К вопросу о создании нового российского военно-транспортного самолета

0:00
0

Для многих стран, в том числе и для России, существует проблема в создания военно-транспортного самолета нового поколения. В России разрабатываются два проекта: военно-транспортный самолет Ил-76МФ, производить который планируется совместно с Узбекистаном, и Ан-70 – совместно с Украиной.

Ил-76МФ – модификация находящегося уже более 10 лет на вооружении ВВС РФ военно-транспортного самолета Ил-76, предназначенного для перевозки крупнотоннажных грузов. Новая модификация отличается от Ил-76 новыми двигателями, удлиненным фюзеляжем и увеличенной грузоподъемностью. Ил-76МФ пятый год проходит испытания и почти готов к выпуску. По оценке экспертов авиационного комплекса “Ильюшин”, пустующий рынок новых военно-транспортных “Илов” составляет только в России более 100 машин. Кроме того, есть потенциальные покупатели в Иране, Индии и Китае.

Между тем у ИЛ-76МФ есть конкурент. Это российско-украинский военно-транспортный самолет Ан-70. Ан-70 с грузом 30 т может взлетать с полосы длиной всего 600 метров, а с грузом 47 т (т.е. с танком типа Т-80 на борту) – с полосы длиной 1800 метров. Его максимальная дальность полета составляет 7400 км. По топливной эффективности Ан-70 опережает оперативно-тактические военно-транспортные самолеты Ан-12 и Локхид C-130 “Геркулес” в 1,6-1,8 раз.

Ан-70, хотя и уступает Ил-76МФ по рейсовой производительности, в 1,3 раза экономичнее его по удельному расходу топлива, в 1,5 раза – по эксплуатационной технологичности, а также превосходит Ил-76МФ по номенклатуре перевозимых грузов. В конструкцию АН-70 изначально была заложена возможность перевозки любой как отечественной, так и иностранной бронетанковой техники, включая все боевые танки находящиеся на вооружении стран НАТО. Специалистами этот самолет относится к классу оперативно-тактических военно-транспортных самолетов, не имеющих аналогов в мире. Военно-техническое задание ВВС, в соответствии с которым осуществлялась разработка Ан-70, предполагало создание машины, способной действовать с коротких, слабо подготовленных грунтовых полос, маневрировать на небольших полевых аэродромах, находящихся на небольшом удалении от переднего края. При этом ставились требования перевозки практически всей номенклатуры подвижной техники сухопутных войск (не говоря уже о технике ВДВ). Задавалась высокая скорость полета и топливная экономичность, приближавшая дальность полета нового оперативно-тактического самолета к дальности оперативно-стратегического ВТС типа Ил-76. Все эти параметры практически выдержаны.

Распоряжением президента Украины уже образована международная лизинговая авиакомпания по грузовым перевозкам, а также консорциум по серийному производству Ан-70 (Ан-70Т). Однако Ан-70 – машина еще сырая. В отличии от Ил-76МФ она не подготовлена к серийной эксплуатации. На ее доработку требуются деньги.

На Западе конкурентов у российско-украинского лайнера практически нет. Новейший американский военно-транспортный самолет С-17А “Глобмастер-3”, (более тяжелый чем Ан-70 и более дорогой) не удобен для применения в Европе: его межконтинентальные возможности практически не нужны для таких стран как Франция, Испания, Голландия и даже Англия. В связи с этим предполагалось, что в разработку Ан-70 будут вкладывать деньги немецкие фирмы (потребность бундесвера и других европейских участников НАТО в самолетах такого класса определяется примерно в 600 машин).

Однако европейцы все-таки выбрали вариант производства собственного самолета. Германия совсем недавно официально отказалась от участия в разработке и производстве российско-украинской модели.

Проект “завис”. Есть данные, что и Москва в развитии ВТА сделала ставку на “Илы”. Поговаривают, что в Минобороны РФ существуют документы с обоснованием необходимости создания транснациональной корпорации “Ильюшин”. Авторы этих документов доказывают, что организация производства Ан-70 обойдется в два раза дороже, чем Ил-76МФ, и указывают, что в данном случае маркетинговые ошибки могут привести к ошибкам политическим. Кроме того известно, что во время майского визита в Ташкент президент Путин обсуждал с Исламом Каримовым вопрос совместного производства для ВВС РФ новой модификации Ил-76МФ.

Какие будут приняты решения в вопросах производства нового военно-транспортного самолета для ВС РФ судить трудно. Однако на днях со ссылкой на министра обороны промелькнула информация о том, что Россия и Украина все же нашли инвесторов и будут производить Ан-70 совместно с Китаем.

Таким образом не исключено, что Россия будет производить два варианта военно-транспортных самолетов (ВТС). Однако очевидно, что на вооружение ВС РФ будет принят только один вид ВТС и скорее всего им будет российско-узбекский Ил-76МФ: за такой вариант выступает начальник Вооружения российской армии генерал-полковник Анатолий Ситнов.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ