Тост за новый ГОСТ

0:00
0

К 1 января следующего года в силу вступают новые ГОСТы для вина, которые разрабатывает Ростехрегулирование. Как отмечает «Московский комсомолец», работа над новыми ГОСТами строго засекречена. От одного из игроков рынка удалось выяснить, что один из ГОСТов коснется проверки напитков на содержание органических кислот. Как саркастично замечает «МК», об этом ГОСТе никто толком ничего не знает, зато точно известно, что он вступает в силу с 1 января 2009 года, да еще с правом досрочного введения.

Виноделов критерии распознания натуральных вин возмущают. “Говорят, если при приготовлении используется сброженное сусло, то вино уже не натуральное. А какое же это вино, если сусло не сброженное?” – признался один из собеседников корреспондента “МК”. Подчеркивается, что налоговикам выгодно, чтобы как можно больше продукции реализовывалось как ненатуральное вино: ставка налога на него выше почти в девять раз.

«В общем, все опять попахивает летом 2006 года, когда из-за введения ЕГАИС алкогольные полки магазинов опустели, – резюмирует «Московский комсомолец». – И уже можно прикинуть, какова будет цена неразберихи. Ведь платить за все, как обычно, придется нам с вами».

В то же время, как пишет «РБК daily», в России продолжается рост потребления вина и пива при сокращении сегмента крепкого алкоголя. Согласно данным Росстата, опубликованным на сайте Национальной алкогольной ассоциации, в 2007 году доля водки и ликероводочных изделий составила 54,4 процента при ежегодном сокращении на 2-4 процента, в то же время удельный вес вина возрос по сравнению с 2000 годом с 3,6 до 6,5 процента, пива – с 17,4 до 31,9 процента.

Однако данные Всемирной организации здравоохранения, на которые ссылается «Smart Money», демонстрируют, что структура потребления алкоголя в России далека от идеальной. По оценке ВОЗ, среднедушевое потребление чистого алкоголя составляет 15 л в год, что почти вдвое превышает безопасную для здоровья норму в 8 л. «А ведь еще три года назад этот показатель в нашей стране выглядел куда менее пугающе – 12,1 л.», – отмечает «Smart Money».

Генеральный директор одного из крупнейших импортеров премиального алкоголя “Бакарди Рус” Роберт Питер Фурнисс-Рое считает, что в столь быстром росте пьянства повинна российская “монолитная алкогольная субкультура”: “Обычная водка или пресловутое “советское шампанское” дешевы и повсеместно доступны. Чтобы приучить россиян пить меньше, но более качественные напитки, производителям алкоголя придется взять на себя просветительские функции». Г-н Фурнисс-Рое считает позитивным явлением для рынка глобализацию: доминирование международных брендов серьезно меняет структуру потребления спиртного.

Совладелец бренда “Косогоров самогон” Николай Полуэктов, приглашенный журналом «Профиль» в качестве эксперта, отмечает, что сегодня новым компаниям практически невозможно проникнуть на российский алкогольный рынок. «Для того чтобы убедиться в справедливости сделанного вывода, достаточно зайти в любой принадлежащий крупной розничной сети супермаркет: количество продающихся там водочных марок составит дюжину, от силы – два десятка. А ведь еще каких-то два-три года назад их число нередко превышало сотню», – констатирует Полуэктов.

К позитивным последствиям консолидации рынка Николай Полуэктов причисляет вытеснение с рынка нелегельной водки. «Просто чем крупнее компания, тем меньше у нее резонов рисковать лицензиями на производство и торговлю – а из-за копеечной в масштабах всей компании партии напитка может остановиться весь многомиллионный бизнес. Гнать “левак” становится просто очень рискованно», – объясняет Полуэктов.

Единственное, что печалит эксперта журнала «Профиль» – уход с рынка предпринимателей: «Решение задачи “придумать-сделать-продвинуть хороший товар” более неактуально: новые товары никому не нужны – ни хорошие, ни плохие. Даже тех, что есть и то с избытком. Ничего не поделаешь – развитый рынок».

Противостоять глобализации помогает региональный протекционизм. Дискриминации варягов в Татарстане посвящена статья в газете «Ведомости». Сообщается, что Госалкогольинспекция Татарстана утвердила такие правила проверки качества алкогольной продукции: продукция, произведенная в регионе, должна проверяться не реже одного раза в квартал и при выпуске нового продукта, привозная продукция проверяется при поставке каждой партии, причем с отбором проб для лабораторного анализа.

Союз производителей алкогольной продукции (СПАП) возмущен инициативой Госалкогольинспекции: “Столкнувшись с необходимостью предъявлять для длительной и возмездной проверки все партии закупаемой за пределами Татарстана алкогольной продукции, оптовые покупатели будут отдавать предпочтение местной продукции”.

Начальник отдела защиты рынка от недобросовестной конкуренции “Русского алкоголя” Артем Мальцев отмечает, что различные формы дискриминации неместных производителей алкоголя есть в 22 регионах. Так, в Нижегородской области рекомендуют выделять фиксированное полочное пространство для местных производителей; в Курской, Тверской и Белгородской областях созданы региональные системы качества, которые выдают сертификаты после платных исследований. “Башспирт” в марте 2008 г. разослал письмо ритейлерам, в котором, ссылаясь на рекомендации региональных властей, просил ритейлеров отдать 80 процентов полок под свою продукцию.

Представитель СПАП Дмитрий Добров подчеркивает, что у региональных властей есть корыстный интерес в поддержке местных производителей: ОАО “Татспиртпром” принадлежит минимущества Татарстана, ОАО “Башспирт” – минимущества Башкирии.

В центре внимания «Коммерсанта» возможный выход на биржу компании «Ладога». Как стало известно, до конца года “Ладога” примет решение о проведении IPO или частного размещения до 25 процентов акций. Аналитики рынка отмечают, что с учетом конъюнктуры рынка и масштаба бизнеса “Ладоги” вариант с частным размещением выглядит убедительнее. Аналитик Deutsche Bank Алексей Кривошапко оценивает рентабельность “Ладоги” максимум в 15 процентов по EBITDA, а всю “Ладогу” – не дороже $80-90 млн. “Речь идет о пакете стоимостью $16-20 млн. Скорее всего, его будет легче реализовать среди одного инвестора, каким может выступить практически любой российский фонд”,- рассуждает аналитик.

В то же время глава отраслевого агентства ЦИФФРА Вадим Дробиз уверен, что с учетом стабильного положения на рынке Северо-Западного федерального округа и экспортного потенциала основного бренда, премиальной водки “Царская”, 100 процентов “Ладоги” может быть оценено в $200-250 млн. По данным “Бизнес Аналитики”, доля “Ладоги” в 2007 году на рынке водки в России – 1 процент по стоимости, в Петербурге и Ленобласти – 5,4 процента. По данным ФТС, в 2007 году “Ладога” экспортировала продукции на $3,55 млн.

На рынке пива внимание аналитиков привлек холдинг SABMiller, который готовится к реализации в России новой премиальной марки Peroni. По сведениям дистрибьюторов, примерная цена Peroni в рознице составит 75-80 руб. за бутылку 0,33 л.

Аналитики рынка, опрошенные «РБК daily» скептично оценили перспективы итальянской марки. “Не думаю, что с продажами Peroni SABMiller сможет вернуть себе лидерство в сегменте, – заявил руководитель пресс-службы “Балтики” Алексей Кедрин. – На мой взгляд, запуск этой марки связан с общей тенденцией рынка по премиализации портфелей брендов”. Гендиректор “Норд Винс Дистрибьюшн” Владимир Жоссан удивлен решением SABMiller развивать эту марку в нашей стране. По его мнению, российские потребители не ассоциируют пиво с Италией. “Кому они собираются адресовать этот продукт, мне совершенно непонятно. Ни одного успешного примера итальянского пива в России не было, хотя его и пробовали неоднократно завозить”, – говорит г-н Жоссан.

Главным событием сокового рынка стало оглашение цены выкупа акций у миноритариев, которые не согласятся с разделением компании “Лебедянский”. Как известно, соковый бизнес останется в ОАО “Лебедянский” и потом будет продан PepsiCo/PBG, а производство детского питания и минеральной воды основатели компании сконцентрируют на базе ОАО “Прогресс” (Липецк) и оставят себе. Для одобрения сделки нужно простое большинство голосов миноритариев, которые сейчас владеют 23,87 процента акций.

“От решения миноритариев зависит судьба сделки”, – цитируют «Ведомости» представителя “Лебедянского” Александра Костикова. Если решение о разделении компании будет одобрено, то каждый акционер, владевший акциями на 28 марта 2008 г., сможет получить такие же доли в соковой и “детской” компаниях. В то же время голосовавшие против или воздержавшиеся могут предъявить свои акции к выкупу по 2001 руб. ($84,8).

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ