Региональная экспансия продуктовых сетей идет полным ходом. Регионы же оккупируют Москву

0:00
0

Вторая петербургская сеть розничных магазинов "Находка" вынашивает планы экспансии на московский рынок

ОАО “Темп Первый”, владеющее сетью, откроет первые пять магазинов в столице в следующем году. Еще семь новых магазинов сети появятся в Ленинградской области. В Петербурге до конца года появится четыре “Находки” и семь – в 2003 году.

Таким образом, к концу следующего года сеть будет включать в себя 36 магазинов. Кроме того, идут переговоры об открытии магазинов в Петрозаводске и Великом Новгороде. Объем инвестиций в развитие сети до конца следующего года составит около $10 млн. Финансовым партнером компании выступает Сбербанк.

В Ленинградской области три “Находки” появятся в городе Кириши, по одному Волхове, Луге, Выборге и на трассе Петербург – Мурманск.

В декабре официально объявлено о создании отечественной сети гипермаркетов. К 2005 году в Москве планируется открыть восемь гигантских магазинов под торговой маркой "Мосмарт"

Весной в Москве прямо под боком у первого магазина Auchan откроется торговый центр “Мосмарт” – первый объект розничной сети, которую создают российские компании “Седьмой континент” и “Гиперцентр”. “Мосмарт”, по словам его создателей, будет схож с магазином французов, но удобнее расположен. В Auchan, правда, конкуренции не боятся.

Сеть торгцентров “Мосмарт” создают на паритетных началах розничная компания “Седьмой континент” и девелоперская фирма “Гиперцентр”, которую возглавляет бывший глава торгового дома “Перекресток” М.Безелянский. Партнеры рассчитывают открыть к 2005 г. в Москве и Петербурге восемь торгцентров площадью от 17000 до 30000 кв. м, инвестиции в каждый из которых составят от $20 млн до $30 млн. Первый магазин французской компании Auchan открылся в конце лета этого года. Второй российский Auchan через несколько дней откроется в подмосковной Коммунарке, а третий – в 2003 г. в московском Марфино.

4 декабря руководители “Седьмого континента” и “Гиперцентра” объявили об открытии будущей весной в Москве первого молла “Мосмарт”, расположится он на Ярославском шоссе, недалеко от торгцентра французской компании Auchan.

Участники проекта “Мосмарт” вчера на пресс-конференции уверенно заявили, что их не смущает близость огромного магазина Auchan. Хотя бы потому, объяснили они, что к “Мосмарту” удобнее подъехать на машине, а цены в нем будут не выше, чем у французов. “Auchan находится на Осташковском шоссе, а “Мосмарт” будет на Ярославке, на противоположной стороне МКАД”, – говорит директор по развитию “Мосмарта” А.Рогачев.

При этом новый торговый центр будет похож на Auchan. Торговая площадь гипермаркета “Мосмарт” составит 12000 кв. м, а Auchan – 16000 кв. м. В “Мосмарте”, как и в Auchan, будет торговая галерея (павильоны, сдаваемые в аренду другим розничным компаниям). Ее площадь, правда, вдвое меньше, чем у французов. Зато на прилавках “Мосмарта” будет 40000 наименований товаров – ровно столько же в магазине французского конкурента.

Более того, за оставшиеся шесть месяцев до открытия “Мосмарта” на Ярославке его руководство “постарается взять себе на заметку все плюсы и минусы работы Auchan, отработать их до мелочей”. Это заявил “Ведомостям” гендиректор компании “Мосмарт” Э. Блондо, который ранее являлся заместителем гендиректора польского подразделения французской розничной сети Carrefour – одного из основных мировых конкурентов Auchan.

В Auchan тем не менее к возможной “лобовой” конкуренции с “Мосмартом” относятся спокойно. “Мы привыкли работать в жестких условиях, т. е. при наличии большого числа конкурентов, – говорит представитель Auchan, попросивший не упоминать его имени в печати. – В Москве неминуемо откроется еще много различных супермаркетов и гипермаркетов, и опасаться конкуренции со стороны “Мосмарта” нам нет смысла”.

По мнению О.Войцеховского, управляющего директора российского совета торговых центров, у руководства “Мосмарта” нет достаточных оснований для уверенности, что они будут столь же успешны на нашем рынке, как крупный французский ритейлор. Не ясно, например, каким образом “Мосмарт” добьется таких же низких цен, как Auchan. Ведь компания, чьи продажи в мире исчисляются миллиардами долларов, каковой является Auchan, может позволить себе демпинговать на новых рынках.

Войцеховский при этом уверен, что на нашем рынке пока места хватает всем. “Конкуренция будет в любом случае, – говорит он. – Но в Москве соотношение квадратного метра торговой площади на число жителей вшестеро меньше, чем в Варшаве, и в десять раз, чем в Париже и Берлине”.

Сеть универсамов "Копейка" запускает новую программу регионального развития

1 декабря зарегистрировано ООО “Копейка-Самара” – филиал “Торгового дома “Копейка”” в Поволжье. Примечательно, что география экспансии “Копейки” будет существенно отличаться от региональных программ конкурирующих сетей.

“Копейка” уже заявляла о своих региональных амбициях. Например, после покупки в феврале ЮКОСом 50,5% долей в ООО “Фелма” (владелец “Копейки”) ее представители говорили о создании национальной сети из 400-500 универсамов, в которую планировалось инвестировать более $400 млн. Однако весной эти планы изменились. “Региональная экспансия откладывается до 2004 года. У нас очень большие планы в Москве. Хотим открыть здесь не меньше 200 универсамов”, – заявляли в “Копейке”. Теперь компания все же двинулась в регионы, видимо, не желая отставать от конкурентов. Ведь в 2002 году в Санкт-Петербурге открылся “Перекресток”, в Воронеже – “Пятерочка”, в Туле и Челябинске – “Дикси”, в декабре откроется первый гипермаркет “Рамстор” в Красноярске.

Экспансия “Копейки” пойдет по следующей схеме. 1 декабря будут зарегистрированы ООО “Копейка-Москва” и ООО “Копейка-Самара”, которые займутся развитием сети в Московском и Поволжском регионах. Каждый филиал будет иметь распределительный центр (РЦ), рассчитанный на обслуживание 70-90 магазинов. Магазины будут открываться в радиусе 250 км от РЦ, поэтому в зону их охвата попадут также Рязанская. Тверская, Калужская, Ярославская, Ульяновская и Саратовская области. В “Копейке” настроены весьма оптимистично. “Мы оцениваем емкость самарского рынка примерно в $4 млрд. Наш план на ближайшие три года – занять 15-20% рынка. Инвестиции в развитие ООО “Копейка-Самара” составят $50-70 млн”, – говорит президент ТД “Копейка” А.Самонов.

Однако у наблюдателей выбор Самары для старта экспансии в регионы вызвал удивление. Известно, что “Копейка” готовилась идти в более перспективный Екатеринбург. Она вела переговоры о покупке местной сети “Монетка”. Стороны уже согласовали все детали сделки, но сама она перенесена на неопределенное время. По словам Александра Самонова, на выборе Самары настоял ЮКОС, которому в регионе принадлежит ряд нефтеперерабатывающих предприятий, а также сеть из 60 АЗС, на которых “Копейке” предстоит открыть супермаркеты.

Видимо, география АЗС ЮКОСа станет определяющим фактором при развитии сети магазинов “Копейка”. В частности, это подтверждает и тот факт, что в 2004 году следующий филиал охватит Центральный и Южный регионы: Белгородскую, Курскую, Орловскую и Ростовскую области и Ставропольский край, мало привлекательные для столичных ритейлеров, но интересные для ЮКОСа с точки зрения развития сети АЗС.

Мнения экспертов об оправданности такого выбора регионов разделились. “Не знаю, возможно, для “Копейки” экономическое состояние региона не важно. Мы считаем, что открывать магазины имеет смысл в регионах-донорах федерального бюджета”, – говорит заместитель гендиректора ОАО “Седьмой континент” Валентин Запевалов.

“Такая стратегия имеет рациональное зерно. С одной стороны, приход “Копейки” в регионы, где уже присутствует ЮКОС, гарантирует ей наличие платежеспособного покупателя – работников нефтяной компании. С другой – наличие такого акционера, как ЮКОС, поможет “Копейке” решить с региональными властями все организационные вопросы без особых проблем”, – считает аналитик ИК “Проспект” М.Ибрагимов.

В 2003 году торговый дом "Перекресток" начнет открывать магазины в регионах

Как сообщил председатель совета директоров “Перекрестка” Лев Хасис, в следующем году компания планирует открыть восемь супермаркетов в Москве, два в Санкт-Петербурге, а также магазины в Самаре, Нижнем Новгороде, Казани, Тольятти, Ростове-на-Дону и, возможно, в Краснодаре. Сегодня в сеть “Перекресток” входит 45 магазинов, один из которых расположен в Петербурге.

ООО "планета Менеджмент" запускает новую сеть супермаркетов под вывеской "Компас" в городах Центрального федерального округа

По площади (1,2 тыс. кв. м) и ассортименту (7,5 тыс. наименований) формат “Компаса” будет полностью копировать супермаркеты “Караван” нижегородского ООО “Альянс”, купленного “Планетой Менеджмент” в феврале. Однако в Москве марка “Караван” уже зарегистрирована, поэтому для супермаркетов была придумана новая вывеска. В планах компании параллельно развивать два формата продуктовых магазинов – “Гастроном ‘Эконом'” (дискаунтеры) и “Компас” (супермаркеты) – в Москве, Ярославле, Туле, Рязани и других городах ЦФО, а также “Пятачок” (дискаунтеры) и “Караван” (супермаркеты) в Нижегородской области. “Компас” станет пятым брэндом в розничной сети “Сибнефти” – кроме названных ей принадлежат также торговый центр и супермаркет “Ново-Мариинский” в Анадыре (Чукотский АО). Первые магазины “Компас” будут открыты в Обнинске (Калужская область) в декабре.

Сеть "Патэрсон" до конца 2004 г. Может вложить в развитие региональной сети около $20 млн, заявил председатель совета директоров сети Алексей Мауергауз

По его словам, инвестиции в 2003 г. составят $7-8 млн, в 2004 г. – $12-15 млн. Сеть “Патэрсон” 1 декабря открыла свой первый магазин в Твери площадью 1600 кв. метров. Примерно 20-30% товаров будут поставлять местные поставщики. В 2003 г. компания планирует ввести в эксплуатацию в Москве 6 универсамов “Патэрсон”, 2 из которых – собственные торговые центры.

Региональные игроки заручились поддержкой местных элит в противостоянии столичным ритейлерам

География региональной экспансии московских и питерских продуктовых сетей причудлива: Тверь (на днях сеть “Патэрсон” открывает там магазин), Воронеж и Челябинск (“Пятерочка”), Красноярск (“Рамстор”). В планах турецкого “Рамстора” стоит еще и Казань. Иных городов за пределами Московской области в списке завоеваний столичных ритейлеров вплоть до 2004 года, похоже, не предвидится. Возникает резонный вопрос. А как же самые богатые мегаполисы – Нижний Новгород, Самара, Краснодар, Екатеринбург?

Отчасти ответ на этот вопрос заключается в том, что для выхода в крупные регионы требуются очень большие инвестиции. Но только отчасти. Существует еще одно препятствие – нежелание местных игроков пускать москвичей и питерцев на свой рынок. “Города с платежеспособным спросом имеют развитую экономику. Как правило, несколько лет назад местная деловая и политическая элита пошла по пути диверсификации собственного бизнеса. В настоящее время региональная розница в экономически развитых городах достаточно защищена от экспансии столичных сетей – как за счет обладания наиболее удобными магазинами, так и за счет поддержки местных элит (что дает им зачастую непреодолимые внерыночные конкурентные преимущества)”, – говорит А.Ваганов, руководитель отдела маркетинга АКГ “Развитие бизнес-систем”.

Региональные игроки строят все более надежную оборону. В Нижнем Новгороде, где сильны позиции близкой к акционерам “Сибнефти” компании “Планета Менеджмент”, например, создан союз независимых магазинов, намеренных защищать свои интересы. В Краснодаре москвичам будут сопротивляться сети “Магнит” (более 250 магазинов по стране), “Михаил” (18 магазинов), “Робин-Бобин” и “Табриз”. В Ростове-на-Дону и Волгограде серьезно развивает розничный бизнес оптовая фирма “Сервиспродукт”, владеющая на сегодня сетью из 11 магазинов-дискаунтеров и супермаркетов, – компания планирует в 2003 году открыть в этих городах более 30 новых магазинов. В Самаре и Казани сильны позиции сети разноформатных торговых точек под маркой “Эдельвейс”, принадлежащей одноименному холдингу, выпускающему пиво “Красный Восток”. Именно Екатеринбург фигурировал изначально в планах “Пятерочки”, но так и не был покорен. В столице Урала рынок держат сети “Кировский” и “Купец”, имеющие почти по 30 магазинов и обладающие налаженными связями с местной администрацией.

Впрочем, возможно, и нет ничего страшного в том, что столичные компании никак не попадут в самые богатые регионы. “Дискаунтерным сетям могут быть интересны для развития не только города-миллионники, но и рынки городов с населением от 400000 жителей, с высокой концентрацией промышленных предприятий, где люди своевременно получают зарплату, – говорит К.Терещенко, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами компании “Денди Дистрибьюшен”. – Главное для национальных сетей – выход в любой крупный город региона, выбор правильного стратегического партнера, запуск проекта, формирование брэнда и имиджа сети, завоевание лояльности покупателей”.

Удачи и приятного аппетита!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ