Что стоит за решением Президента ликвидировать некоторые силовые структуры страны

0
31

В минувший вторник президент подписал ряд указов, согласно которым ликвидированы некоторые силовые структуры страны и сделаны важные кадровые перестановки. Перестали существовать в нынешнем виде Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), Федеральная пограничная служба (ФПС) и Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ). ФСНП переходит теперь под крыло МВД, ФПС будет в структурах Федеральной службы безопасности, а функции и подразделения ФАПСИ разделят между Минобороны и все та же ФСБ. Появляются и новые структуры. Формируется Госкомитет по контролю за незаконным оборотом наркотиков, а в структурах Минобороны РФ будет функционировать государственный комитет по гособоронзаказу.

Таким образом, Россия вновь, как во времена СССР, начинает централизацию и отказывается от идеи разделения силовых ведомств по узкоспециализированным вопросам. Чем это вызвано?

Во-первых, думается, это связано с политическими моментами. Путин, укрепив свою власть, уже не боится, как Борис Ельцин, «черных полковников» и мятежей. Однако его стремление к централизации и укреплению ФСБ говорит о повороте к более жестким и закрытым действиям, связанным с обеспечением безопасности страны. Именно доверие к ФСБ, которую возглавляют самые близкие президенту люди, и дает, видимо, ему уверенность в том, что никаких переворотов и мятежей в РФ не будет. Это в какой-то степени настораживает и навивает воспоминания о временах безраздельного господства КГБ. По сути, новая структура ФСБ напоминает кэгэбэшного монстра. Сейчас только Служба внешней разведки, откуда Путин и вышел во власть, еще обладает, и думается, будет обладать самостоятельностью. Теперь у контрразведчиков, кроме спецподразделений, появились войска (бывшие части ФАПСИ и ФПС), а это значит, что ФСБ обладает дополнительным силовым ресурсом. Но самое главное — статус этого подразделения в обществе повышается.

Во-вторых, укрупнить силовые структуры страны побудили Путина, видимо, и организационно-экономические причины. ФСНП во многом дублировала милицию, занимающуюся экономическими преступлениями, однако, эффективность налоговиков была небольшой. Да и опыт развитых стран свидетельствуют о том, что, как правило, налоговые следственно-силовые структуры не существуют раздельно, а входят в общие блоки подразделений, борющихся с уклонением от налогов. То же самое можно сказать о ФАПСИ и ФПС, которые решали общие задачи обеспечения безопасности в стране, но не были жестко связаны с ФСБ, которая как главенствующая структура должная курировать координацию всех этих вопросов.

В-третьих, идея экономической целесообразности побудила создать в недрах МО РФ комитет по оборонзаказу. Не секрет, что, определяя свой бюджет, силовые ведомства страны часто дублировали друг друга и разработки новых видов вооружений и военной техники (ВВТ) шли параллельными потоками. Теперь данный орган должен устранить это противоречие. Он не подменяет ведомство начальника вооружения Алексея Московского, а является, в первую очередь, координирующим органом структур, которые ведут военные разработки. Он, видимо, будет осуществлять перспективное планирование общего оборонного заказа различными силовыми структурами страны (ФСБ, МВД, МВД, МЧС и др.), а также контролировать расходы на НИОКР, закупку и модернизацию ВВТ.

В-четвертых, среди угроз безопасности РФ распространение наркотиков, как и терроризм, становится проблемой номер один. Поэтому и решено, что заниматься борьбой с этим злом должно специальное некоррумпированное независимое ведомство. Поэтому вполне объяснимым становится решение о назначении давнего товарища президента, полпреда в Северо-Западном округе Виктор Черкесова на должность главы Госкомитета по незаконному обороту наркотиков.

Будет ли в дальнейшем изменена структура силовых ведомств страны? Какие еще преобразования в управленческой сфере силовыми блоками страны ждут РФ?

Судя по официальной информации, это может произойти в МЧС и МВД. Скажем, в МЧС России планируют, что к 2005 году министерство станет чисто гражданским учреждением и будет озабочено только спасением людей и ликвидацией стихийных бедствий. Находящиеся же в составе МЧС воинские соединения перейдут в состав Сухопутных войск и усилят группировки сил и средств ВС РФ на театрах военных действий.

Между тем пока остается открытым вопрос, в каком ведомстве будут находиться внутренние войска, которые к 2005 году должны преобразоваться в Национальную гвардию (НГ). Ясно только, что они будут, как и Воздушно-десантные войска, резервом Верховного главнокомандования. По признанию главкома Внутренних войск генерал-полковника Вячеслава Тихомирова, в составе НГ будут развернуты силы специального назначения, которые должны заменить ОМОНы (те будут подчинены местной власти). Силы же спецназа ВВ МВД должны со временем трансформироваться в силы немедленного реагирования. Вполне понятно, что нацгвардию предполагается сделать полностью профессиональной и данная структура будет наделена оперативно-розыскными функциями, что, по мнению разработчиков, должно окончательно предотвратить развитие терроризма и других экстремистских действий на территории РФ.

Можно предположить, что состав НГ сольется со структурами Федеральной службы безопасности. Хотя есть вероятность, что национальная гвардия по-прежнему останется в структурах МВД РФ. По крайне мере, так хочет сам Тихомиров и об этом он не раз заявлял в СМИ. Генштаб же планирует переподчинить ВВ МВД РФ Министерству обороны. Таким образом, по мнению аналитиков из ГШ, можно было бы сократить Сухопутные войска, а их функции бы и выполняла НГ, что способствовало бы сокращению бюджетных средств. По информации из Минобороны, вопрос этот пока находится в стадии рассмотрения.

Что касается преобразований внутри самого МВД, то в СМИ не раз проходила информация о том, что его предполагается раздвоить на федеральную полицию (финансируется из федерального бюджета РФ) и муниципальную милицию (финансируется местными властями).

Предполагается, что муниципальная милиция будет следить за порядком на улицах и в общественных местах, принимать заявления от граждан и оказывать им правовую помощь. Функции по раскрытию преступлений, охране общественного порядка, специальных объектов, а также оперативные функции обеспечения экономической безопасности, борьбы с неплательщиками налогов (новая функция), контроль за правопорядком на транспорте будут возложены на федеральную полицию — централизованную структуру МВД России. Кроме того, в ведении этой службы окажутся вопросы безопасности дорожного движения, лицензирование отдельных видов деятельности, паспортно-визового оформления. В структуре федеральной полиции предполагается создание самостоятельных подразделений криминальной полиции, полиции общественной безопасности, экономической, транспортной, налоговой и миграционной полиции. Из состава МВД выведут следственный комитет, который преобразуется в Федеральную службу расследований.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ