Уничтожение оружия массового поражения в России требует значительных средств

0:00
0

Ратификация Госдумой РФ договоров СНВ-2 и “О запрещении испытаний ядерного оружия” с новой силой высветила проблему утилизации оружия массового поражения. Достаточно сказать, что Договором СНВ-2 предусматривается сократить к 31 декабря 2002 года суммарное количество боезарядов на развернутых межконтинентальных баллистических ракетах (МБР), баллистических ракетах на подводных лодках (БРПЛ), тяжелых бомбардировщиках (ТБ) до 3000-3500 единиц, ликвидировать к этому сроку все МБР с разделяющимися головными частями (РГЧ), сократить количество боезарядов, числившихся за развернутыми БРПЛ, до уровня 1700-1750 единиц. То есть за несколько лет России необходимо будет уничтожить (утилизировать) несколько сот ракет и около 3000 тыс. ядерных боеголовок.

Между тем, по оценке Минобороны РФ, экономические условия не позволят России поддерживать после 2005 года – на уровне Договора СНВ-2 – 3000-3500 боезарядов. Поэтому, по мнению военных, необходимо безотлагательно приступить к подготовке проекта Договора СНВ-3 и довести суммарный уровень боезарядов до 1500 ед. Таким образом, утилизировать придется уже не менее 4000-4500 ядерных боеголовок.

Утилизация каждой МБР требует не менее 1 млн долларов США. Другая статья расходов – утилизация ядерных боеприпасов (ЯБП). Здесь тоже высокие расценки и большие затраты ресурсов. Американцы готовы покупать у России высокообогащенный уран и преобразовывать его в низкообогащенный. Ежегодный доход Минатома от этого около 400 млн долларов США. Но эти деньги почему-то не идут на дальнейшую утилизацию оружия массового поражения (ОМП), а служат для других целей государства.

К тому же серьезную экологическую и социально-экономическую проблему создают атомные подводные лодки (АПЛ), выведенные из боевого состава ВМФ РФ. Ежегодно на Северном и Тихоокеанском флотах образуется порядка 18-20 тысяч кубических метров жидких отходов и 6-7 тысяч кубических метров твердых отходов. Хранилища для твердых отходов, построенные в 1960-1962 годах, эксплуатируются до сих пор, но уже практически полностью заполнены. Жидкие отходы перерабатываются, но в недостаточных количествах.

На сегодняшний день из эксплуатации ВМФ выведено не менее 150 атомных субмарин (более 90 из них – на Северном флоте). Однако отработавшее ядерное топливо выгружено меньше чем из половины этих лодок. По оценкам экспертов, чтобы решить проблему радиационной безопасности старых субмарин на Северном и Тихоокеанском флотах, необходимо вложить 1-1,5 млрд долларов. Даже при таких затратах первоочередные работы займут около 10 лет, а дальнейшая реабилитация регионов потребует еще несколько лет. Полностью программа утилизации АПЛ стоит около 7-8 млрд долларов США.

Россия еще не приступала к уничтожения химического оружия. Программа по его уничтожению опаздывает на 4 года. По официальным данным, суммарное количество химического оружия по весу отравляющих веществ составляет в России около 40 тысяч тонн, то есть почти половину мировых запасов.

По словам начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны РФ генерал-полковника Станислава Петрова, с 1993 года по настоящее время на уничтожение химического оружия выделено 1,6 млрд рублей в ценах текущего года, что составляет 1,4 % от общей стоимости всей программы утилизации химоружия или 43 % от стоимости строительства первой очереди предприятия по уничтожению ХО в поселке Горный Саратовской области. Представитель Минобороны отметил, что подобная тенденция остается и в нынешнем году. Он сказал, что вместо 10,5 млрд рублей, предусмотренных программой, в бюджете выделено на эти цели всего 0,5 млрд рублей.

По мнению генерала, чтобы исправить существующее положение дел необходимо сконцентрировать все усилия на строительстве предприятий по уничтожению химоружия в поселке Горный Саратовской области (построен только наполовину) и поселке Щучье Курганской области (только в планах строительства). Кроме того, по словам генерала, необходимо существенно увеличить бюджетные ассигнования, предусмотрев выделение в 2001 году около 6 млрд рублей, 2002 и 2003 гг. – по 13 млрд руб., 2004 г. – около 12 млрд руб. В 2005-2013 гг. ежегодные затраты на эти цели в текущих ценах могут составить 6-7 млрд руб.

В целом же, по прогнозам военных экспертов, на реализацию Договора СНВ-2, утилизацию АПЛ и ОМП необходимо будет затратить несколько десятков миллиардов долларов США. Таких денег у России нет. Скажем, весь ее военный бюджет в 2000 году составляет всего около 5 млрд долларов. Для сравнения: начиная с 1992 года, американское правительство в общей сложности затратило не менее 9 млрд долларов на помощь России. То есть не менее 2-х оборонных годовых бюджетов нашей страны или по 12,5 % ежегодно.

Военный бюджет на 2000 год засекречен. Но несложный анализ открытой информации по проблемам ОМП в России говорит о том, что расходы на утилизацию химического и ядерного оружия незначительны. Так, по данным доклада Национального исследовательского совета Академии наук США, за последние три года ситуация с обеспечением безопасности ядерных материалов в России ухудшилась, а продолжающийся в стране финансово-экономический кризис еще больше обострил данную проблему. В связи с этим, делается вывод, министерство энергетики США должно увеличить помощь РФ в деле нераспространения расщепляющихся материалов, создания надежных систем их учета, контроля, хранения и физической защиты.

Как утверждают эксперты США, в настоящее время в России на 400 объектах содержатся около 75 тонн плутония и 600 тонн высокообогащенного урана, пригодных для создания ядерных вооружений. Москва и Вашингтон условились постепенно сокращать имеющиеся у них излишки радиоактивных материалов, однако на это уйдет не один год. Пока же правительство РФ испытывает острую нехватку средств, которые могли бы быть использованы для обеспечения их безопасного и надежного хранения, а также предотвращения утечки и контрабанды в другие страны. Чтобы не допустить этого, администрацией США выдвинута так называемая “Расширенная инициатива по содействию в ослаблению угрозы”.

В рамках этой инициативы президент США Билл Клинтон в апреле 2000 года предложил американскому конгрессу увеличить в 2001 финансовом году почти до 1 млрд долларов расходы на программы сотрудничества с Россией и другими бывшими советскими республиками в деле сокращения вооружений и нераспространения ядерных материалов и технологий. Клинтон предполагает выделить РФ и другим странам СНГ ассигнования в размере 4,52 млрд долларов в течение пяти лет. В текущем бюджете США на нее выделено 889 миллионов. По замыслам администрации, в новом финансовом году, который начнется в стране 1 октября, примерно половину из 974 млн долларов, запрошенных в рамках инициативы, получит министерство обороны США. Пентагон должен израсходовать 469 миллионов в основном на известную программу Нанна-Лугара, которая была разработана для оказания содействия России в демонтаже ее стратегических вооружений, сокращаемых по Договору СНВ-1, а также химического оружия.

По линии двух других ведомств, принимающих участие в реализации “Расширенной инициативы”, – министерства энергетики и госдепартамента – планируется затратить соответственно 364 млн и 141 млн долларов. Минэнерго США осуществляет сотрудничество с Минатомом РФ в обеспечении защиты и учета ядерных материалов, утилизации излишков оружейного плутония и урана, конверсии военного производства в российских “атомных городах”, повышении безопасности АЭС.

В свою очередь, внешнеполитическое ведомство США оказывает финансовую и техническую поддержку Центру науки и технологий в Москве, который обеспечивает временной работой специалистов из стран СНГ, трудившихся ранее на предприятиях “оборонки”. Отдельная программа госдепартамента нацелена на оказание содействия в выводе российских войск и вооружений с территории Грузии и из района Приднестровья в Молдавии.

Таким образом, хочет того Москва или нет, но ее разоруженческие инициативы в значительной степени будут оплачивать американские налогоплательщики. В США общественность не в восторге от такой ситуации, но там понимают, что за годы “холодной войны” на вооружения затрачено было куда больше – около 4,5 трлн долларов. Поэтому усилить безопасность на земле и в России янки, видимо, считают своим святым делом. Американская помощь не во всем, конечно, отвечает интересам России. Однако РФ еще пока слаба, чтобы от нее отказываться.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ