Очередная годовщина Российской армии

0
32

7 мая — 7-я годовщина образования Российской армии. В этот день Президент РФ Борис Ельцин подписал указ о создании в стране собственных Вооруженных Сил. Сейчас эту дату встречают как само собой разумеющийся факт, как определенную веху в развитии страны. Между тем, если вспомнить, создание ВС РФ было мерой вынужденной. Произошло это, как известно, почти полгода спустя после того, как распался Советский Союз. До образования Вооруженных Сил РФ в Содружестве «хозяином» военного наследства бывшего СССР было полуаморфное командование Объединенными Вооруженными Силами СНГ. Еще на постсоветском пространстве существовали военные округа, а за пределами России находились значительные группировки войск. На основе них появились неокрепшие национальные армии бывших республик СССР — Украины, Азербайджана, Грузии, Узбекистана и т.д. Они существовали де-юре, однако де-факто в военных структурах бывшей единой страны царили хаос, неопределенность, локальные войны — в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии и т.д. Именно, благодаря бесхозности ОВС СНГ, дудаевцам удалось в Северо-Кавказском военном округе «приватизировать» вооружение и боевую технику на целую легкую армию… Войска уже не были советскими, но и под национальную крышу офицеры, большую часть которых составляли славяне, идти не хотели. Таким образом подписание Указа об образовании ВС РФ было очевидной реакцией на те дезинтеграционные процессы в Вооруженных Силах бывшего СССР, которые к маю 1992 года стали все более и более усиливаться и во многом угрожали безопасности самого Содружества.

Как отмечает «Независимая газета», сам факт создания ВС РФ сыграл стабилизирующую роль в СНГ и самой России. И по-прежнему, несмотря на все имеющиеся проблемы, Российская армия остается главным гарантом стабильности на постсоветском пространстве. Однако эта роль совсем уже не та. И с каждым годом, к сожалению, она угасает. В немалой степени это, видимо, связано с тем, что боевая мощь России постепенно падает. Объективный процесс сокращения войск закончился. Численность Российской армии за 7 минувших лет уменьшилась с 2,8 млн. до 1,2 млн. военнослужащих. Это, по мнению Генштаба ВС РФ, тот минимум, который обеспечивает обороноспособность страны и ниже которого нельзя опускаться.

Однако экономический кризис не позволяет в полной мере содержать даже этот минимум войск. Если численность Российской армии уменьшилась по сравнению, скажем, с 1991 годом, в 2,3 раза, то военные расходы за этот период сократились в 4,3 раза. И это при том, что в условиях реорганизации и реформ в войсках финансовых средств, как правило, необходимо тратить гораздо больше, чем обычно. Но в 1999 году в России определен самый низкий уровень расходов на национальную оборону — 2,6 процента от валового внутреннего продукта. Этих денег хватит, чтобы выплачивать военнослужащим денежное довольствие и хоть как-то поддержать военно-промышленный комплекс страны. Ни о каких крупных закупках боевой техники и вооружений речи не ведется.

Между тем надо отметить, что, несмотря на все трудности, Российская армия существует, и даже в условиях жесткого финансирования демонстрирует способность решать поставленные задачи. Так было, к примеру, когда из стран ближнего и дальнего зарубежья выводились российские войска. Вывод был, как известно, сверхбыстрым. Армия сумела в кратчайшие сроки в период 1992-1994 годов передислоцировать на территорию России группировку численностью более 300 тыс. военнослужащих (с членами семей около 1,2 млн. чел.) в составе 29 мотострелковых, танковых и воздушно-десантных дивизий, 51 ракетной, артиллерийской, зенитно-ракетной бригады, 66 авиационных и вертолетных полков.

Известно, что ряд политиков и представителей общественных движений и партий считают, что вывод войск из ближнего и дальнего зарубежья был больше похож на бессмысленное бегство из регионов, где Россия до этого занимала геополитическое и стратегическое господство. Были затрачены колоссальные средства на перевозку, войска выводились, можно сказать, в чистое поле, а на прежнем месте осталась прекрасная военная инфраструктура. Если бы войска в Россию выводились менее интенсивно, может быть не стоял так остро сегодня вопрос о наступательной роли НАТО в Европе и СНГ.

Военное руководство сегодня упрекают в том, что реформирование и строительство Российской армии затянулось. Но по опыту демократических стран известно, что этим вопросом должно заниматься не военное ведомство, а руководство страны. Между тем Минобороны вряд ли здесь в чем-либо упрекнешь.

В 1992 году Генеральным штабом ВС РФ были детально разработаны предложения по совершенствованию Вооруженных Сил РФ и подготовлена Концепция их строительства до 2000 года. Эта Концепция получила одобрение Президента Российской Федерации и стала основой Плана строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на 1993-1995 годы. Однако План этот не удалось полностью осуществить в связи с отсутствием в полном объеме соответствующей законодательной базы военного строительства и кризисного состояния российской экономики. Фактически Вооруженные Силы были поставлены перед необходимостью самореформирования без достаточной финансовой и материально-технической поддержки со стороны государства.

Реально реформирование Российской армии началось летом 1997 года с назначением на должность министра обороны Игоря Сергеева и подписания президентом страны соответствующего указа. В 1997 году Ракетные войска стратегического назначения, Военно-космические силы и войска ракетно-космической обороны Войск противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации были объединены в вид войск — Ракетные войска стратегического назначения. Чуть позже были объединены в один вид войск Военно-Воздушные Силы и Войска противовоздушной обороны. Произошло укрупнение военных округов.

Одним из существенных итогов военного строительства последних лет стало сокращение военной группировки ВС РФ на северо-западном направлении. Россия на 42 процента сократила здесь численность войск и сил флота. «В сухопутной группировке и ВМФ России сокращено две общевойсковые армии, один армейский корпус, шесть дивизий, восемь бригад и одна эскадра». Об этом заявил на днях министр обороны РФ Игорь Сергеев, выступая перед участниками встречи министров обороны стран Северной Европы в Норвегии. По его словам, численность военнослужащих в Ленинградском военном округе сокращена на 52 процента, в Калининградском особом районе на 57 процента, на Северном флоте на 19 процентов, на Балтийском флоте на 29 процентов. Кроме этого, подчеркнул министр, с 1993 года по настоящее время сокращено четыре из пяти пунктов управления корпусного, армейского и окружного уровней, на 50 процентов складов инженерных боеприпасов и более чем на 20 процентов военных заводов, на 15 процентов складов горючего. По словам министра, высвобождено 167 военных городков, аэродромов с искусственной взлетно-посадочной полосой. Наибольшие сокращения проведены в объединениях и частях, дислоцированных у границ со странами Балтии, Польши и Финляндии. В меньшей степени, отметил глава российского военного ведомства, сокращения коснулись российских группировок войск, расположенных вблизи границ с Норвегией. «Эти действия служат практическим подтверждением радикального характера предпринятых Россией мер по сокращению военного присутствия в Северо-Западном регионе», — заявил Игорь Сергеев.

Главный итог 1998 года для ВС РФ — подписание Президентом и начало практического выполнения положений основного оборонного документа страны — «Основ государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года». После утверждения Верховным главнокомандующим Положения о военном округе наконец-то был положен конец противоречиям между силовыми структурами и роль координирующего органа в вопросах обеспечения обороноспособности страны возложена на Генштаб и территориальное оперативно-стратегическое командование. Согласно документу, этому командованию в особый период оперативно подчиняются другие территориальные силовые структуры, границы которых будут совпадать с границами военных округов, а их руководители становятся полноправными членами военных советов этих территориальных образований.

Как считают в Генштабе, существенное расширение в мирное время полномочий командующего войсками военного округа связано с задачами повышения качества планирования, организации взаимодействия, управления и всестороннего обеспечения войск и других силовых структур в интересах обороны страны. В частности, централизация управления тесно увязывается с задачами перевода страны с мирного на военное время, а необходимость повышения качества мероприятий оперативной и боевой подготовки объясняется не только политическими, военными, но и чисто экономическими соображениями.

В нынешнем году будет завершено создание новой военной доктрины России, предполагается объединить Приволжский и Уральский военные округа, провести реформу военного образования, а также увеличить количество соединений постоянной боевой готовности.

Не исключено, что в связи с расширением НАТО на Восток и событиями на Балканах военный бюджет России увеличится на 10 млрд. рублей. По этому поводу Госдума разработала уже законопроект. Видимо этот документ также поддержит Правительство и Президент.

Таким образом, Вооруженные Силы России отмечают свою 7-летнюю годовщину скромными итогами, но большими и острыми проблемами. Решение большинства этих проблем связано не с руководством ВС РФ, а с руководством страны. Армия и флот в РФ держится сегодня исключительно на традиционном славянском терпении и вере в свое светлое будущее. И накануне Российского армейского праздника хотелось бы, чтобы это светлое будущее наступило у российских защитников как можно скорее.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ