ниже желаемого уровня». Подобные оценки давно уже не звучали из уст военных. Высказывания министра обороны Сергея Иванова относительно состояния армии и флота бывают, как правило, более сдержанными и менее критичными. Это косвенно свидетельствует о том, что между министром обороны и начальником Генштаба ВС РФ существуют определенные противоречия.

Уже давно ходят слухи, что Квашнина уберут с поста начальника Генштаба. Видимо, всем надоели его непоследовательные шаги, связанные с реформированием войск. Помнится, в 1997 году по его предложению ракетные войска стратегического назначения, военно-космические силы и войска ракетно-космической обороны ПВО были объединены в вид войск — ракетные войска стратегического назначения. Сейчас этот шаг военной реформы признан ошибочным и войска ВКС и РКО вновь стали самостоятельными родами войск. Потеряли свой видовый статус и РВСН (сейчас они самостоятельный род войск). В 1998 году был расформирован Главкомат Сухопутных войск. В 2001 году его вновь возродили, а статус Главкома СВ довели до уровня заместителя министра обороны.

Есть противоречия у начальника Генштаба и министра обороны относительно параметров проекта Федеральной целевой программы (ФЦП) по переводу в 2004-2007 гг. войск на профессиональную основу. Скажем, Генштаб, в отличие от Сергея Иванова, был категорически против выделения в ФЦП денег за поднаем жилья для семейных контрактников и предлагал строить для них общежития. Сейчас за поднаем жилья каждому семейному военнослужащему выделяется сумма в размере 400-500 рублей. Минфин пошел на уступки военным и согласился при расчете параметров ФЦП исходить из суммы аренды квартир для семейных контрактников в размере до 1500 рублей в месяц. По данным Генштаба, на эти цели за четыре года будет затрачено 7,1 млрд рублей. Сумма внушительная, но она намного меньше запланированных для строительства семейных общежитий 20 млрд рублей.

Спорными моментами между ГШ ВС и Минфином до недавнего времени были вопросы, связанные с определением в ФЦП расходов на боевую учебу. По заявлению начальника управления военно-экономического анализа и экспертиз Минобороны РФ генерал-лейтенанта Виктора Сторонина, представители Минфина настаивали исключить из ФЦП «стоимость затрат на обеспечение учебного процесса (это 10,3 млрд руб.), а также для доведения учебной материальной базы до соответствующего уровня подготовки профессионалов (2,4 млрд руб.)». По их мнению, это должно быть отражено в других программах и статьях военного бюджета и никакого отношения к собственно переводу войск на профоснову не имеет. Генштабовцы категорически возражали, а Сергей Иванов согласился.

Не исключено, что он согласится с заниженными параметрами военного бюджета на будущий год, которые в минувший четверг докладывал на правительстве глава Минфина Алексей Кудрин. На мероприятия ФЦП генштабовцы предлагали в 2004 году истратить 25-26 млрд рублей. Предложения Минфина более скромные. В документе о параметрах бюджета на будущий год на проведение мероприятий по постепенному переводу войск на профессиональную основу предлагается истратить 8,6 млрд рублей.

Как заявил WPS заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Василий Смирнов, «мы понимаем, почему Минфин бьется за каждый рубль Программы. Экономические проблемы есть и с ними надо считаться. Но какие бы цифры ни были бы названы и спланированы, алгоритм перевода войск на профессиональную основу определен и согласован со всеми заинтересованными ведомствами».

Конечно, экономические проблемы есть. Но есть проблемы и личностного плана. Начальник Генштаба ВС РФ не хочет идти на уступки правительству и Иванову. Маленькие суммы расходов на оборону заботят несговорчивого начальника Генштаба. Положение дел он оценивает так, как оно есть на самом деле. В прошлом году Квашнин сказал даже о том, что состояние войск «закритичное». Сейчас говорит помягче, хотя суммы расходов на оборону на 2004 год запланированы ниже уровня 2003 года — 2,6 % от внутреннего валового продукта. В 2003 же году этот показатель равнялся 2,65 % от ВВП. Комментарии, как говорится, излишни.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ