О некоторых итогах реформирования Российской армии

0
21

7 мая 1992 Президент России Борис Ельцин подписал Указ N 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации». Этим событием (спустя полгода после распада СССР) было положено начало формированию качественно новой военной организации государства, ступившего на демократический путь. В наследство России достались почти 60 процентов всех войск самых мощных в мире Вооруженных Сил бывшего Союза, дислоцированных на территории республики. После образования Содружества независимых государств Россия взяла также под свою юрисдикцию часть сил и средств, находящихся за ее пределами.

Общая штатная численность Российской армии к моменту подписания указа о ее создании была более 2,8 млн человек. Это очень большой показатель. Он составлял более 1,8 процента от числа жителей России (в цивилизованных странах численность армии находится в пределах 1 процента от населения), а на военный бюджет уходило почти 12 процентов от валового внутреннего продукта государства (в мире в среднем государства тратят на оборону 3-4 процента от ВВП). Вполне понятно, что таких расходов Россия долгое время нести просто не могла, поэтому главным направлением военного строительства 1992-1996 гг. стало сокращение войск. За эти годы штатная численность ВС России была сокращена до 1,7 млн военнослужащих. В 1997 году армия уменьшилась еще на 200 тыс. штатных единиц. К 1 января 1999 года ВС РФ имели штатную численность 1,2 млн человек. К 2005 году количество военнослужащих в Российской армии уменьшится еще почти на 400 тысяч. По словам президента Владимира Путина, сказанным 28 марта 2001 года при назначении нового министра обороны Сергея Иванова, это является одним из «показателей демилитаризации российского общества».

Подводя итоги военного строительства в России, ряд политиков сегодня отмечают, что после 1992 года сокращение армии велось не столь радикально, и что параллельно с сокращением войск должна была производиться их глобальная реорганизация. С этим тезисом можно согласиться лишь отчасти. Интенсивное сокращение войск в 1992-1994 годах сопровождалось не менее интенсивным их выводом из стран ближнего и дальнего зарубежья. А это требовало больших сил и затрат. По официальным данным Министерства обороны РФ, в 1992-1994 годах на территорию России была передислоцирована группировка численностью более 300 тыс. военнослужащих (с членами семей около 1,2 млн чел.) в составе 29 мотострелковых, танковых и воздушно-десантных дивизий, 51 ракетных, артиллерийских, зенитно-ракетных бригад, 66 авиационных и вертолетных полков. На территорию России было вывезено более 45 тыс. единиц различной техники, 3,5 млн тонн материально-технических средств и стратегических запасов. Специалисты признают, что это происходило в жестких финансово-экономических условиях, а по масштабам, объемам и срокам проведенная передислокация не имеет аналогов в мировой практике. Ее завершение Президент РФ Б.Н.Ельцин назвал «важнейшим успехом» 1994 года.

Задержка в проведении необходимых мероприятий военного строительства в РФ произошла в 1995-1996 гг. Хотя вряд ли здесь нужно полностью винить стоявшее тогда у руля военное руководство России. Как известно, армия не может сама себя реформировать, это делают государство и общество.

В отсутствии должного гражданского контроля за армией и руководством Минобороны строительство ВС РФ шло только в рамках того, что было просто жизненно необходимо для России в те годы. В связи с намерениями расширения НАТО на Восток в 1994-1996 гг. было образовано новое оперативно-стратегическое территориальное объединение — Калининградский особый район; после выявления в Чечне низких показателей броневой защиты воздушно-десантных войск в их штат ввели дополнительные танковые и артиллерийские подразделения (хотя позже ВДВ вновь перешли на облегченный штат и присутствие в их составе танков и тяжелой артиллерии признано ошибкой); после требований Украины разделить Черноморский флот под Новороссийском началось строительство новой военно-морской базы; изгнание Российской армии из Азербайджана потребовало создания военной инфраструктуры в Астрахани, новом месте дислокации Каспийской флотилии. В целях противодействия Турции, по взаимным договоренностям с Грузией и Арменией, на их территориях были созданы военные базы российских войск (сейчас, как известно, две базы из Грузии выведены, а о судьбе оставшихся в Ахалкалаки и Батуми ведутся переговоры). Для выполнения задач по поддержанию мира и защите своих национальных интересов, а также в соответствии с международными обязательствами России была сформирована группировка Миротворческих сил РФ.

Между тем в 1995-1996 годах руководители страны и политики были, в некотором смысле, далеки от действительных проблем реформирования войск. Отсутствие органа, координирующего военное строительство в РФ, болезнь Бориса Ельцина, думские и президентские выборы, споры вокруг войны в Чечне — все это отвлекало общественное мнение и политиков на совсем другие дела.

Лишь после выздоровления президента и назначения в мае 1997 года нового руководства Минобороны и Генштаба в лице Игоря Сергеева и Анатолия Квашнина начались попытки проведения ускоренной и глобальной военной реформы в стране. В 1997 году Ракетные войска стратегического назначения, Военно-космические силы и войска Ракетно-космической обороны Войск противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации были объединены в вид войск — Ракетные войска стратегического назначения. (Сейчас этот шаг военной реформы признан ошибочным и Космические войска и силы РКО вновь стали самостоятельными родами войск, РВСН также стало родом войск). Чуть позже был расформирован Главкомат Сухопутных войск (это тоже сейчас признано ошибочным шагом и с 1 апреля 2001 года ГК СВ вновь восстановлен), были объединены в один вид войск Военно-Воздушные Силы и Войска противовоздушной обороны. Произошло укрупнение некоторых военных округов (объединены Сибирский и Забайкальский военные округа). Параллельно шло интенсивное сокращение войск, а также создавались дивизии постоянной готовности Сил общего назначения. В 1998 году (всего за год!) в Российской армии было сформировано 3 дивизии, 4 бригады и 21 полк, отвечающие этим требованиям.

При всех позитивных шагах реформирования ВС РФ опасные тенденции в 1998-2000 гг. сохранились. К 1998 году социально-экономический кризис в обществе и в армии достиг своего пика. Кроме Стратегических ядерных сил и некоторых частей постоянной боеготовности и частей ВДВ в ВС РФ почти не было сил, готовых к немедленному выполнению боевых задач. Практически все средства, поступающие в войска, проедались, долги государства армии и флоту росли. Каждый второй самолет, 40 процентов систем ПВО и вертолетного парка в ВС РФ находились в неисправном состоянии. При полной укомплектованности управленческих структур в войсках каждая третья должность командира взвода или роты была вакантная, а среди досрочно уволившихся из армии офицеров более 70 процентов составляли и составляют люди до 30 лет. Оказалась неэффективной система высшего военного образования армии и флота, поскольку каждый третий юноша, поступивший в военное училище, не оканчивал его.

Многие из этих проблем (старение парка боевых машин и авиации, неукомплектованность войск младшими офицерами, неэффективность системы высшего военного образования и т.п.) остаются актуальными в ВС РФ и по сей день.

Исходя из этих проблем, в РФ при активном содействии Совета безопасности, Генштаба и лично президента Владимира Путина к январю 2001 года был разработан и утвержден главой государства План строительства Вооруженных Сил на 2001-2005 гг., а также Государственная Программа вооружения, военной и специальной техники на 2001-2010 гг. Они включают широкий комплекс мер, направленных на совершенствование оборонной структуры страны.

По словам Игоря Сергеева, в 2001-2005 годах ВС РФ перейдут на трехвидовую основу (Сухопутные войска, ВВС и ВМФ). С этой целью РВСН преобразовывается в самостоятельный род войск, воссоздается Главкомат Сухопутных войск. ГК СВ централизует управление всей наземной группировкой войск, которая должна в соответствии с реалиями складывающейся международной обстановки выполнить задачи по локализации (нейтрализации) возможных вооруженных конфликтов боевым составом мирного времени сил общего назначения. На фоне общего сокращения войск будет продолжено наращивание группировок войск на Центрально-Азиатском и Северо-Западном направлениях. ВВС должны быть готовы к участию в локальных конфликтах, ВМФ — к решению поставленных задач на море. Претерпит изменения система управления Вооруженными Силами (МО и ГШ разделят более детально свои функции), в том числе и тылом ВС РФ. Он станет единым для всех силовых структур страны и будет основываться на принципе территориального обеспечения войск. Предусматриваются социальные программы для военнослужащих, увеличение их денежного довольствия к 2010 году в 1,6-2 раза по сравнению с госслужащими при общей отмене для военнослужащих большинства льгот.

Однако в ближайшие пять лет кардинального перевооружения ВС РФ не произойдет. Государственной Программой вооружения, военной и специальной техники на 2001-2010 гг. планируется заказывать в 2001-2004 гг. только единичные образцы вооружений, оказывающие существенное влияние на боеготовность, а основные суммы ассигнований направить на закупку запасных частей и комплектующих изделий для проведения модернизации и ремонта ВВТ. По мере увеличения доли оборонзаказа до 50-60% от военного бюджета планируется перейти к закупке перспективных высокоэффективных образцов вооружения — высокоточного оружия, крылатых ракет, самолетов, вертолетов, БМП и танков пятого поколения. На НИОКР предполагается тратить не менее 11-13% оборонного бюджета страны.

При этом нынешнее руководство страны и Минобороны РФ считает, что все намеченное в реформировании войск будет выполнено, поскольку все материально-технические изменения будут осуществляться в соответствии со строгим прогнозом социально-экономического развития страны.

Таким образом, ВС РФ за последние 9 лет прошли в своем становлении несколько этапов. При реформировании Российской армии имелись и имеются большие проблемы, которые необходимо будет устранять, видимо, лет десять. Как это удастся новому руководству страны, покажет время. Однако очевидно, что успехи военного строительства будут напрямую зависеть от успехов экономического развития страны.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ